Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

Характеристика  мотивации отношения свидетельствует  о значительно низком уровне всех мотивов. При умственной отсталости к 17 годам отмечается определенное снижение мотива инициации (с 67% до 90%), самомобилизации (с 41% до 90%). Это объясняет характерные особенности подростка в плане инертности, отсутствия способности проявления волевых качеств. Для данной категории детей не характерно, по нашим данным, проявлений осмысливания своей деятельности, в два раза к моменту выпуска из школы снижается этот уровневый показатель по сравнению с возрастом 14 лет. На этом фоне отмечается незначительное увеличение (на 16%) количества учащихся с позитивным личностным ожиданием своих успехов в работе. Таким образом, мы отмечаем специфическую структуру МО, что объясняется неравномерным и нестабильным развитием личностных функций у данной категории подростков с умственной отсталостью.

Обработка результатов методики «Карта наблюдений Д. Стотта». В регистрационном бланке фиксируются те цифры - симптомы поведения, которые характерны для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). Подсчитывается сумма баллов по каждому симптомокомплексу в отдельности и общий балл, отражающий коэффициент дезадаптированности учащегося в целом.

В таблице 2.9 выражены полученные результаты в процентном отношении .

 

Таблица 2.9

Показатели  состояния дезадаптации ( в процентах)

 

Показатель

группа

  Отсутствует

  Средне выражен

  Очень выражен

Первая

38

38

24


Продолжение таблицы 2.9

 

Вторая

60

30

10

Итого:

44

28

28


 

Данная методика позволяет увидеть рассогласованность  личности   со

средой через фиксацию внешних  особенностей дезадаптивного поведения  подростка. Эти внешние проявления просматриваются в различных  аспектах: отношение к вещам, ситуациям, к новым людям, к себе. Просматривается характер отношений - тревожность, враждебность; указывается на проявления поведения относительно социальной нормативности.

Количественная  обработка данных показывает неоднородную картину состояния дезадаптации как по вертикальным, так и по горизонтальным линиям. К 17 годам картина меняется: крайне выраженное состояние дезадаптации выявлено у 10% учащихся, а для 60% состояние дезадаптации фактически отсутствует.

По возрастным показателям отмечается положительная  динамика показателей. Если в 8-ом классе дезадаптация отсутствует у 33% учащихся, то к 9-ому классу этот показатель увеличивается в два раза и составляет 60% учащихся.

Качественная  обработка полученных данных свидетельствует  о том, что среди учащихся специальной  школы отмечаются различные характеристики показателей «единиц поведения» (терминология по методике). Крайне выраженное состояние дезадаптации (в 8-х классах до 50% учащихся) проявлялось в эмоциональном напряжении (инфантилизм в речи, быстро теряет интерес к играм); неугомонности (нестарателен в школьных занятиях, слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых; не знает, что с собой делать). Явная тенденция к снижению такой дезадаптации прослеживается при анализе показателей у учащихся 9-х классов. Очень выраженный показатель состояния дезадаптации отмечается у 10% учащихся. Показатели единиц поведения несколько меняются. Основным показателем дезадаптации отмечен недостаток социальной нормативности. Учащиеся 9-х классов проявляли недостаточную заинтересованность в учебе, работали чаще всего только под контролем, не проявляли инициативы в работе. В этом возрасте проявляется в значительной степени тревожность по отношению к взрослым, враждебность и недоверие к новым людям. Возрастная динамика единиц поведения к 9-ому классу у учащихся начинает смещаться от личного к общественному: респонденты проявляли интерес к окружающему, по-разному реагировали на эти общественные отношения, на отношение к себе.

Обработка результатов методики «Социометрия». Составляется социоматрица. Соответственно по вертикали оформляются три графы:

- количество полученных от группы положительных выборов;

- количество отрицательных выборов;

- количество ожидаемых выборов.

Уровень позитивных межличностных отношений в каждом классе мы определяем по формуле (1):

 

                 п = К.1 : (К1+К2)х100 %,                                                           (1)     

 

где К1 - число положительных выборов;

К2 - число  отрицательных выборов.

В таблице 2.10 приведены результаты полученных данных.

 

Таблица 2.10

Показатель  гуманизации межличностных отношений ( в процентах)

 

Количество учащихся с преобладающим  положительным выбором

Первая группа

Вторая группа

Итого

36

46

42


 

Для подростков общение - ключевая деятельность, особый вид жизненной активности. Самоутверждение идет через поиск места в среде сверстников. Общение составляет одну из доминант социальной ситуации развития подростка. При умственной отсталости такие возможности для удовлетворения потребностей не очень богаты в силу повышенной конфликтности из-за неустойчивой самооценки, возрастного невротизма. Ученический коллектив в школе - как малая социальная группа - обладает определенными социально-психологическими характеристиками, качество которых непосредственно определяет ее социальную эффективность. К таким социально-психологическим характеристикам относится показатель позитивного межличностного отношения в группе, который складывается на основе личных контактов, социальных чувств симпатии-антипатии, психологической совместимости, личной привлекательности, на эмоциональной основе.

Полученные  данные результатов социометрии  фиксируют низкие показатели позитивного межличностного отношения среди группы сверстников. Для всех классов характерно незначительное проявление выше указанных составляющих данной характеристики. Менее половины всех учащихся (42%) отметили позитивное отношение в своей группе. По классам не отмечается значительных расхождений. Ниже всего этот показатель отмечен в 8 классе (36% учащихся), к 9-ому классу только на 10% учеников проявляют по отношению друг к другу миролюбивую позицию. Социометрическая практика относительно здоровых подростков показывает, что «полезный» уровень отрицательных выборов не должен превышать 5-10% от обычного числа сделанных выборов; такой показатель свидетельствует о нормальных процессах психологического неприятия между отдельными членами группы [25]. Превышение данной границы в нашем исследовании свидетельствует о выраженности агрессивного фона среди подростков с умственной отсталос тью.

Обработка результатов методики «Тест Розенвейга». Индивидуально подсчитывается количество ответов, содержащих фрустрационную направленность. Это количество переводится в баллы и определяется уровень фрустрации. Обработка заканчивается подсчетом в процентном отношении общего количества детей по классам, у которых отмечается данная особенность. В таблице 2.11 представлены результаты полученных данных.

 

Таблица 2.11

Показатели  состояния фрустрации ( в процентах)

 

Уровень

группа

Отсутствует 0 баллов

Низкий 1-2-3 балла

Средний 4-5 баллов

Высокий 6 баллов

Первая

34

12

12

42

Вторая

20

40

20

20

Итого:

18

20

19

43


 

Результаты  полученного исследования показывают особенности поведения подростка с умственной отсталостью в разнообразных жизненных ситуациях (именно адаптивность) и его взаимоотношения с другими людьми различных для него по значимости. В таблице представлены усредненные показатели данной методике по двум классам. Эти показатели свидетельствуют о наличии высокого уровня фрустрации для 43% учащихся, для пятой части подростков не характерны эти проявления. Рассмотрим характеристику данных по классам.

Для 8-х классов характерны все три уровня фрустрации, а для основной части (68%) уровень фрустрации значителен и составляет максимально шесть баллов - высокий уровень. Не выявлено ни одного случая отсутствия этого состояния. К 9-ому классу просматривается динамика по всем уровням. На 48% учащихся меньше показывают высокий уровень фрустрации, выявлены данные и по остальным уровням, в том числе у 20% учащихся отмечается отсутствие данного состояния. Высокие показатели реакции на фрустрацию свидетельствуют о наличии у подростка проблем в межличностном общении, о трудностях поведения. Это объясняет их упрямство, агрессивность, невыдержанность, конфликтность. Подросток редко идет на уступки, не всегда умеет выбрать верное решение, избежать конфликта. Подросток стремится к неоправданному лидерству, не осознавая реальные ситуации и свои возможности. Отмечались и ситуации, когда подросток пытался уединиться, уйти от ответа, не сопротивлялся трудностям. Такой противоположный характер проявления поведения также определяет высокий уровень наличия фрустрации, усложняет его социальную адаптивность.

Обработка результатов методики «Диагностика профессионально–ценностного самоопределения ». Составляется типичный для класса ранжированный перечень признаков. Располагаем перечень признаков в порядке увеличения рангового значения и высчитываем коэффициент между групповым перечнем и индивидуальным перечнем каждого учащегося.

 В таблице  2.12 представлены полученные результаты методики «Диагностика профессионально - ценностного самоопределения».

 

Таблица 2.12

Показатели  профессионально-ценностного самоопределения

 

Ранг средний по классам

Первая типологическая группа

Вторая типологическая группа

1

Высокая оплата

Престижная работа

2

Коллективный труд

Полезная работа

3

Физический труд

Физический труд

4

Иной заработок

Практическая направленность

5

Интересная работа

Коллективный характер


 

Ранжированный перечень признаков профессий показывает примерно однотипный вариант степени  значимости профессиональных ценностей для всех классов. Так, к числу ведущих качеств при выборе профессий учащиеся

относят физический труд, практическую направленность будущей профессии и полезность. Эти качества входят в первую пятерку рангов.

Делая выводы на основании полученных данных, мы фиксируем зна- чимость таких качеств, которые свойственны профессиям бытового характе-

ра и вполне могут быть освоены  подростком. Учащиеся не стремятся к выбору, где требуется много знаний, разнообразия мыслительной деятельности, т.е. мотивация на достижение успеха не свойственна в данном случае. Но объективное отношение к такой стороне профессионального выбора как «все равно» (этот показатель занимает последний ранг) свидетельствует о том, что к подростковому возрасту в основном сформирована позиция необходимости профессионального выбора. Примитивность, однотипность выбора, ограниченность бытовой сферой, с другой стороны проявление определенного выбора, осмысливание необходимости предъявлять требования к выбору профессии (ни один из респондентов не отказался выполнять данное задание) - вот те особенности, которые определяют степень значимости ценностей в отношении к предстоящей профессиональной деятельности.

Обработка результатов методики « Незаконченные предложения ». Полученные варианты ответов по осмыслению ближней, средней и дальней перспектив обрабатываются, составляются соответствующие таблицы.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента