Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Религия и мифология"

Работа состоит из  1 файл

шпоры религия.docx

— 147.97 Кб (Скачать документ)

Организации религий "Нового века" действуют как мощные межнациональные  корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах  мира.

«Дети Бога», «Великое белое  царство», «Небесные врата»(США), «Движение Иисуса», «Наследие предков» и др.

22. История  и истоки возникновения Ислама.

Ислам является самой молодой  религией. Его возникновение относят к началу VII века, место возникновения Аравийский полуостров. В это время в области Хиджаз жили семитские племена арабов. Занимая экономически выгодное положение (через эту область проходил караванный путь, была развита торговля и ремесло, градостроительство), она привлекала внимание соседних народов и государств (Византию с Ираном), которые стремились подчинить Хиджаз своей власти. 
Постоянные войны и междоусобицы привели к социальным противоречиям, упадку в экономике, и как следствие, разорению и бедности многих арабских племен. Необходимость противодействия агрессивным намерениям соседей  в немалой степени способствовала возникновению идей сплочения и формированию новой идеологии, направленной на создание единого государства арабов.

До принятия ислама многочисленные религиозные культы арабских племен не представляли собой единой системы, и являлись по сути языческим многобожием.

Наибольшего влияния в  это время добивается племя курейшитов, которое являлось хранителем святилища Кааба в городе Мекке,  уже в то время  крупнейшего торгового и культурного центра области Хиджаза. В храм Кааба, задолго до ислама, совершались многотысячные паломничества, целью которых было почитание черного камня метеоритного происхождения, вмонтированного в восточную стену святилища.  
Что интересно, главное место среди этих многочисленных божеств занимало божество курейшитов – Аллах, которого впоследствии сторонники ислам объявили единственным и всемогущим богом всех мусульман.

На возникновение ислама оказали влияние и иудаизм, и христианство, и зороастризм, и движение ханифов (пророков – проповедников), появившееся в VI веке в Южной Аравии. Именно они призывали отказаться от многобожия в пользу одного бога – Аллаха (слово «ал» имеет общесемитский смысл «Бог»).

Основоположником ислама является пророк Мухаммад, родился который в 570 году в городе Мекка. 
Мухаммад рано начинает работать, т.к. семьи родственников, которые приютили его после смерти родителей отнюдь не были богатыми, – он пасет скот богатых жителей Мекки и нанимается сопровождать торговые караваны.

Исламские предания гласят, что Мухаммад получил откровение когда, будучи в уединении, размышлял в пещере на горе Хира вблизи Мекки. Во сне ему явился архангел Джабраил (библейский Гавриил) и приказал читать: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И господь твой щедрейший,  который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». Муххамад ответил, что не умеет читать, однако Джабраил настаивал, и Мухаммад начал читать, точнее повторять услышанные слова. После этого архангел ушел, но слова навсегда остались в сердце пророка. Когда Мухаммад вышел из пещеры, он услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты посланник Аллаха, а я Джабраил!»

С 610 года начинаются открытые проповеди пророка Мухаммада, к этому времени мусульманская община состояла из 40 человек. 
В проповедях Мухаммад призывает к новой вере – исламу, основанной на признании единого бога – Аллаха, говорит о необходимости создания большой общины верующих, о нравственности, о помощи бедным и т.д.

Но жители Мекки к этим проповедям отнеслись довольно враждебно, и Мухаммад вынужден был в 622 году переселится в г. Ясриб (позже этот город стали называть Мединой, т.е. городом пророка). Это переселение в Медину носит название хиджра (араб. «переселение») и является началом мусульманского летосчисления. В Медине Мухаммад стал главой религиозной общины (уммы), в которою принимали не по родству или знатности, а по вере в единого бога Аллаха.

Как следствие этому «гонению»  из Мекки, пророк, находясь в Медине, начинает религиозную войну против Мекки. Война длится с переменным успехом несколько лет, и заканчивается победой медийцев(мусульман) в 630 году. После этого Мекка становится центром ислама, а храм Кааба-местом паломничества мусульман. 
В 632 году пророк Мухаммад умирает, совершив «прощальное» паломничество в Мекку к Каабе.

К этому времени  ислам уже представляет из себя развитую монотеистическую религию, а государство, исповедающее ее, получает название Арабский Халифат, поскольку возглавили его халифы (от араб. «заместители«), которые сосредоточили в своих руках как религиозную, так и светскую власть.

Первым халифом стал Абу Бакр. Он и его последователи: Омар, Осман и Али в мусульманской истории носят название «праведных халифов». При них продолжалось арабское завоевание соседних территорий и формирование мусульманского мира. 
При Абу Бакре были покорены Сирия и часть Ирана, при Омаре – весь Иран, Закавказье и Палестина, при Османе – Армения, Малая  Азия, терр. Сев. Африки.   В IX – X вв. заканчивается формирование исламской теологии. Со времени падения и разграбления Багдада в 1258 г. Арабский Халифат как государство перестает существовать. На историческую арену выходят другие мусульманские государства и империи, такие как персидская империя Сафавидов в Иране, турецкая  Османская империя, империя Великих Моголов в Индии.

С XVIII в. в исламском мире начинается период реформ. Он характеризуется массовыми религиозно – политическими движениями мусульман (ваххабизм, сенусизм, махдизм, бабизм).

23. Характеристика  Ислама(доктрина, культ, организация).

1. Догматика ислама состоит  из пяти "столпов" - предписаний  и запретов, восходящих к откровению  Корана. 1. Произнесение вслух Шахады- с этого начинается принятие ислама. В присутствии благочестивых мусульман человек произносит -"Нет (никакого) божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Это означает, что высшей ценностью человека является поклонение Аллаху, ради которого он оставляет все иные глубокие привязанности.

2. Салят или намаз - обязательная каноническая молитва. Её необходимо совершать пять раз в день: после рассвета, в полдень, перед закатом, после заката, перед наступлением ночи. Однако две первые и две последние можно объединять. Необязательными, но желательными являются дополнительные ночная и дневная молитвы. Непременное условие для совершения молитвы - ориентация на Мекку (кибла) и ритуальное омовение. Мусульманин обязан присутствовать на полуденной пятничной молитве в мечети. Обычная же молитва может совершаться в любом другом ритуально чистом месте, коллективно или индивидуально. Женщины молятся отдельно или становятся позади мужчин. Во время молитвы недопустимы излишне яркие проявления чувств: смех, слёзы, восклицания, порывистые движения. К ней не допускаются люди в состоянии опьянения или помутнения рассудка вследствие болезни. Каноническая молитва должна звучать по-арабски, другие виды индивидуального обращения к Богу (просьбы, ночные молитвы) можно произносить на родном языке.

3. Закят- обязательная милостыня. Она взимается с каждого имущего взрослого члена семьи в день окончания поста в месяце рамадан и предназначается для раздачи неимущим. Платит его глава семьи раз в год. Размер налога составляет, как правило, 2,5 % годового дохода, однако возможны и другие цифры. Религиозное значение закята в том, что верующий очищается от грехов, отделяя часть своего имущества для нужд бедняков общины.

4, 5. Пост и хаджж. Пост в рамадан мусульманин соблюдает в знак уподобления пророку, который целый месяц постился перед получением откровения. Согласно жизнеописанию Мухаммада, этим месяцем был именно священный рамадан. Хаджж в исламе также имеет новую интерпретацию: паломники повторяют действия пророка, очищаясь от грехов. Паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить простую не слишком жирную пищу.

В семейной морали и во взгляде  ислама на взаимоотношения полов  отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное  существо, созданное Аллахом для  услаждения мужчины. Коран несколько  облегчил положение женщины по сравнению  с патриархальным обычным правом арабов.

Помимо исполнения обязательного  и довольствования разрешённым мусульманин должен удерживать себя от нарушения запретов. Их также совсем немного. Запрещается почитать кого-либо вместе с истинным Богом (многобожие - ширк - самый страшный грех в исламе), убивать человека в мирное время, убивать безоружного и священнослужителя на войне, красть, прелюбодействовать, пить вино, заниматься ростовщичеством. Запрещено есть свинину, мясо хищных птиц, мертвечину  и всякое животное, заколотое не по мусульманскому обычаю.

Жизненное учение Муххамеда изложено в Коране, который стал священной книгой мусульман. Коран содержит проповеди и высказывания Муххамеда, интерпретированные им как откровение Бога. Считается, что Коран имеет небесный оригинал. Он написан арабским языком. Коран Утверждает три основных идеи:  
1.Существование единственного Бога - Аллаха. Он - творец всего сущего, он вечен, недоступен и не имеют себе равных;  
2.Вера в пророков. В разные времена Аллах посылал на землю пророков, среди них Авраама и Иисуса. Последний пророк - Муххамед, которому Он дал Коран. 3.Ожидания Судного дня: в последние дни Аллах будет судить людей за их поступками.  
Ислам устанавливает ряд правил, которые обязан придерживаться каждый мусульманин. Пять из них положено в основу мусульманского образа жизни.

Основные праздники  Ислама: Ураза-Байран- праздник окончания поста. Курба-Байран-день жертвоприношения, Мирадж-праздник, посвященный ночному пути Мухаммеда из Мекки в Иерусалим. Мавлюд- день рождения Мухаммеда. Пятница-всегда выходной день.

Роль церкви в Исламе выполняет Мечеть- сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Мусульманам запрещено посещать мечеть в  легкой одежде-рубашках  с короткими рукавами или в шортах. Женщинам, проявляющим уважение к мусульманским обычаем, перед посещением мечети следует облачится в длинное платье , скрывающее руки и ноги, на голову повязать косынку или платок. Любая мечеть имеет 2 входа. Один для мужчин, один для женщин. Мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего устройства церкви женщины молятся либо на балконе, либо за занавесом, где их не видно, если нет ни того ни другого, то они садятся позади мужчин. Мужчины и женщины при входе в мечеть снимают обувь.

Совершать молитву можно  не только в мечети, но и в любом  другом чистом месте. В мусульманских  странах часто можно заметить людей, молящихся у дороги в установленный  для совершения молитвы час. Например, в таких местах как жд станции для совершения молитв отводятся небольшие участки, обозначенные камнями, которые указывают местоположение Мекки. По возможности такие места снабжаются достаточным количеством воды для совершения обряда омовения.

24. Характеристика  направлений в Исламе.

Ислам является самой молодой  религией. Его возникновение относят  к началу VII века, место возникновения Аравийский полуостров. В исламе сущ немалое кол-во направлений. Первые направления в исламе появились почти тогда, когда появился и сам ислам. После смерти Мухаммеда в мусульманской общине произошел раскол, приведший к возникновению двух основных направлений в исламе- суннитского и шиитского. В основе этого раскола лежала различная точка зрения на право наследования верховной власти в мусульманской общине. Шииты считали, что верховная власть в мусульманской общине может принадлежать только тем, кто находится в кровном родстве с Мухаммедом. А сунниты придерживались точки зрения, что верховная власть по решению общины может принадлежать любому достойному человеку в общине.

Внутри шиизма существуют различные течения. Основные ветви шиизма: кайсаниты (исчезли в 11 в.), зейдиты, имамиты. Эти течения обычно относят к «умеренным», в отличие от исмаилитов, которых считают «крайними». Имам в шиизме (в отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем «божественной субстанции». Кроме того, в шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются аятолле. В частности, муджтахиды (религиозные авторитеты) имеют право на высказывание мнения по спорным проблемам. Коран, а также другие религиозные источники трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия – видимого и – скрытого смысла. Сегодня к шиитам можно отнести большинство населения Ирана (80%), Ирака (60%), Ливана (30%). Имеются крупные шиитские общины в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, в Саудовской Аравии (10%), в Афганистане и Пакистане (по 20%) и других странах. Общая численность шиитов в мире составляет 110 млн. человек, то есть 10% от общей численности мусульман.

Сунниты. Под суннитами подразумеваются те, кто придерживался принципов, провозглашенных пророком. Иногда суннитов называют ахль аль-хакк, то есть «люди истины», в противовес им существуют ахль ад-далала, то есть «заблудшие». Подобное разграничение условно. Суннитский ислам не создал единой общепризнанной в суннитском мире богословской школы и общей суннитской религиозно-исторической литературы. Сунниты не признают имама посредником между богом и людьми. Придерживаются помимо Корана Сунне(высказываниям и поступкам Мухаммеда). Считается, что до 90% мусульман исповедует суннитский толк ислама. Суннизм широко распространен на с Севере Африки и в Азии, в России мусульмане- в основном сунниты.

В тот же период в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма и буддизма. Суфии не предавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством, придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. На основе суфийского учения стали образовываться ордена странствующих монахов (дервишей), представители которых вскоре превратились в шарлатанов, обманывающих и обирающих народ.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"