Анализ финансовых результатов и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание

целью работы является анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли:
определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов и расходов;
изучить процесс формирования рентабельности продаж;
изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции;
проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Белкнига».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты анализа экономической деятельности торгового предприятия…………………………………………..
6
1.1 Организация торговли в Республике Беларусь и ее особенности 6
1.2 Валовой доход, прибыль и рентабельность розничной торговой организации………………………………………………………..
8
Глава 2. Анализ финансовых результатов и рентабельности ОАО «БЕЛКНИГА» ………………………………………………………
13
2.1 Характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа………………………………………
13
2.2 Анализ динамики, состава и структуры общего финансового результата ОАО «Белкнига».
20
2.3 Анализ основных факторов влияющих на размер прибыли ОАО «Белкнига»…………………………………………………………
24
2.4. Оценка показателей рентабельности ОАО «Белкнига»……….. 28
Глава 3 Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности открытого акционерного обществ «Белкнига» …………….
32
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

 

       

 

  

 

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

3

Глава 1.

Теоритические аспекты анализа экономической деятельности  торгового предприятия…………………………………………..

 

6

     1.1

Организация торговли в  Республике Беларусь и ее особенности

6

     1.2

Валовой доход, прибыль и рентабельность розничной торговой организации………………………………………………………..

 

8

Глава 2.

Анализ финансовых результатов и рентабельности  ОАО «БЕЛКНИГА» ………………………………………………………

 

13

2.1

 Характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа………………………………………

 

13

2.2

Анализ динамики, состава  и структуры общего финансового  результата ОАО «Белкнига».

 

20

2.3

Анализ основных факторов влияющих на размер прибыли ОАО «Белкнига»…………………………………………………………      

 

  24

2.4.

 Оценка показателей  рентабельности ОАО «Белкнига»………..

28

Глава 3

Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности открытого акционерного обществ «Белкнига» …………….

 

32

Заключение…………………………………………………………………….

36

Список использованной литературы……………………………………….

39

Приложения

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рыночной экономике  самым главным показателем эффективности  работы организации является результативность. Понятие "результативность" складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной  деятельности организации. Наиболее общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности организации было принято считать оборот, то есть общий объем продаж продукции (услуг) за определенный период. Для работающих в условиях рыночной экономики организаций основным показателем, отражающим результативность их деятельности, становится прибыль.

Обобщающая оценка деятельности организации дается на основе таких  результирующих финансовых показателей, как прибыль (убыток) - абсолютный показатель и рентабельность - относительный показатель. Прибыль и рентабельность отражают эффективность процесса производства.

В целом в понятие "финансовый результат" вкладывается определенный экономический смысл: превышение (снижение) стоимости произведенной продукции  над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. Управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующего субъекта. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании активов организации, ее основного и оборотного капитала.

Финансовые результаты - это заслуга организации. Прибыль  при этом является результатом хорошей  работы или внешних объективных  и субъективных факторов, а убыток - результатом плохой работы или внешних отрицательных факторов. Прибыль - это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организаций, а с другой - источник доходов бюджетов различных уровней. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (ГК) предпринимательская (коммерческая) деятельность — это самостоятельная деятельность. Цель данной деятельности – это получение прибыли или личного дохода. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В ГК РБ Ст 46 юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации).При этом образующуюся прибыльность следует рассматривать не только основной целью, но и главным условием деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

Актуальность данного  вопроса определяет выбор темы и  содержание данной работы.

Исследование финансовых результатов с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на их размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависти эффективность функционирования бизнеса. Анализ финансовых результатов и рентабельности является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность.

Таким образом, целью  работы является анализ финансовых результатов  и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.

В соответствии с указанной  целью в работе поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
  • проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
  • проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли:
  • определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов и расходов;
  • изучить процесс формирования рентабельности продаж;
  • изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции;
  • проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Белкнига».

Объектом работы являются финансовые результаты деятельности работы ОАО «Белкнига», основным видом деятельности которого является книжная торговля (розничная), сформированные на основе бизнес-плана, политики предприятия, отчетов о прибылях и убытках, а также других бухгалтерских документов анализируемых предприятие.

В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проводится  анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия. Информационной базой для написания настоящей работы послужила научная и учебная литература, отечественная и зарубежная.

 

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Организация  торговли в Республике Беларусь  и ее особенности

 

Торговля как отрасль  народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.

Торговля – это  предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой  лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъекты торговли –  это торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

Оптовая торговля – вид  торговли, осуществляемой в целях  последующего использования товаров  в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с  личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Розничная торговля –  вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего  потребления и иного подобного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Это часть системы обращения товаров. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями. Розничная торговля как последнее звено товародвижения обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя товаров и имеет важнейшее социально-экономическое значение в любом обществе.

Экономическое значение розничной торговли определяется ее достаточно высоким весом в валовом  национальном продукте и занятости  населения. Социальная роль определяется тем, что большая часть расходов населения приходится на товары и услуги, приобретаемые в розничной торговой сети. Розничная торговля – крупный потребитель современных технологий, который определяет объем их производства и внедрения в народное хозяйство. В связи с этим крайне важно определить основные пути развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания.

Исходя из этого, разработана Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Совета Министров в 2009 г. В данной Программе нашли отражение следующие направления развития розничной торговли: условия для объединения финансовых ресурсов торговых организаций, прежде всего государственной формы собственности, и финансово-кредитных структур для решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых отечественных торговых сетей.

По мере становления и развития отечественных торговых сетей предполагается рассматривать предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний.

Система книжной торговли информации в настоящее время  насчитывает 85 книжных магазинов. Из них 75 магазинов входят в состав ОАО «Белкнига», 4 – в ОАО «Могилевсоюзпечать», 6 магазинов образуют сеть фирменных книжных магазинов РУП «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» и РУП «Издательство «Белорусская Энциклопедия им. П.Бровки». Из общего количества указанных магазинов 54 магазина расположены в г. Минске и пяти областных центрах, 27 – в районных городах и 4 – в поселках городского типа. Книготорговая сеть министерства обслуживает население 23 районов, что составляет 19,5 % от их общего числа.

2012 год был – Годом книги в Республике Беларусь.

Такое решение принято  в целях повышения роли книги  и чтения в современном обществе, воспитания у молодого поколения  любви к художественному слову, развития отечественной литературы, обеспечения государственной поддержки национального книгоиздания.

Это еще раз говорит  о том, что книжная торговля является одна из основных  отраслей, удовлетворяющие потребностей всех слоев населения

1.2. Валовой  доход, прибыль и рентабельность  розничной торговой организации

 

В процессе коммерческой деятельности организация получает финансовые результаты, которые окончательно находят свое отражение в прибыли или убытке.  В качестве показателей, характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности торговой организации, выступают валовой доход, доходы от прочих видов деятельности, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

Получение прибыли является важной целью любой предпринимательской деятельности. При этом главная цель анализа финансовых результатов – это определение размеров результатов деятельности фирмы, выявление причин снижения финансовых результатов и поиск резервов их роста в достижении фирмой своей главной цели. Получение прибыли позволяет организации выполнять основное требование рыночной экономики: обеспечение безубыточности хозяйственной и другой деятельности организации, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности и рентабельности хозяйствования.

К тому же прибыль –  это основной источник финансирования мероприятий по научно-техническому и социальному развитию организации. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и т.д.) организация может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость чистых активов и могут привести организацию к банкротству. Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования, поэтому можно утверждать, что прибыль – это обобщающий показатель деятельности организации. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной ухудшения финансового состояния.

Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности