Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

          Введение…………………………………………………………………….4

    1. Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
    1. Проблема социализации личности в современном    социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
  • Урок  « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
  • Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
    1. Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35
     
      1. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
  • Обучающий эксперимент………………………………………….…61
  • 2.4  Анализ результатов экспериментального исследования…………..77

              Заключение………………………………………………………………...89

              Список использованной литературы…………………………...………..91

              Приложение  А… .…………………………………………………   …...94

              Приложение  Б………………………………………………………..….102

              Приложение  В…………………………………………………….……..105

              Приложение  Г…………………………………………………..……….106


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Актуальность  исследования. Современному цивилизованному  обществу для культурного развития в возрастающих масштабах требуются высокоразвитые в умственном, нравственном и физическом отношении личности. Такой тип социализации адекватно отражает потребности новой исторической эпохи. Для обеспечения полноценной, независимой и продуктивной жизни в обществе индивида необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших социальных институтов которого служит система образования.

    Особо важное значение имеют социальные институты образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта.

    Основной  недостаток в воспитании и обучении аномальных детей Л.С. Выготский  объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ...происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения». Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость».

    В настоящее  время проблеме социализации ребенка  с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований. Отмечается неадекватность самооценки этой категории учащихся (Л.В. Ви- кулова, Л.С. Выготский,Ж.И. Намазбаева, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев) [1,2,3,4,5]. Единичные исследования затрагивают проблему нарушений мотивационно-эмоциональной сферы умственно отсталых подростков (Б.Б. Зейгарник, Ю.Т. Матасов, А.А. Сагдуллаев) [6,7,8]. Для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального (В.А. Вярянен, Н.П. Долгобородова, Г.М. Дульнев, Е.С. Кузнецова [9,10,11,12 ]. Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства (В.В. Воронкова, А.Н. Гамаюнова, Ш.Н. Нигаев, Т.Н. Стариченко) [13,14,15,16].

    Противоречие  между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами выпускников специальной (коррекционной) школы определяет актуальность проблемы - поиска путей и средств, обеспечивающих эффективность социализации учащихся с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы.

    С целью совершенствования  процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в образовательные учреждения введен урок «Социально-бытовая ориентировка» (СБО). Однако анализ практики показывает, что педагогические возможности данного урока в социальном становлении личности используются далеко не полностью. Анкетирование учителей учреждений данного вида подтверждает эту тенденцию. Учителя рассматривают данный уро актуальность проблемы - поиска путей и средств, обеспечивающих эффективность социализации учащихся с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы.к как дополнительное подспорье в формировании навыков самообслуживания, практико-предметных навыков; в то же время недостаточно осмысливается и реализуется социализирующая составляющая урока. Необходимость более глубокого использования социально-педагогического потенциала урока СБО в учебно-воспитательном процессе обусловили обращение к теме исследования - «Педагогические условия социализации детей с умственной отсталостью на уроках социально бытовой ориентировки».

    Цель исследования – разработка программы коррекционных  занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:

     -  наполняемость классов;

    - современные  требования к организации быта  с учетом конкретной ситуации  ребенка с умственной отсталостью  (город, поселок);

    - различные  модификации бытовых предметов,  дидактического материала, наглядных  пособий;

    - реальное  оборудование, приспособления, раздаточный  материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект  для учителя);

    -  зональность  кабинета СБО.

    Объектом  исследования выступает социализация детей с умственной отсталостью.

    Предметом исследования являются педагогические условия социализации детей с умственной отсталостью на уроках СБО.

    Гипотеза  исследования:

    Если при  проведении уроков СБО опираться на разработанную программу коррекционных занятий, включающую следующие педагогические условия:

     -  наполняемость классов;

    - современные  требования к организации быта  с учетом конкретной ситуации  ребенка с умственной отсталостью  (город, поселок);

    - различные  модификации бытовых предметов,  дидактического материала, наглядных  пособий;

    - реальное  оборудование, приспособления, раздаточный  материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект  для учителя);

    -  зональность  кабинета СБО; предполагающие развитие адекватной самооценки у учащихся, позитивного межличностного общения и формирование диспозиции, ориентированной на осмысление личностной значимости детей с умственной отсталостью, то социализация умственно отсталых школьников будет эффективна.

    Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих  задач:

    1) Дать анализ психолого - педагогических подходов к проблеме социализации школьников с умственной - отсталостью.

    2) Определить показатели социализированности подростка с интеллектуальной    недостаточностью   и    средства    их       педагогической

    диагностики.

    3) Провести обучающий эксперимент в целях эффективности социализации ребенка.

    4) Обосновать  базу, выборки и методы экспериментального  исследования.

    Методологической  и теоретической основой исследования являются положения теории деятельностного  подхода в формировании личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), основы гуманистического подхода в воспитании (А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский и др.), положения о социализации как функции образовательного процесса (Л.Я. Рубина), социально-педагогические концепции общения и взаимодействия (Г. М. Андреева, Е.В. Коротаева, А.М. Мудрик, В.В. Сериков); основы теории развития и воспитания лиц с нарушенным интеллектом (Граборов, Г.М.,Л.В. Занков, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф) [17,18,19,20,21,22.23,24,25,26].

    Методы исследования были выбраны с учетом специфики  предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой  исследования:

    - теоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

    - эмпирические:   изучение педагогического опыта, тестирование, беседы, проектирование, моделирование; педагогический эксперимент в процессе апробации эффективности предложенной технологии; качественный и количественный анализ данных.

    Экспериментальное исследование проводилось в три  этапа:

    На первом этапе изучалась и анализировалась  педагогическая и психологическая  литература по теме исследования, разрабатывались  показатели социализированности детей  с умственной отсталостью, проводился констатирующий эксперимент.

    На втором этапе разрабатывалась и апробировалась усовершенствованная программа  урока СБО на основе социокультурного подхода.

    На третьем  этапе проводился качественный анализ результатов исследования, сделаны выводы по исследованию, оформлены методические рекомендации и дипломная работа.

    Структура и  объем дипломного проекта. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

     

     

    1 Теоретическое исследование проблемы социализации подростков

     

    1.1 Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании

     

    С момента  появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но еще не является личностью, для этого ему надо пройти сложный процесс развития биологического и психического, а главное - социального созревания, социализации.

    По утверждению  Л.С. Выготского ребенок, родившись, уже  является социальным    существом [2]. Его изначально окружает сложноструктруированный социальный мир, мир того общества, полноправным членом которого ему предстоит стать. Постепенно окружающий социальный мир открывается ребенку в системе существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Именно на основе овладения ребенком этого «поля» социокультурных норм и правил произойдет формирование персональной ценностной нормативной системы.

    Задолго до возникновения социальной психологии и педагогики люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социальной мысли. В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.д. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [27,с.24]. До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания. С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XXI века теория социализации превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи и представители других наук. Исторически изучение процесса социализации детерминировалось различными теориями развития личности, которые в рамках своих представлений определяли методологические подходы к осмыслению процесса социализации. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках этих теорий.

    В качестве общих оснований биогенетических  теорий в изучении социализации выступает эволюционная теория Ч. Дарвина, биогенетическая концепция Э. Геккеля, эволюционная теория социального дарвинизма Г. Спенсера и взгляды американского ученого Ст. Холла на процесс онтогенетического развития ребенка, который считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основным законом социального развития личности является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Все субъекты должны полагаться на собственные силы и не должны рассчитывать на поддержку извне. Последователи этой теории, представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр) изучали людей с точки зрения их социальной адаптации, а именно такие состояния как независимость, самоподдержание, стабилизация. Результатом данного направления явилось появление большого количества исследований, ориентированных на практический результат [11].

    В основе теоретических  моделей социализации представителями  интеракционистских теорий (Ч. Кули, Дж. Мид) лежит анализ взаимодействия человека со своим социальным окружением, а именно процессы становления ролевого поведения и формирования «Я» [12]. В качестве наиболее общих положений можно выделить следующие:

    1) Одним из основных результатов социализации является развитие «Я», имеющее социальную природу и формирующееся в процессе взаимодействия с другими.

    2)  «Я» неоднородно и состоит из нескольких структур.

    3) Социальное развитие заключается в основном в формировании определенного ролевого репертуара, при этом в той степени, в которой ребенок способен играть роль «Другого», способен стать объектом в собственных глазах.

    4) Опыт социального взаимодействия выражается в умении ориентироваться на коллективные правила поведения.

    Общим теоретическим  основанием психоаналитических трактовок  процесса социализации послужила теория 3. Фрейда. Социализация представляет процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности. В более поздних неофрейдистских концепциях социализации основное внимание уделялось анализу «Эго» как основной «адаптирующей инстанции» в процессе социального развития личности. Примером теоретического изучения социализации в рамках данного направления может служить концепция Э. Эриксона, в которой очень большое значение придается социальному окружению и закономерностям формирования Я-концепции. Э. Эриксон подчеркивал влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов [13].

    Исследование  процесса социализации в русле когнитивистских  теорий исходит из теории развития Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов (Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Ат- кинсон). В его исследованиях было установлено, что навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным опытом, значительная часть активности детей приходится на игры. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления. Опираясь на труды Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Колберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития, т.е. умением объяснять причину своего выбора при оценке каких либо событий [14].

    Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента