Анализ финансовых результатов и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание

целью работы является анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли:
определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов и расходов;
изучить процесс формирования рентабельности продаж;
изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции;
проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Белкнига».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты анализа экономической деятельности торгового предприятия…………………………………………..
6
1.1 Организация торговли в Республике Беларусь и ее особенности 6
1.2 Валовой доход, прибыль и рентабельность розничной торговой организации………………………………………………………..
8
Глава 2. Анализ финансовых результатов и рентабельности ОАО «БЕЛКНИГА» ………………………………………………………
13
2.1 Характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа………………………………………
13
2.2 Анализ динамики, состава и структуры общего финансового результата ОАО «Белкнига».
20
2.3 Анализ основных факторов влияющих на размер прибыли ОАО «Белкнига»…………………………………………………………
24
2.4. Оценка показателей рентабельности ОАО «Белкнига»……….. 28
Глава 3 Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности открытого акционерного обществ «Белкнига» …………….
32
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

  Литературный источник [собственная разработка]

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более ёмкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения[16,c. 476]. пКоэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 – 0,5. Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 2.5. абсолютный показатель ликвидности ОАО «Белкнига» 0,22 – 0,13, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить краткосрочные обязательства только на 13%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.

Коэффициент промежуточной ликвидности  определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги. Из таблицы 2.5 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности 0,29 – 0,21. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

 Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Из таблицы 2.5 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательств выше, чем соотношение 1:1 (в 2009г. – 1,62; 2010г. – 1,08; а вот в 2011г. –0,85). Это говорит о том, что ОАО «Белкнига» в общем, располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.

 Данные таблицы 2.6 показывают, что только 2 – 5% оборотных активов ОАО «Белкнига» финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2009г. – 0,23; в 2010г. – 0,47%, в 2011г. – 0,46%).

   Таблица 2.6 Оценка финансовой устойчивости ОАО «Белкнига».

Показатели

2009г. 

2010г.

2011г.

1. Собственный капитал, тыс. руб.

6306850

8972850

9058920

2. Внеоборотные активы, тыс. руб.

4997440

8078630

7783140

3. Собственные оборотные средства, тыс. руб.

1912110

8065600

7777580

4. Оборотные активы, тыс. руб.

3423280

4138020

5923710

5. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8)

0,23

0,47

0,46

6. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0)

0,28

0,49

0,49




Литературный источник [собственная разработка]

Коэффициент маневренности  собственных средств характеризует  степень мобильности (гибкость) использования  собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала). Коэффициент маневренности собственных средств в 2010г. и 2011г. составил 0,49, т.е. 49% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2009г. данный коэффициент составил 0,28%.

Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2.6 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,21. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.

 

 

2.3 Анализ основных факторов  влияющих на размер прибыли  ОАО «Белкнига»

На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки.

Целью анализа является оценка прошлой  деятельности и положения предприятия  на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

Прибыль формируется  под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые  влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести, на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические  условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.

Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые  поставщиками товаров. В условиях конкуренции  повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль. Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.

Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна.

Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую сумму прибыли получает предприятие в единицу времени.

Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразованием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить сумму получаемой прибыли. Основными задачами анализа прибыли являются: Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли; Изучение структуры прибыли; Определение и изменение факторов формирования прибыли; Выявление резервов увеличения прибыли; Разработка прогнозных показателей прибыли.

В ОАО «Белкнига» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

Материалами для анализа  прибыли является годовой бухгалтерский  баланс.

Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана. На основании таблицы 2.7

Таблица 2.7 Анализ прибыли от реализации ОАО «Белкнига» (млн. руб.)

Показатели

План

факт

% выполнения

отклонение (+;-)

на 2011 г.

за 2011 г.

1. Товарооборот

78 654

79 554

100,1

900

2. Валовой доход

       

2.1. в сумме

13 012

13 115

100,79

103

2.2. в % к обороту

16,54

16,48

-

-0,06

3. Издержки обращения

       

3.1. в сумме

12 085

12 092

100.1

7

3.2. в % к обороту

15.36

15.20

-

-0,16

4. Прибыль от реализации

927

1023

110,4

96

5. Рентабельность по прибыли  от реализации, %

1,17

1.28

-

0,11


 

 Литературный источник [собственная  разработка]

 

  1. За счет перевыполнения плана товарооборота.

(79554х 0,1%) : 100% = 79,56 млн.р.

  1. За счет изменения валового дохода.

(79554 х 0,06 %) : 100% = 47,73 млн.р

  1. За счет экономии издержек обращения.

(79554 х 0,16%) : 100% = 127,29 млн.р

Совокупное влияние  факторов равно сумме отклонения.

79,56 + 47,73 + 127,29 = 254,58 млн.р

Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяем выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2011 г. и плановой суммой прибыли.

1023- 927 = 96,0 млн.р

2. Определяем проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2011 г. к плановой.

(1023 : 927) х 100% = 110,35%

3. Прирост прибыли  в сумме в 2011 г. по сравнению с 2010 г., как их разность.

1023 - 1592= - 569.0 млн.р.

   

4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2011 г. к фактической сумме прибыли 2010 г.

(1023 : 1592) х 100 = 64,26%

5. Фактический уровень  рентабельности за 2011 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.

(1023:79554) х 100% = 1,28%

6. Плановый уровень  рентабельности на 2011 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.

(927:78654) х 100% = 1,17%

По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:

0,11% (1,28–1,17)

7. Определяем изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.

1,28–2,60  = - 1,32%

8.Определяют относительное  изменение по сумме:

(79554 х (-1,32): 100% = - 1050,1 млн.р.

По результатам работы ОАО «Белкнига» недовыполнил план прибыли на 1,32%, что составляет 1050,1 млн.руб. Фактический уровень рентабельности повысился на 0,11%, что увеличило прибыль на 96,0 млн. руб.

Перевыполнение плана  товарооборота позволило увеличить  сумму прибыли на 79,554 млн.руб.

Торговое предприятие ОАО «Белкнига» имеет следующие данные о выполнении плана балансовой прибыли таблица 2.8

Таблица 2.8 Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ОАО «Белкнига» за 2011г. ( млн. руб.)

 

Показатели

2011 г.

Изменения по сравнению

План

Факт.

С планом

С2010 г.

сумма

структура, %

сумма

структура, %

В сумме

По 

уровню, %

В сумме

По 

уровню, %

Балансовая прибыль

1103

100

1203

100

100

-

- 670

-

 Прибыль от реализации

  927

84,0

1023

85,0

96

1,0

- 569

-

Прибыль от внереализационных операций

  176

16,0

180

15,0

4

- 1,0

- 2514

-

Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности