Анализ финансовых результатов и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание

целью работы является анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли:
определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов и расходов;
изучить процесс формирования рентабельности продаж;
изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции;
проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Белкнига».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты анализа экономической деятельности торгового предприятия…………………………………………..
6
1.1 Организация торговли в Республике Беларусь и ее особенности 6
1.2 Валовой доход, прибыль и рентабельность розничной торговой организации………………………………………………………..
8
Глава 2. Анализ финансовых результатов и рентабельности ОАО «БЕЛКНИГА» ………………………………………………………
13
2.1 Характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа………………………………………
13
2.2 Анализ динамики, состава и структуры общего финансового результата ОАО «Белкнига».
20
2.3 Анализ основных факторов влияющих на размер прибыли ОАО «Белкнига»…………………………………………………………
24
2.4. Оценка показателей рентабельности ОАО «Белкнига»……….. 28
Глава 3 Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности открытого акционерного обществ «Белкнига» …………….
32
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

Нельзя не отметить также, что прибыль выступает в большинстве  случаев источником уплаты налогов  и сборов в бюджет государства; следовательно, можно утверждать, что прибыль является и источником доходов бюджета страны. 

Понятие прибыли имеет  множество значений. При всем многообразии определений прибыли всех их можно (с долей некоторой условности) разделить на три группы по признаку подходов, используемых при рассмотрении категории прибыли:– прибыль с точки зрения юридического подхода,– прибыль с точки зрения экономического подхода,– прибыль с точки зрения бухгалтерского  учета.

С точки зрения юридического подхода прибыль представляет собой увеличение капитала в результате ведения хозяйственной деятельности организации. С экономической точки зрения прибыль определяется как разница между доходами и расходами от осуществления хозяйственной деятельности организации. С точки зрения бухгалтерского учета прибыль (или убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств материальных и внереализационных операций. Несмотря на кажущуюся схожесть, подходы имеют существенное различие, которое необходимо учитывать в различных ситуациях.

Основными функциями  прибыли являются: функция учета и оценки, суть которой в определении и характеристике конечных финансовых результатов деятельности торговой организации, размера его денежных накоплений; стимулирующая, т.е. прибыль является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие торговой организации, а платежи в бюджет из прибыли – это важнейший элемент доходов государственного бюджета.

В практике учета принято  различать балансовую прибыль отчетного периода, внутри нее – прибыль по отдельным видам деятельности организации, и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении организации (чистая прибыль) (данные виды прибыли будут детально рассмотрены далее). Отметим лишь, что балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций. Другими словами, при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности розничная торговая организация получает как прибыль  от основного вида деятельности – от реализации товаров, так и прибыли или убытки от операционных и внереализационных операций. Естественно, что в розничной торговой организации прибыль от реализации товаров будет занимать больший удельный вес в балансовой прибыли организации (около 80 – 90 %).

В практике экономической  работы также принято выделять следующие  виды прибыли:

  • экономическая (чистая) прибыль – это разница между общим доходом организации (выручкой за товары и услуги) и его общими издержками; последние включают планируемые издержки, составной частью которых является нормальная прибыль как часть предпринимательского дохода;
  • нормальная прибыль – это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя в какой-то определенной сфере деятельности;
  • ожидаемая прибыль – это прибыль, которая может быть получена в результате нововведений. Стремление к ее получению побуждает организацию осуществлять нововведения, т.е. внедрять новую более производительную технику, технологию и организацию производства, которые стимулируют инвестиции, увеличение выпуска продукции и обеспечение занятости.

Основным источником прибыли организаций розничной торговли являются реализованные торговые надбавки, которые в экономической литературе получили название валового дохода. Поэтому большое значение имеет порядок формирования торговых надбавок в организации розничной торговли.

В настоящее время  торговым организациям предоставлено  право самостоятельно определять оптовые  и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек и  оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок не более 30 %). Торговая   надбавка – надбавка,  устанавливаемая  торговыми предприятиями   (иными  субъектами  хозяйствования)  при  реализации товара  (продукции)  населению. Она предназначена для покрытия расходов, связанных  с  продажей  товара  (продукции)  в  розницу, и получения прибыли   от  этих  операций.  В  соответствии  с  законодательством  уполномоченные     органы    государственного    управления    могут устанавливать   ограничение   (в   процентном   выражении)  торговой надбавки1. Торговая надбавка устанавливается, как правило, в процентах к отпускной цене предприятия-изготовителя или импортера без НДС.

В ходе осуществления  своей деятельности организация  розничной торговли реализует товары населению. По окончании отчетного  периода организация определяет сумму реализованных товаров, т.е. выручку от реализации товаров, сумму торговых надбавок, приходящихся на реализованные товары, так называемых реализованных торговых надбавок, сумму НДС и налога с продаж на реализованный товар.

Реализованные торговые надбавки иначе принято называть валовым доходом. Как экономическая категория валовой доход представляет собой часть стоимости товара, которая предназначена для покрытия издержек обращения и образования прибыли. Валовой доход – это разница между денежной выручкой от реализации товара и их покупной стоимостью.

Порядок уплаты налогов  и сборов с выручки2:

  1. налог с продаж – основная ставка 5 %  (по отдельным категориям товаров – 15 %),
  2. НДС, определенный путем вычета (зачета) поступившего НДС из начисленного НДС на товары и подлежащий уплате в бюджет, основная ставка 20% и 10%;
  3. сбор в республиканский фонд.

Поэтому в практике экономической  работы определяют валовой доход, остающийся в распоряжении организации, вычитанием из реализованных торговых надбавок налогов и других обязательных платежей, или валовой доход-нетто:

ВД = РТН – Н,

где ВД – валовой доход,

РТН – реализованные  торговые надбавки,

Н – налоги и обязательные отчисления.

Валовой доход-нетто служит для покрытия издержек обращения  торговой организации. В результате вычета из валового дохода-нетто издержек обращения получаем прибыль (убыток) от реализации. Прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как разница между выручкой и от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, работ, услуг, товаров и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

ПРр = ВД – ИО – Н, или 

ПРр = ВДн – ИО,

где ПРр- прибыль (убыток) от реализации продукции,

ВД – валовой доход

ВДн – валовой доход-нетто,

ИО – издержки обращения,

Н – налоги и обязательные отчисления.

Конечные финансовые результаты организации розничной торговли характеризуются как абсолютными показателями, так и относительными показателями. Абсолютными финансовыми показателями выступают прибыль от реализации, валовой доход, а в качестве относительного показателя среди финансовых показателей выступает рентабельность. Рентабельность – это обобщенный показатель, позволяющий соотнести размер полученной прибыли с величиной затрат и ресурсов, которые понадобились на ее получение. В экономической работе организаций розничной торговли применяется система показателей рентабельности:

  • рентабельность продаж, (т.е. отношение прибыли от реализации к объему товарооборота);
  • рентабельность текущих затрат (отношение прибыли от реализации к издержкам обращения розничной торговой организации);
  • рентабельность экономического потенциала (отношение балансовой прибыли к экономическому потенциалу организации, включающему в себя средства труда, предметы труда и расходы на оплату труда);
  • рентабельность активов (отношение прибыли к общей сумме активов и отдельным видам активов);
  • рентабельность товаров (определяется отношение прибыли от их реализации к их продажной стоимости).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. .  АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «БЕЛКНИГА»

2.1 Характеристика  организации, на материалах которой  выполнена курсовая работа

Организационно-экономические  аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учетной политики

Курсовая работа «Анализ финансовых результатов и рентабельности» от реализации товаров в розничной торговой организации выполнена на основе материалов открытого акционерного общества «Белкнига», основным видом деятельности которого является книжная торговля (розничная).

В целях улучшения  торговли учебниками, книгами, школьно-письменными  принадлежностями и культтоварами в городах и сельской местности БССР 15 августа 1945 г. на основании Постановления Совета народных комиссаров БССР от 11 августа 1945 г. при Народном комиссариате торговли БССР было организовано Управление по торговле книгами и культтоварами "Белкнижкультторг", которое осуществляло торговлю книгами в городах. В 90-х годах прошлого столетия оно было реорганизовано в УП "Белкнига". В настоящее время (в 2009 году) УП "Белкнига" реорганизовано в ОАО "Белкнига". Открытое акционерное общество "Белкнига" зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом решением от 03 февраля 2009 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100026606. Списочная численность работающих в организации по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 411 человек.  Учредителем ОАО "Белкнига" является Министерство информации Республики Беларусь.

ОАО "Белкнига" как  хозяйствующий субъект является юридическим лицом – коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели и (или) распределяющей полученную прибыль между ее участниками, и признается хозяйственным обществом, поскольку ОАО "Белкнига" учреждено двумя и более лицами с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Хозяйственное общество ОАО "Белкнига": имеет самостоятельный баланс; имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности; приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами; в соответствии с законодательством может создавать юридические лица, а также входить в состав юридических лиц, может участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах, а также входить в их состав.

  • В состав ОАО «Белкнига». входят следующие структурные подразделения:
  1. четыре книжных магазина и библиотечный коллектор, здания которых находятся на балансе ОАО "Белкнига" и включаются в уставный фонд акционерного общества в процессе приватизации:
    • филиал ОАО "Белкнига" книжный магазин "Кругозор", г. Вилейка; филиал ОАО "Белкнига" книжный магазин "Книжный мир" г. Жодино; филиал ОАО "Белкнига" книжный магазин "Спадчына-М", г. Молодечно; филиал ОАО "Белкнига" книжный магазин "Книжный свет", г. Молодечно; филиал ОАО "Белкнига" "Библиотечный коллектор" г. Минск;книжная база (административные, складские помещения и гаражи), г. Минск.

2.   двадцать три  книжных магазина, помещения которых  арендуются ЖРЭО районов г.  Минска, г. Борисова и г. Солигорска  Минской области РБ 3. десять киосков,  расположенных в г. Минске.

Начатая с августа 2010 года произошла реорганизация ОАО «Белкнига» путем присоединения к нему ОАО «Бресткнига», ОАО «Витебсккнига», ОАО «Гомелькнига» и ОАО «Гроднокнига» завершена в 1 квартале 2011 года. Присоединенные общества работают в статусе региональных филиалов ОАО «Белкнига». Сейчас ОАО «Белкнига» обслуживает население Минской, Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областей.

Схема организационной  структуры ОАО «Белкнига» представлена в (приложении 1)

Основными целями деятельности ОАО «Белкнига» являются: удовлетворение потребности населения в непериодических изданиях, обеспечение высокой культуры торгового обслуживания и получение прибыли для обеспечения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. В соответствии с основными целями деятельности и законодательством Республики Беларусь предметом деятельности ОАО "Белкнига" выступают:

  • розничная торговля книгами, газетами и канцелярскими принадлежностями (код деятельности – 52473);прочая розничная торговля в специализированных магазинах, не включенная в другие группировки (52489);розничная торговля подержанными товарами в магазинах (525);розничная торговля через палатки, ларьки, киоски (52621);прочая розничная торговля вне магазинов (5263) и другие виды деятельности, в частности: оптовая торговля школьно-письменными принадлежностями, печатными изданиями, журналами, газетами и т.п.; деятельность автомобильного грузового транспорта; хранение и складирование; консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники, консультация и поставка программного обеспечения, обработка данных; деятельность, связанная с базами данных; техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, прочая деятельность, связанная с вычислительной техникой. 

Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности