Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

Важным параметром социализации являются институты социализации, которые влияют на ее содержание [7, 8, 11, 12, 25]. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей, и которые выступают своеобразными передатчиками социального опыта, получили название институтов социализации [7]. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе - семью, детские дошкольные учреждения, школу, неформальные группы, официальные организации. Эффективность социализации зависит от нравственного, культурного, экономического состояния социальных институтов. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение неодинаково.

Семья рассматривается  как важнейший институт социализации; ее роль зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Подчинение элементарным дисциплинарно - гигиеническим нормам и правилам указывает о начале становления личности ребенка под воздействием одного из институтов социализации - семьи. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека; позиции, которые формируют родители, определяют в дальнейшем жизненный план ребенка. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли [7].

Другим институтом социализации является школа. Она дает первичное представление человеку о его гражданской позиции, способствует или препятствует его вхождению в общественную жизнь. Е.В. Андриенко рассматривает функции школы как института социализации и отмечает, что «...пока еще нет более достойной альтернативы современной школе как социального» [8]. Р.С. Немов, анализируя школу как социальный институт, представляет группы качеств, которыми должны овладеть молодые люди по окончанию школы [9]. Первая группа качеств - это те, которые связаны с самообслуживанием в школе и дома. Вторая группа качеств касается ориентации в социальной,   политической,   экономической и культурной   жизни   общества.

Третья группа личностных качеств  относится к нравственной основе личности и ее культуре. Эти качества характеризуют в целом уровень зрелости личности [11]. Для этого института важна проблема старших возрастов, Это период «ролевого моратория», так как связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, системы ценностей и т.д. (Кон,1997.)[12].

Профессиональные  группы или трудовой коллектив как  институт социализации определяют возможности самореализации человека в интересующей его деятельности [13,14].

Социальные  институты, культурные нормы и ценности должны обеспечивать формирование социально востребованной, социально компетентной личности, адаптированной к наличным социальным условиям. Если институты социализации работают неэффективно, то может развиваться  асоциализация личности - процесс приспособления к негативному, социально неприемлемому опыту. В этом случае типичным становится девиантное, делинквентное поведение людей. Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности для личности. Драматический характер приобретает процесс социализации в период перестройки (ломки) социальных институтов - аномия. Кризисные явления в функционировании политических, экономических институтов, семьи, системы образования и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом ценностно - нормативной системы общества, резко снижает социализирующую роль норм- образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известной дилеммой «что такое хорошо, а что такое плохо». Личность зачастую теряет ориентиры, в результате - асоциализация или конфликтная социализация, Человек начинает сталкиваться с внешними конфликтами и переживает внутриличностные конфликты, перерастающие при определенных условиях в острые личностные кризисы. С этими проблемами неэффективной социализации сталкивается и современное казахстанское общество, здесь идет перестройка всего механизма социализации. Общество меняется и востребует другой тип личности, изменяет заказ институтам социализации, содержание самой социализации [44].

Вопрос о  стадиях социализации тоже неоднозначен. Существуют различные подходы к  выделению стадий социализации [7, 15, 16]. Социологический - акцентирует внимание на процесс усвоения человеком репер- туаров социальных ролей, завоевания положений в той или иной общности. Примером данного подхода является точка зрения профессора Г.М. Андреевой, которая выделила три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду [7].

А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего  успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные  закономерности характеризуют развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте) и собственно возрастной аспект социального развития личности [39].

Социализация  протекает во взаимодействии с огромным количеством условий, которые называют факторами социализации. Значение каждого  фактора неоспоримо на развитие личности. Для педагогики классификация факторов, предложенная А.В. Мудриком, считается  наиболее продуктивной. Он объединяет факторы в четыре группы:

-   мегафакторы - космос, планета, мир;

-   макрофакторы - страна, общество, этнос;

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, различающиеся по различным показателям (условия проживания, субкультура, место проживания и пр.);

- микрофакторы - семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников, воспитательные организации [16].

Заканчивая  анализ научных исследований по проблеме социализации личности, необходимо обратить внимание на понятие «социализированность»  как результат социализации, определить критерии социализированности личности. Единой точки зрения на то, что собой  представляет социа- лизированность человека не существует [17, 25].

Наполняемость этого понятия определяется подходом к процессу социализации в исследованиях А.В. Мудрика. Так, в русле субъект - объектного подхода в это понятие вкладывает «...сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Это результативная конформеность индивида к социальным предписаниям». В русле субъект - субъектного подхода выделены характеристики личности, «...обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ори- ентаций; умение находить равновесие между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей» [23].

Обобщая данные рассмотренных исследований, социализированной  личность может считаться в том  случае, когда проявляется равновесие между содержательной характеристикой качеств (чувство собственного достоинства, уважение к людям, умение прогнозировать, творчески подходить к жизни), адаптированностью и обособлением в обществе.

