Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

4) Завершить изучение определенной темы или раздела рекомендуется фронтальным занятием, но уже в виде конкурса, викторины, праздника. Итоговые занятия проводятся совместно с учителем и воспитателем и дают им возможность оценить собственный педагогический труд и уровень социально-бытовой подготовленности учащихся. Таким образом, система педагогической работы представляем собой целенаправленную организацию деятельности учащихся по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений [31, стр.18-24].  

Содержание обучения по СБО в  специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе VIII вида определяется учебным  планом и программой, между которыми существует неразрывная связь.

Учебный план разрабатывается на основе базисного плана общего образования  умственно отсталых детей. Он является составной частью проекта государственного стандарта в области общего образования  лиц с ограниченными возможностями  здоровья. Проект государственного стандарта  общего образования лиц с ограниченными  возможностями здоровья – это  документ, определяющий основные направления  и содержание образования, воспитания и развития детей указанной категории, а также оптимальных условий, необходимых для осуществления  их воспитания, обучения и коррекции  имеющихся недостатков развития. Базисный план включает помимо образовательных  предметов и коррекционные занятия, к которым и относятся уроки  СБО.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что  дает возможность осуществлять коррекцию  умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы  по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному  усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 до 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8 – 9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование  соответствующих методов, приемов  и средств обучения.

Метод обучения – это способ работы учителя и учащихся, при помощи которого достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение, развиваются способности.

Прием – это часть метода.

Средства обучения – это все то, что помогает учителю и учащимся: слово учителя, учебники и учебные пособия, справочная литература, технические средства обучения, наглядные пособия и т.п.

Существует множество классификаций  методов обучения. Одна из них –  классификация в зависимости  от источника знаний:

- словесные методы – рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;

- наглядные методы – демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения;

- практические методы – устные и письменные упражнения, практические работы.

Специфика реализации методов в  специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения умственно отсталыми знаний, умений и навыков.

Рассмотрим лишь некоторые дидактические  методы, используемые на уроках социально-бытовой  ориентировки.

На уроках по СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко применяется  метод объяснения. Учитель объясняет отдельные понятия, правила поведения, приемы работы с определенными инструментами, электроприборами, правила их применения, содержание некоторых слов, терминов и т.п. В связи с имеющимися отклонениями в речевом развитии, ограниченностью словарного запаса, проблемами в использовании многосложных слов и распространенных предложений умственно отсталые школьники часто не понимают специальных терминов, сложных инструкций. В силу недостатков познавательной деятельности они плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, под одно понятие могут подвести прямо противоположное, не используют усвоенные знания при изучении нового материала.

Объяснение проводится при четком соблюдении различных дидактических  принципов, используемых в специальном  обучении:

- объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;

- материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен умственно отсталым детям;

- объяснение может сопровождаться демонстрацией наглядности, показом способов и приемов работы, практическими действиями учеников;

- во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.

Метод объяснения используется при  изучении нового материала или для  закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Рассказ должен быть небольшим по объему, излагаемые факты должны быть достоверны и научно проверены. Количество новых сведений в рассказе должно быть строго ограничено, новые слова  и термины разбираются предварительно. Содержание раскрывается конкретно  и по плану. Обязательно проявление эмоционального и заинтересованного отношения учителя к сообщаемому. Возможны использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов. Рассказ может проводиться в начале урока и занимать небольшую его часть или в конце, как обобщение. Можно разбить рассказ на логически завершенные части, каждая из которых продолжается выполнением практической работы учениками. В последнем случае в конце урока необходимо провести беседу, подводящую к обобщению знаний.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Беседы могут быть вводными, текущими, заключительными.

Для сообщения новых знаний на уроках СБО беседа может использоваться только в том случае, если у школьников уже есть некоторые сведения по изучаемому материалу. Метод беседы имеет существенное значение в процессе обучения и в  коррекционном процессе умственно  отсталых детей. В верно построенной  беседе ученики не только получают или закрепляют знания. Беседа учит их анализировать, сравнивать, делать обобщения, формировать диалогическую  речь и логически ее строить. Этот метод способствует пробуждению  у умственно отсталых детей интереса и активности, умения задавать вопросы, быть активными в общении со сверстниками и взрослыми.

Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит  его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Вопросы должны быть четкими, короткими, доступными по содержанию, учитывать  знания и опыт школьников. Обязателен учет типологических особенностей умственно  отсталых учащихся. Заранее предвидя индивидуальные трудности и этапы  их возникновения, учитель должен разработать  ряд дополнительных вопросов. Это  могут быть: вопрос-альтернатива; вопрос, содержащий в себе ответ; вопрос-побуждение, активизирующий память и внимание детей; развернутый вопрос, сопровождаемый жестом для привлечения внимания к наглядности. Умелое варьирование основных и дополнительных вопросов включает в активную беседу весь класс. Недопустимо использование сдвоенных  вопросов, рассеивающих внимание и  затрудняющих понимание учениками  их смысла. Также нельзя задавать вопросы, требующие однозначного ответа. Использование  вопросов, требующих второстепенной информации, параллельно идущей с  рассматриваемой темой, может затруднить обобщение, вывод и увести от основного  содержания.

Беседа будет успешной не только при правильной постановке вопросов. Важно и своевременное исправление  неудачных ответов учеников. Необходимо объяснять отвечающему причину  неправильного ответа, создать условия  для самостоятельного осознания  ошибки.

Лучшему усвоению темы служит использование  наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.

Уроки СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое  использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность  может служить опорой ученикам при  самостоятельной деятельности. Если условные обозначения, используемые в  схематической и символической  наглядности, понятны и доступны школьникам, то такая наглядность  активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность  усвоить скрытые от непосредственного  восприятия свойства изучаемых объектов и служит систематизации приобретаемых  знаний. Однако применение символической  наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида весьма ограниченно, поскольку  является сложным для понимания  умственно отсталыми учениками.

Пользуясь наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие  требования:

- подбирать только такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;

- заранее определять место и вид наглядности, используемой на уроке, а также вид работы с этой наглядностью;

- строго ограничивать количество наглядности на уроке, так как с каждым из подобранных видов наглядности должна быть проведена соответствующая работа;

-   при   использовании   наглядных    средств,    выпускаемых   для обще-

Образовательной   школы,   нужно   адаптировать   их с    учетом программных

требований и возможностей умственно  отсталых учеников;

- демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем ученикам. Объемные предметы рассматриваются со всех сторон.

 Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

 Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия  не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий  могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые  игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

 На занятиях  по СБО следует уделять внимание  обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

  На занятиях  СБО используются все виды  наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

 

Выводы к  первой главе:

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

1) В специальной педагогике изучение процесса социализации началось задолго до формулирования в науке значения этого термина. Только с 90-х годов XXI века социализация детей с умственной отсталостью рассматривается как самостоятельная проблема в исследованиях Л.И. Аксеновой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Л.М. Шипицыной и др. Проанализировав теоретические и практические исследования в области специальной психологии и педагогики, мы выявили особенности социализации детей с нарушением интеллекта.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента