Анализ результатов констатирующего эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка программы коррекционных занятий к уроку СБО на основе социокультурного подхода, включающая следующие педагогические условия:
- наполняемость классов;
- современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации ребенка с умственной отсталостью (город, поселок);
- различные модификации бытовых предметов, дидактического материала, наглядных пособий;
- реальное оборудование, приспособления, раздаточный материал, соответствующий количеству, учащихся учебной группы ( + комплект для учителя);
- зональность кабинета СБО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Теоретическое исследование проблемы социализации подростков ……………………………………………………………………………7
Проблема социализации личности в современном социально-педагогическом знании………………….…………………………..….7
Урок « Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы…………………………………17
Экспериментальное исследование проблемы социализации подростков с умственной отсталостью на основе урока «Социально-бытовая ориентировка»………………………………… ……………35
Обоснование базы, выборки экспериментального исследования....35

Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….. 40
Обучающий эксперимент………………………………………….…61
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования…………..77
Заключение………………………………………………………………...89
Список использованной литературы…………………………...

Работа состоит из  1 файл

ПРАВ.ГОТОВАЯ СБО 2.docx

— 337.81 Кб (Скачать документ)

Перед выходом на экскурсию учитель  проводит с детьми короткую беседу о ее теме и целях. Воспитанники повторяют, куда и зачем пойдут, что будут наблюдать по дороге (например, движение транспорта и пешеходов, действия милиционера и т.п.). В процессе экскурсии следует как можно полнее использовать такую характерную для учащихся черту, как способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. И только в результате неоднократных упражнений у детей формируются необходимые умения и навыки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни. После экскурсии обязательно подводят итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Ученики отчитываются устно по вопросам, составленным учителем. При подведении итогов учитель оформляет альбом (например, из картинок грузового транспорта), изготовить простейший макет — все это в дальнейшем можно использовать в качестве наглядных пособий [19 стр. 88-90].

Для успешной социализации детей на уроках социально-бытовой ориентировки используется кабинет, оборудованный в соответствии со следующими требованиями:

1)   Обеспечивается усвоение программы по данному курсу.

2) Учитывается наполняемость классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида.

3) Отвечает требованиям САНПиНа, техники безопасности.

4) Отражает современные требования к организации быта с учетом конкретной ситуации проживания ребенка с умственной недостаточностью (город, поселок, сельская местность).

5) Имеет  разнообразные   модификации   бытовых  предметов,дидакти-

ческого материала, наглядных пособий, но при этом в целом ориентируется на унифицированные предметы.

6) Оборудование, приспособления, раздаточный материал должны быть реальными (в натуральную величину) и соответствовать количеству учащихся учебной группы (плюс комплект для учителя).

При оборудовании кабинета СБО большая часть учащихся школ VIII вида не имеет соответствующей современным социальным нормам модели для подражания, так как учащиеся живут в условиях детского дома или интерната или в неблагополучных и малообеспеченных семьях. Кроме того, высокая вариативность взаимоотношений в социуме, рыночные отношения предъявляют повышенные требования к умственно отсталым выпускникам по готовности к самостоятельной жизни. Кабинет СБО в зависимости от наличия помещений и их размера может иметь несколько вариантов размещения оборудования, которое должно быть расположено по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Санитарно-гигиеническая», «Жилая комната». В зависимости от возможностей образовательного учреждения оборудование зон может располагаться в одной комнате, в нескольких смежных комнатах (типа квартиры). Отдельные зоны могут находиться в других помещениях образовательного учреждения (спальня, медицинский кабинет, туалет и т. п.).

I зона — «Учебная». Здесь располагаются столы и стулья для проведения учащимися практических работ; классная доска (навесная или передвижная); наборное полотно для проведения словарной работы и демонстрации иллюстративного материала.

Рабочее место  учителя, как правило, должно располагаться  вне учебной зоны, так как во время урока практически не используется. В учебной зоне отводится место для шкафов, в которых размещаются методическая литература, пособия и дидактический материал.

П зона —«Кухонная» оборудуется мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрическими (газовыми) плитами, холодильником, кухонной мебелью (рабочий стол, полки, тумбы и т. д.). По правилам техники безопасности плиту и мойку следует разделить небольшими тумбами (стойками). Над плитой желательно оборудовать вытяжку, над мойкой повесить полку для посуды и предусмотреть место для сушки последней. При наличии нескольких плит и моек они группируются попарно, возможно использование четырехконфорочной плиты с условным делением на правую и левую половину. В тумбе, разделяющей плиту и мойку (от 25 до 40 см), можно хранить продукты, индивидуальную спецодежду, инвентарь и приспособления (ножи, ложки, сбивалки, фартук, колпак, косынку, полотенце, прихватки). Холодильник желательно иметь с морозильной камерой для заготовок продуктов длительного хранения.

Кухонную  зону желательно отделить от остальных  зон стойкой, которая может использоваться учащимися в качестве рабочего стола для приготовления пищи. Место под стойкой используется для хранения кухонного инвентаря, посуды, электрооборудования, моющих и чистящих средств и т. д.

III  зона  - « Санитарно – гигиеническая »  включает      места, предназначенные для гигиенических процедур (умывание, принятие душа, ванны, мытье головы, ног и т. п.) и оборудованные соответствующим образом (раковина, душевая кабина, ванна, держатели для полотенец, полки или шкафчики для предметов личной гигиены, зеркало). Унитаз со сливным бачком должен быть подключен к общей системе стока водопровода, а не к системе канализации, так как используется только в учебных целях по уходу за сантехническим оборудованием.

В санитарной зоне могут быть установлены: стиральные машины разного типа (активаторная или машина-автомат); шкаф для хранения всего инвентаря и оборудования для стирки (чистящие и моющие средства, спецодежда, перчатки, непромокаемые фартуки, косынки); сушилки настенные, потолочные, напольные; электроутюги, гладильные машины, гладильные доски (напольные и настольные).

При оборудовании зоны необходимо руководствоваться  современным, комфортным состоянием бытовых условий граждан и учитывать возможность в будущем изменить эти условия к лучшему.

IV зона —«Жилая комната» оборудуется набором современной мебели (диван, кресло или кровать, платяной шкаф, полки для книг, игрушек, радио- и телеаппаратуры, ковер или ковровое покрытие

Зона используется при изучении тем «Уход за больными», « Прием гостей », « Деловые встречи ». [21, стр.57-59]

Кроме перечисленных зон и оборудования необходимо иметь шкаф для инвентаря и спецодежды, предназначенных для работы на школьной территории.

Все электрооборудование  снабжается инструкциями по соблюдению правил эксплуатации и технике безопасности. Инструкции должны располагаться на видном месте рядом с соответствующим оборудованием. При монтаже электрооборудования необходимо установить общий выключатель [21, стр.73]

Преодолеть социальные последствия дефекта умственно отсталого ребенка, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности. Процесс этот осуществим только в специальном (коррекционном) учреждении – школе VIII вида, которая является специальной профессиональной школой, осуществляющей обязательное бесплатное обучение детей школьного возраста, страдающих умственной отсталостью.

Отечественные дефектологи исходят  из признания социальной сущности аномального  ребенка. В связи с этим цели и  задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида имеют социальную направленность. Школа готовит своих учеников к практической работе на производстве и в сельском хозяйстве, корригируя при этом недостатки их психофизического развития [22, стр. 14].

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся в соответствии с указанными выше параметрами делятся на три группы.

Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Указанные качества дают им возможность  усваивать программный материал по социально-бытовой ориентировке.

Учащиеся  второй группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

 Их отличает  меньшая самостоятельность в  выполнении всех видов работ,  они нуждаются в помощи учителя,  как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия  их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают  темп работы, допускают ошибки, которые  могут быть исправлены с незначительной  помощью. Объяснения своих действий  у учащихся II группы недостаточно  точны, даются в развернутом  плане с    меньшей степенью  обобщенности.