Для понимания  сущности процесса социализации мы рассмотрели  основные положения различных теорий развития личности, выделяя специфику каждой. Само понятие «социализация» многоаспектно, различные авторы толкуют его по-разному. Представители социально-психологического направления определяют его следующим образом: это и равнозначность с понятием «воспитание» (Г.М. Андреева), «адаптация» (А.Н. Сухов), «воспитание и обучение» (Н.И. Шевандрин), Л.С. Выготский рассматривает пересечение понятий   «    социализация      и       развитие       личности»,  Д. И.  Фельдштейн

понятие «социализация и индивидуализация» [16,17,18].

Неоднозначно  толкование этого понятия и в  современном социально- педагогическом видении. В.А. Сластенин рассматривает  социализацию как придаток воспитания, С.А. Смирнов соотносит социализацию и воспитание, у Б.З. Вульфова - это  поток внешних и внутренних влияний [19,20].

Различна  позиция исследователей относительно роли личности в процессе социализация. Рассматривается ее активность — пассивность и это является основой определенного направления (субъект - объектного и субъект - субъектного) в понимании сущности изучаемой проблемы.

Содержание  данного раздела заканчивается освещением вопроса анализа структуры социализации, где мы выявили неоднозначность по различным ее составляющим. Относительно содержания одни исследователи ограничиваются описанием этого процесса: коммуникативный процесс (Т. Шибутани), феномен непрерывного онтогенеза личности (Н. Смелзер). Другие представляют этот процесс как сложноструктурированный, двусторонний (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик)[13,2,4]. В этом плане мы фиксируем необходимость значения «меню» (А.А. Бодалев) для оценки содержания социализации, раскрываем значение трех сфер становления личности для социализации (Г.М. Андреева), указываем на механизмы данного процесса: позитивные и негативные (Н. Смелзер), психологические и социально-психологические (А.В. Мудрик). В работе мы обращаем внимание на факторы социализации, которые воздействуют на личность, способствуя или препятствуя ее социализированности. Это мегафакторы, макрофакторы, ме- зофакторы и микрофакторы. Указываются основные критерии социализированности личности. Обобщая теоретические исследования, мы фиксируем, что социализированной личность может считаться в том случае, когда просматривается единство между содержательной характеристикой качеств, адаптированностью и независимостью в обществе.

 

 

1.2 Урок «Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы

 

Изучение  процесса социализации в специальной  педагогике началось задолго до формулирования в науке значения этого термина. Проведенный анализ научных источников, позволил сделать вывод о том, что многие авторы описывали и анализировали процесс социализации, его составляющие, не пользуясь термином «социализация» [38,с. 49].

Исторически, длительное время процесс формирования человека шел независимо от того, насколько  сам человек мог его осмыслить. Со временем акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному. История детства - это история становления личности ребенка в семье. Рождение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. Л.И. Аксенова раскрывает в историческом аспекте становление системы социально- педагогической деятельности в Казахстане относительно детей с проблемами в развитии [4]. Не касаясь освещения вопроса о периоде зарождения и становления отечественной системы социально-педагогической деятельности, укажем лишь на тот факт, что этот процесс проходил непоследовательно, прерываясь социальными катаклизмами, которые оказывали негативные последствия на экономическое и социально-политическое развитие Казахстана. В результате вся отечественная система социально-педагогической деятельности складывается как особая форма отражения ценностных ориентаций и норм общества, и это приводит к «... образованию огромного количества детей-маргиналов, социальных сирот (сирот при живых родителях); снизило общий моральный уровень общества, обозначило резкие противоречия с провозглашенными идеалами гуманизма» [4, с.67]. Содержание ребенка вне семьи, в условиях закрытого социума, без возможностей средового общения вело к обострению патологических проявлений существующего дефекта и являлось тормозом социального становления личности ребенка.

На современном  этапе изменилось видение проблемы обучения и воспитания детей с различными нарушениями, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью. Рассматривается вопрос о реабилитации детей средствами образования, Н.Н. Малофеев, указывая на роль науки в планомерном выходе специального образования из кризиса, ставит определенные задачи, одна из которых «...на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максимально полные «карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач» [44, с.76].

Н.М. Назарова считает, что важным условием полноценной  социализации и социальной жизни  является усвоение навыков социального общения - коммуникация и умение организовать свой отдых, свое свободное время - рекреация. Она отмечает, что в нашей стране издавна существовала патерналистская позиция общества и государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды и не только ведет к маргинализации, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможностями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Основными компонентами независимого образа жизни Н.М. Назарова определяет сферы жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.

Л.И. Шипицына под социализацией понимает «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей» [20]. Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого- педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества.

Социализация  ребенка осуществляется широким  набором средств, специфических для данного общества и зависит от его возраста. На социализацию ребенка влияет ряд факторов - макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Влияние микрофакторов осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии с которыми происходит его жизнь. Важным агентом социализации подростка с нарушением интеллекта является педагогический персонал специального учреждения, где он обучается. Для успешной работы с данной категорией детей учителю важно знать особенности их психического и личностного развития. Это поможет понять причины, обуславливающие успехи и неудачи обучения и воспитания, это необходимо для поиска наиболее адекватных приемов и способов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей степени помочь ученикам расширить его возможности в плане общего и личностного развития и, тем самым, способствовать его социализации.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента