Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

2) В личности ребенка с умственной отсталостью выделяются такие особенности, которые будут препятствовать его социальному становлению. Предложенный вариант изучения этих особенностей в трех проекциях «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир» - позволяет систематизировать их и акцентировать свое внимание на природе и структуре содержания этих особенностей.

Для первой проекции характерны такие особенности, как неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям.

Во второй проекции эти особенности просматриваются  через межличностное и деловое общение, через особенности поведения. В этом плане отмечается импульсивность, необдуманность поступков, недостаточная возможность критически их осмыслить. В межличностных отношениях отмечается лабильность, индифферентное отношение к своему положению в коллективе. Для делового общения характерна затрудненность при общении, неудовлетворенная потребность в общении.

В третьей  проекции выделены особенности склонностей  личности и ее профессиональной направленности, своеобразие представлений об окружающем мире, понятия о ценностных ориентациях. Отмечается незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, представления об окружающем мире фрагментарны и неточны, не отражают существующих взаимоотношений.

3) Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития изучаемых детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

2 Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока « Социально-бытовая ориентировка»

 

2.1 Обоснование базы, выборки экспериментального исследования

 

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе коррекци- онного образовательного учреждения « Вспомогательной школы № 21» города Усть-Каменогорска.

КГУ «Вспомогательная школа № 21» Управления образования  ВКО.Директор школы  Корабаев Ерлан Дюсупович. Заместитель директора по учебной работе  Коваленко Оксана Васильевна. Заместитель директора по воспитательной работе  Бирюкова Ольга Сергеевна.Школа основана в 1971 году. В школе обучаются  учащиеся с диагнозами «легкая  умственная отсталость»  (F–70).Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых  школьников, подготовка их к участию  в производительном труде, к самостоятельной  жизни,к социальной адаптации в условиях современного общества.Основная школа, 13 классов-комплектов: 0,1-4 классов – 5;  5-10 классов – 8.Контингент воспитанников (по статусу): 135 учащихся  (учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Язык воспитания: русский.Оснащенность: всего в школе 23 учебных кабинета.

Во вспомогательной школе для  детей с интеллектуальными нарушениями  изучаются как традиционные предметы,  содержание которых приспособлено  к возможностям детей с интеллектуальными  нарушениями в развитии, так и  специфические  коррекционные  предметы.

«Коррекционная ритмика». Содержание обучения по этому курсу направлено на совершенствование двигательной сферы учащихся, на развитие пространственной ориентировки, ловкости в движениях, чувства музыкального и двигательного ритма,  формирование эстетических чувств.

«Социально-бытовая ориентировка». На занятиях осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, т.е. умения устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития, приобщаться к социальной и культурной жизни общества. Для занятий по СБО класс делится на 2 группы.

«Коррекция познавательной деятельности». Занятия по данному курсу могут проводиться как индивидуально, так и с группой учащихся. Они направлены на развитие нарушенных функций умственно отсталых учащихся, на формирование у них готовности к учебной и практической деятельности.

«Лечебная физкультура (ЛФК)». Групповые и индивидуальные занятия проводятся с целью преодоления двигательных нарушений, нарушений осанки учащихся. Группы формируются по рекомендациям врача.

 «Логопедические занятия». Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушения речи у этих детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Школа оснащена достаточно серьезным  коррекционно-развивающим оборудованием.

«Мягкая»  комната - это набор «умных» игрушек, так называют оборудование «мягкой» комнаты специалисты дошкольного и школьного образования. «Умные», потому что развивают, в нашем случае, корригируют интеллект ребенка, его физические и психические способности.                                                                           

Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное  для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и  взрослым с различными отклонениями в развитии, а также для улучшения  качества жизни здоровых людей. Еще  Л.С.Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования высших психических функций лежит сложный  процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Выборку составили:

Участниками эксперимента были 11 учеников 9 класса с клиническим диагнозом «легкая умственная отсталость» (таблица 2.1).

Выбор возрастного контингента  обусловлен тем, что у учащихся 9 классов уже должны быть сформированы навыки социально-бытовой ориентировки.

 

Таблица 2.1

Участники эксперимента

 

№ п/п

 

Фамилия и имя

 

Дата рождения

Тип. гр. по В.В. Воронковой

 

Диагноз

1

А.М.

09.09.1996

I

F-70; РЭП;ожирение

2

А.А.

11.01.1997

II

F-70; РЭП;ОНР;миопия;

нарушение прикуса

3

Б. А.

19.04.1995

II

F-70 ; ночной энурез; нарушение чтения

4

Д.М.

25.05.1995

II

F-70 ;РЭП ;; нарушение прикуса; кариес

5

Д.Е.

29.09.1995

I

F-70; РЭП; водянка сем.; ОНР; хр.ринофарингит; нарушение осанки; прикуса

7

Ж.А.

21.08.1995

III

F-70; РОЭП;

психологический синдром; кардиопатия; деформация грудной клетки

8

К.А.

21.10.1995

I

F-70;РЭП

9

М.М.

23.03.1996

I

F-70; хронический гастрит

10

Н.П.

11.07.1994

II

F-70;РЭП;сходящее косоглазие





Цель констатирующего  эксперимента - диагностика исходного  уровня социализированности подростка  с нарушением интеллекта.

Мы отмечали, что социализированность - это конечный результат социализации. Социализированной личность может считаться в том случае, когда просматривается единство между содержательной характеристикой качеств, адаптированностью и независимостью в обществе. В соответствии с вышеизложенными теоретическими представлениями по проблеме социализации личности были указаны факторы социализации личности. Такой теоретический анализ изучаемой проблемы позволил выделить на основе факторов социализации три концентра. В понятие «концентр» мы вкладываем своеобразное сочетание проявлений, близких по взаимодействию в структуре личности; эти концентры обозначены как микроконцентр, мезо- концентр и макроконцентр. Для каждого концентра мы определили соответствующие показатели. Показатели выраженности каждого концентра будут свидетельствовать об уровне социализированности подростка с интеллектуальным нарушением. Для каждого концентра социализированности определены в нашем исследовании следующие показатели:

1) Микроконцентр («Я как самоценность») - самооценка, структура мотивации, представления о смысле жизни.

2) Мезоконцентр («Я и ты») - адаптивность (согласованность личности со средой: сверстниками и взрослыми); позитивность (доброжелательность) отношений учащегося к окружающим.

3) Макроконцентр («Я и мир») - содержание и глубина жизненных перспектив, отношение к профессиональному самоопределению, представления детей о социальных институтах и правовых знаниях.

Проводились следующие методики: 1) Методика самооценка; 2) Методика «Представления об осмысленности жизни»; 3) Методика «Структура мотивации» ГО.П. Елисеев); 4)  Методика «Карта наблюдений Д. Стотта»; 5) Методика «Социометрия»; 6) Методика «Тест Розенцвейга»; 7) Методика  « Диагностика   профессионально -  ценностного самоопределения»; 8) Проективная методика «Незаконченные предложения»; 9)  Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); 10) Опросник «Деловое общение».

1 ) Методика «Тест самооценка».

Цель. Изучить  особенности самооценки подростков.

Процедура обследования. Методом изучения особенностей самооценки подростков послужил модифицированный вариант методики Дембо- Рубинштейна (С.Я.Рубинштейн,1970) [17]. Участникам эксперимента предлагалось самостоятельно оценить у себя выраженность одиннадцати личностных качеств: рост, сила, здоровье, красота, ум, доброта, везение, счастье, любовь окружающих, смелость, благополучие.

Инструкция. Тебе следует оценить себя по ряду качеств, таких как сила, рост, здоровье и т.д. Для того чтобы лучше понять, как это делать, рассмотрим следующий пример. Тебе нужно оценить себя по росту. Перед тобой на бланке отрезок прямой. Представь, что на нем расположились все ученики класса по росту, тогда с одного края, слева, будут находиться самые низкие ученики вашего класса, а справа - самые высокие. Поставь крестик на той черте, где ты сам находишься по росту в классе. Если тебе все понятно, то оцени себя таким же образом и по другим качествам.

2) Методика  «Представления об осмысленности  жизни».

Цель. Тест Д. Крамбо -Х. Ниеми в адаптированном М.Р. Гинзбургом

варианте предназначен для изучения представлений подростков и старших  школьников об осмысленности-бессмысленности  своей жизни, о переживании полноты своего бытия, веры в себя как хозяина своей судьбы. Методика позволяет определить, является ли для личности жизнь высшей самоценностью [22,с.23].

Инструкция. Вам будут предложены пары противоположных  утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, то, которое Вам подходит больше всего. Для этого обведите кружком одну из цифр. Чем ближе цифра к утверждению, тем, значит, больше Вы с ним согласны. Цифра 3 обозначает, что ни одно из утверждений Вам не подходит.

3) Методика  «Структура мотивации» ГО.П. Елисеев) [23].

Цель. Определить жизненную мотивацию подростка, определить структуру мотивационной  деятельности.

Процедура обследования. Подростку зачитываются формулировки размышлений о жизненных мотивах, и предлагается выбрать ответ, находящийся под определенным номером от -3 до +3. В силу специфики интеллектуальных возможностей некоторые формулировки приходилось упрощать.

4)  Методика  «Карта наблюдений Д. Стотта».

В казахстанской  практике применяется сокращенный  вариант, апробированный В.А. Мурзенко [24]. Как инструмент диагностического состояния дезадаптации карта ориентирована на совместную работу с педагогом. Педагог заполняет карту, а психолог проводит обработку результатов. Удобство данной карты состоит в том, что в ней выделены доступные для наблюдения единицы поведения; кроме того, карта позволяет формализовать результаты наблюдения, выразив их количественно в виде баллов.

Цель. Анализировать  внутренние проблемы рассогласования  личности со средой через фиксацию внешних особенностей дезадаптивного поведения ребенка.

Процедура обследования.  Дается инструкция:  «Зачеркните  цифру,  кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна для данного учащегося».

5) Методика  «Социометрия».

В настоящее  время существует наиболее распространенный вариант социометрического обследования, опирающийся на амбивалентные —  положительные и отрицательные - выборы в группе [25,с.24].

Цель. Определить уровень позитивных межличностных  отношений в группе.

Инструкция. Укажи: а) С кем из своего класса ты предпочел бы провести

смену в дежурстве по классу? б)  С кем бы ты не хотел провести смену в дежурстве?

6) Методика  «Тест Розенцвейга» [26].

Цель. Оценить  меру адаптивности поведения ребенка  в структуре межличностных отношений.

Процедура обследования. Методика является визуально - вербальной.

В качестве стимульного материала  предлагается 24 рисунка, на каждом из которых изображена ситуация взаимодействия 2х основных персонажей и текстовые задания. Ребенку предлагается составить ответ устно за участника изображенной ситуации, к которому обращаются.

7) Методика  « Диагностика   профессионально  -  ценностного самоопределения» [26. с.79]

Цель. Выявить  отношение к профессиональной деятельности.

Процедура обследования. Перед Вами разложены карточки с  обозначением привлекательных сторон профессии. Расположите их по степени значимости для Вас: на первое место положите карточку с наиболее привлекательной стороной профессии, на второе место - с менее привлекательной и т.д. На последних местах должны оказаться наименее значимые для Вас стороны будущей профессии.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента