Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Религия и мифология"

Работа состоит из  1 файл

шпоры религия.docx

— 147.97 Кб (Скачать документ)

Поражение евреев в Иудейской  войне 66 -73 гг. н. э., а также подавление антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение, и руководство синагогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать.

Устройство Синагоги Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. По правилам необхоимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе. Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

Что же касается функций синагоги, то в отличии от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва) и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

4. Характерные черты  американского иудаизма и его  роль в общественно-полит жизни.

В Соединенные Штаты евреи попали из голландских колоний Южной  Америки, после завоевания их испанцами. Первые евреи-поселенцы появились  в 1754г. в Новом Амстердаме (Нью-Йорке). Еврейские общины с самого начала поддерживали идею отделения от государства  и запрета на государственную  поддержку, понимая, что, не получая  денег от государства, они приобретают  подлинную свободу вероисповедования. Основной иммиграционный поток в США во второй половине XIX века шел из Германии и Австрии, где после поражения Наполеона и наступления реакции были вновь отменены все законы, уравнивающие евреев в правах. В конце XIX и в начале XX века началась колоссальная эмиграция евреев из России. К середине двадцатых годов прошлого века еврейское население США составляло уже 2.5 миллиона человек. Евреи селились общинами и не объединялись в какие-либо союзы, не создавали собственные религиозные семинарии, не имели общего религиозного лидера. В скором времени, уже в двадцатых годах прошлого века после успешной адаптации еврейские общины превратились в самые богатые религиозные сообщества страны, а мировой центр еврейской жизни, естественно, переместился в Нью-Йорк.

Иудеи, живущие в Америке  чаще всего произносят молитвы не на иврите, а на английском языке, и нередко в сокращенной форме. Проводят богослужения в гражданских платьях, а не в культовых одеждах. Женщины могут молиться вместе с мужчинами. Пищевые и судебные предписания ослаблены или от них отказались совсем, головной убор необязателен. Многие евреи живут вообще без связи с религией, осуществляемой через раввина, и смотрят на религию как на время от времени повторяющееся субботнее действо с минимальным влиянием на их ценности и образ жизни в течение недели. Иудеи-консерваторы допускают некоторые изменения в литургии, но делают это с величайшей осторожностью. Они также могут допустить богослужение на англ языке и общие места для мужчин и для женщин, но сохраняют строгое отношение к пищевым запретам и субботним предписаниям. Совсем недавно женщинам даже стало разрешаться исполнять обязанности раввина.

В настоящее время, после  адаптации последней волны еврейской  эмиграции конца XX века, евреи достигли в Америке поразительных успехов  не только в развитии религиозного плюрализма, но и в общественно-политической, коммерческой, научной областях. В таких направлениях, как юриспруденция, медицина, информатика. У них самые высокие семейные доходы - на 72% выше средних по стране. евреи составляют 40% списка богатейших американцев. В академической элите доля евреев - 56%, а в гуманитарной – 61%. Они внесли значительную лепту в становление одного из самых американских видов искусства - бродвейских мюзиклов. Они также стоят у истоков ведущих радои- и телевизионных корпораций США. Еще одним полем деятельности для иудеев является оптовая торговля. Большая часть оптовой торговли находится в руках иудеев. Евреи непропорционально высоко представлены в палатах конгресса, они составляют около половины советников депутатов и аппарата президента.

Чтобы получит голоса такой  большой диаспоры, как еврейская, Буш-младший отметился неоднократным признанием в любви к Израилю, и даже устроил особый торжественный обед в Белом Доме, куда пригласил еврейских сотрудников президентской администрации. Традиционно американские иудеи голосуют за демократов. Более 50 % евреев Америки считают себя «демократами», а около трети идентифицируют себя как «граждане с независимыми политическими убеждениями».

Что же касается выборов 2008 года, республиканцев поддерживали 38 % евреев. В поддержку кандидата в президенты от Демократической партии Барака Обамы выступили 31 % опрошенных евреев.

В целом же, иудаизм смог хорошо вписаться в жизнь американского  общества, благодаря тому, что иудеи наконец нашли то, что искали - свободу и равенство. Иудеи никогда не были нахлебниками на шее страны: весь свой талант, свои способности они посвятили своей новой родине. Таким образом, иудаизм, изначально, не имевший никакого влияния в американском обществе, сумел заявить о себе практически во всех сферах жизнедеятельности.

5. Возникновение  и распространение христианства.

Христианство как религия  сложилась в 1 веке н.э. Этому предшествовало большое кол-во причин: Политические, социально-исторические, экономические и религиозные.

Политические: 1) кризис античных порядков и становление новых форм правления, т.е. крушение античных государств и появление национальных. 2) Позднее замена национальных государств мировыми империями( распад империи Александра Македонского и появление Римской империи). 3) обострение противоречий м\у основными соц группами Римской империи.

Социально-Исторические: 1) утрата политической самостоятельности Палестины. 2) недовольство иноземным владычеством населения Палестины. 3) постоянное ограбление Римом палестинского народа.

Экономические- 1)дешевый рабский труд(появление христианства именно в рабской среде с целью иметь защитника). 2) совершенствование орудий труда. 3) рост крупного землевладения.

Религиозные- появление иудейского сектантства т.е. из иудаизма стали выделяться секты, которые ждали прихода миссии. Которые верили в эсхотологизму (конец света) и искали пути спасения мира.

Основной же причиной появления христианства является переход  от античности к феодализму.

Выделяют три этапа распространения христианства: 1) Первые десятилетия 1 века н.э. На данном этапе происходит формирование зачатков вероучения, создание первой общины(КУМРАНСКАЯ). Активно начинают проповедоваться христ вероучения. Появляется религиозный символизм, т.н. КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ-Иисус с овцами.

2) 30-325гг н.э. На данном  этапе происходит создание Епископальной  церкви, объединение общин в централизованные  организации, постепенно начинает  складываться структура церкви. Официально признается христианство. В 325г- император Римской Империи Константин провозглашает, что христианство становится религией Римской империи. Также происходит распр христианства по территории Римской Империи.

3) 325г- 1054г- Этап Вселенских соборов(собраний епископата христ церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального, церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера). В 325г- был собор в Никеи, в 381г- в Константинополе. В следствии чего Никео-Константинопольский признается символом веры. Происходит унификация вероучения и культа. На соборах принимаются 7 христ таинств: Крещение, Причащение, Соборование, Елеосвящение, Таинство Брака, Евхаристия, Исповедование).

С тех пор Христианство очень быстро начинает распространяться. И этому способствовал ряд  причин: 1) Существование идеи христианского универсализма. 2) Отсутствие детально разработанной догматики и идейной организации. 3) Подходящее идеологическое основание для монархической власти.

Таким образом к концу 9 века Христ было принято почти во всех государствах Западной Европы.

6) Раскол христианской  церкви в 1054г. 

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Предпосылки раскола: 1) Разделение Римской империи на Восточную и Западную. В следствии 2) разделение христианской церкви на восточную и западную. А в следствии этого и 3) Различие взглядов: на церковное просвещение, на обрядовую практику, на отношение церкви к гос-ву и общ-ву. 4) Спор о фелиокве- различные взгляды на исхождение святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца.

Раскол или схизма церкви происходил в 2 этапа:

1) НАЧАЛО РАЗДЕЛЕНИЯ: Еще в 861г.- произошел собор в Константинополе, который провозгласил Фотия патриархом, т.е. он стал главой церкви. Но уже спустя год собор в Риме проклинает Фотия. В 870г Фотия снова восстановили в должности патриарха.

2) ОКОНЧАНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ: 886г-начинается  нескончаемая борьба  м\у Константинополем и Римом. Фотия свергают с престола патриарха. В 1053- Папа получает обличительные письма п\в нововведений. В 1054 году папа Лев 9 начал претендовать на территории, принадлежащие патриарху Михаилу Керулларию. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Таким образом, основной причиной раскола христианства можно назвать стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть.

Таким образом церковь  разделилась на Западную- Католическую с центром в Риме, и Восточную-Православную, которая имела 4 центра- это церковь в Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Сторонниками Католицизма стала вся Западная Европа, Православия- Восточная Европа, Передняя Азия и Северная Африка.

7. Сравнительная  характеристика догматики и социально-психологичесих установок католицизма и православия.

1) Различное отношение к Священному Преданию, т.е. к традициям духовной жизни, передаваемых из поколения в поколение и из века в век, и соответствующее им понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное предание.

2) разногласия в символах веры и догматических вероучениях. Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах. Последующие пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т.е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе. Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является посредником между Богом и человеком.

Католицизм развивает  свою догматику на 21 Вселенском соборе. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. В отличие от Православной церкви Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до IIВатиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет. Евхаристия(причащение) совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником преступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"