 На уроках  социально-бытовой ориентировки  ученики рассматриваемой группы  нуждаются в определенной помощи  при нахождении той или иной  особенности объекта, но их  умение ориентироваться и планировать  развивается успешно. Задания,  близкие по способу и плану  работы, чаще всего выполняются  ими самостоятельно и правильно.  Исполнительная деятельность и  словесные отчеты говорят об  осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют  имеющиеся знания и умения  при выполнении новых работ,  но все же допускают ошибки, связанные с особенностями того  или иного объекта работы. На  начальном этапе выполнения практического  задания они испытывают трудности,  сразу разобраться не могут,  прибегают к пробным действиям,  обращаются за помощью к учителю.

К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

 Успешность  усвоения знаний в первую очередь  зависит от понимания детьми  того, что им сообщается. Для этих  учащихся характерно недостаточное  осознание вновь сообщаемого  материала (правила, теоретические  сведения, факты). Им трудно определить  главное в изучаемом, установить  логическую связь частей, отделить  второстепенное. Им трудно понять  материал во время фронтальных  занятий, они нуждаются в дополнительном  объяснении. Их отличает низкая  самостоятельность. Темп усвоения  материала у этих учащихся  значительно ниже, чем у детей,  отнесенных ко II группе.

 Несмотря  на трудности усвоения материала,  ученики в основном не теряют  приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении  аналогичного задания, однако  каждое несколько измененное  задание воспринимается ими как  новое. Это свидетельствует о  низкой способности учащихся  данной группы обобщать, из суммы  полученных знаний и умений  выбрать нужное и применить  адекватно поставленной задаче.

В социально-бытовой  ориентировке  ученики этой группы испытывают значительные затруднения  при ориентировке в задании и  планировании, что проявляется в  большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном это ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.

       Перечисленные ошибки возникают  из-за того, что на этапе ориентировки  в задании в сознании детей  не формируется полный и точный  образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты,  что учащиеся не замечают ошибок  в своем изделии или выполненной  работе, так как контролируют  себя на основе искаженного  или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной  ориентировки.

 Скоординированный  план работы учителя и воспитателя  по социально-бытовой подготовке детей должен представлять собой систему организации деятельности учащихся, в которой можно выделить четыре этапа:

1) Фронтальные занятия, проводимые как учителем на ypoках СБО, так и воспитателем. Основными образовательными задачами этих занятий являются: выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умении по теме; восполнение дефицита имеющихся у детей представлений и знаний. сообщение новых знаний; формирование «первоначальных», «первичных» навыков, т. е верное выполнение учащимися двигательной программы трудовых процессов с получением необходимых практических результатов, уточнение и систематизация представлений и знаний детей; расширение, развитие социально-бытовых представлений, знаний и умений. Следует заметить, что для воспитанников вспомогательной школы характерен, как правило, разный уровень социально-бытовой осведомленности и опыта. Поэтому даже у учащихся параллельных классов, исходя из начальной диагностики имеющихся у них представлений, знании и умений, акценты в содержании образовательной работы, ее задачи по одной и той же теме могут быть различными.

2) Групповые и индивидуальные занятия, проводимые с детьми, которые не усвоили необходимый материал в процессе фронтальных занятий и которым нужна специальная помощь Общие задачи этих занятий те же, что и у предшествующих им фронтальных, а специальные определяются, исходя из конкретных затруднений детей I группы не являются стабильными, их состав изменяется в зависимости от успехов детей.

Проводить такие занятия может  и воспитатель, и учитель во время коррекционных занятий.

3) Формируемые на специальных занятиях знания и первоначальные навыки для их закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном, регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности. В качестве ситуаций. закрепляющих определенные знания и умения. могут выступать и чаепития, сладкие столы в честь именинников, праздники и т. п. Дежурство предполагает ответственность дежурных за самостоятельное выполнение определенного вида и объема работы в указанный отрезок времени. Дежурства требуют от ребенка большей самостоятельности, поэтому в такой форме работа организуется при достаточно высоком уровне развития трудовой деятельности.

Информация о работе Анализ результатов констатирующего эксперимента