Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Религия и мифология"

Работа состоит из  1 файл

шпоры религия.docx

— 147.97 Кб (Скачать документ)

1. Понятие,  структура, классификация и функции  религии.

К понятию «религия» сущ неск подходов: Теологический, Философский, Социально-Психологический. Согласно теологическому подходу Бог-это сила реально существующая, философские определения базируются на признании или не признании существования Бога и исходя из этого описывают роль религии в обществе. Соц-псих подходы не стремятся определять что такое религия, но рассматривают социальные и психологические последствия религии.

Сам термин «религия» появился в Европейской ку-ре в 16 веке. В религиоведение под «Религией» понимается- вера, особый взгляд на мир, совокупность обрядово- культовых действий, а также объединение верующих людей в опред организацию, которая вытекает из убежденности существования той или иной разновидности сверхъестественного.

Составные части  религии: 1)Вера- особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения без достаточных обоснований. Вера обладает глубокой уверенностью в реальном существовании сверхъестественного; положительным отношением к предмету веры; представлением о наличии особенной связи м\у человеком и тем во что он верит; личностным характером веры(способность удовлет свое «Я»).

2) Вероучение- систематизированное изложение веры в догматах, в признанных раз и навсегда неизменных истинных, не подлежащее критики. Вероучения содержаться для разных религий в священных книгах.

3) Культ- система опред установленных индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистически общается с Богом(крестное знамение, молитва, поклонение, окропление водой и др.) Культ обладает символичность, каноничностью. Для отправления культа необходимы спец культ средства: сооружения, религиозные изображения и скульптуры, спец утварь, особая одежда служителей культа, музыка). Культ является важнейшим показателем степени зрелости религии.

4) Религ организация- оформление объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителем культа. Для того чтобы религ орг оформилась она должна пройти неск этапов становления: 1) религиоз группа- сравнительно небольшой коллектив людей, совместно отправляющий религ обряды. 2) религиоз община- первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определенному религ напрвлению.  3) Деноминация- религ объединение, находящиеся на стадии организационного оформления. 4) Церковь- централизованное многочисленное самоуправляемое объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенности культовой деятельности. Церковь-высшая форма религиозной организации, централизованное и иерархическое управление с наличием профессиональных служителей.

5) Секта- религ объединение с самобытным вероучением и культом, которое как правило откололось от более крупной орг, характеризующиеся сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира.

Элементы и структура  религии: 1) Религиозное сознание- религиозная вера во что-то сверхъестественное. 2) Религиозная деят. Может быть как культовой, так и безкультовой. Культовая- почитание и поклонение объектам и силам почитаемых в качестве священных. Внекультовая- разработка религиозных идей, написание сочинений богословия, обучение богословию, пропаганда идей в СМИ, миссионерство, благотварительноть.

3) Религиозные  отношения- отношения в дух сфере, которые складываются  в соответствии с религиозным сознанием о осуществляемые посредством дух деятельности.

4) религиозные  организации-культовые(церковь) и внекультовые(учебные заведения, церковный совет, церковные отделы образования, департаменты прессы)

Функции религии:

1) Мировоззренческая- формирует особый взгляд на мир. 2) Компенсаторная- вера может компенсировать для человека что-то другое(например человек одинок и ему не хватает общения). 3) Коммуникативная- Религия выступает средством общения людей в рамках религиозных организаций, отдельных групп. 4) Регулятивная- религиозные идеи, ценности, стереотипы поведения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. 5) Интегрирующи-дезинтегрирующая- церковь может как объединить так и рассорить народы. 6) Легитимирующая(узаконивающая)-разлегитимирующая- Религия может осуществлять легитимизацию, т. е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.

Классификация религий:

1) Живые и мертвые. 2) Естественные и религии откровения(зороастризм, христианство, ислам, буддизм). 3) Родоплеменные(первобытные)-(  Анимизм – это вера в мир духов, наполненный сверхчеловеческими силами и существами, значительно превосходящими человека). 4) Этнические(национальные)- индуизм, конфуцианство. 5) Мировые-Буддизм, христианство, ислам. 6) Современные- новые религиозные движения(даосизм,индуизм идр.)

2. Общая характеристика религиозных норм

Религиозная норма- обязательные, установленные в различных религиях правила для верующих. Они закреплены в религиозных книгах (в Коране, в Ветхом Завете, в Новом Завете и в др), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.

Основными религиозными нормами  явл: соблюдение заповедей; регулярное посещение церкви; ежедневные молитвы; соблюдение церковных праздников, постов; проведение определенных жизненных событий (крещение, венчание, похороны) по церковным канонам; и прочее.

Иногда нормы религиозного этикета вступают в противоречие с нормами, регулирующими иные сферы  человеческой жизнедеятельности. Например, день церковного праздника, в который  не положено трудиться, не всегда совпадает  с календарным выходным днем. Также  не в любой одежде можно зайти  в церковь.

3. Общая характеристика  иудаизма.

Иудаизм или Иудейство-это религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества, возникшая в 2-1 тысячелетии до н.э.  В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Возник в Палестине. Историки считают, что до 7 в до н.э. у евреев была другая религия. По мнению историков иудаизм возник в 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни. По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”).

Священное Писание иудаистов называется ТаНаХ (Сфарим),его еще называют Еврейской Библией. В него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, согласно традиции, полученное Моисеем от Всевышнего на горе Синай; Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнообразного религиозного жанра. Танах написан на иврите. Её хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Талмуд - это некоторое количество книг-томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части: Мишну, палестинскую Гемару и вавилонскую Гемару.

Доктрина иудаизма сформировалась во 2 тыс до н.э. – Иудеи верят в единого Бога, в его бессмертие, вечность и всемогущество. Верят в бессмертие души. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а божья воля открывается человеку через Танах. Жизнь понимается как диалог Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и на уровне «всего человечества как единого целого». Все люди равны в отношении к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

Культ- Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение "его" повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники. Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. Иудеи должны молиться трижды в день.

Служители иудаизма, требуя от верующих исполнять все религиозные обычаи, предписывают в обязательном порядке  развешивать мезузу и носить цицит.

Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Мезуза - магическое средство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов.

Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арба-канфота, т. е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду. Как и мезуза, цицит "оберегает от всякого зла".

К магическим обрядам в современном  иудейском культе относятся капорес, лулав и ташлих. Обряд капоресе совершается в ночь накануне судного дня; он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза молитву: "Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь". Птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (сук-кот) . По религиозным предписаниям, верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что, по представлению верующих, якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Вполне понятно, что в наши дни найдется не так уж много верующих, которые поверят в магическую силу этого обряда Однако раввины продолжают убеждать людей, что с его помощью можно действительно совершать чудо, естественно, по воле божьей.

Значительное место в иудейском  культе занимает обряд ташлих. В день иудейского нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов.

К табу в иудаизме принадлежит обряд, запрещающий одновременно употреблять  мясную и молочную пищу. Иудейские  богословы связывают этот запрет с библейской заповедью "не вари козленка в молоке матери его". К  табуированнои пище иудейские богословы относят свинину, так как древние еврейские племена поклонялись животным. Особо важное значение придается в иудаизме обряду обрезания; иудейские клерикалы не перестают проповедовать ложную идею о религиозной исключительности еврейского народа ввиду того, что он исполняет "великий завет" Яхве об обрезании крайней плоти. Сохранившийся До наших дней в иудаизме этот обычай служит закреплению самых невежественных представлений, ничего не приносит людям, кроме вреда.

Среди обрядов иудаизма не последнее  место занимает ритуал омовения Раввины предписывают верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершить омовение в микве — специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.

Праздники: Шебуот справляется на пятидесятый день после второго дня пасхи и потому носит название пятидесятницы. Он связан с земледелием, отражает радости, ликование земледельцев, собирающих плоды своего труда. Если пасха, утверждали раввины, является праздником исхода евреев из Египта, то шебуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь недель после исхода. Шебуот стал как бы заключительным придатком пасхи.

Важное место в иудейском  культе занимает судный день (иом-кипур) с предшествующим ему днем нового года (рош-гашана), который справляется в начале сентября. Этим двум праздникам придается особенно большое значение. В дни празднеств в синагогах можно увидеть таких евреев, которые вообще не посещают или мало посещают богослужение. Чем это объяснить? Раввины проповедуют, что в новый год и в судный день все жители мира как бы проходят перед богом Яхве, а он, вникая во все дела людей, выносит приговор каждому человеку в отдельности "по заслугам". Поэтому в рош-гашана и в иом-кипур синагоги заполняются молящимися.

В культе иудаизма важную роль играют посты. Современные теологи твердят  о том, что пост облагораживает человека, освобождает его от "грубых, низменных" чувств, вызывает думы о духовности своего бытия, сближает его с божеством и т. п. Считается, что хотя пост и изнуряет тело, зато просветляет душу и возвышает ее до престола Яхве".

Религиозная организация

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер (скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Израильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э. ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном Давида царем Соломоном (царь 965 - 928 до н. э.) были возведены царский дворец и храм в честь Яхве.

После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) войсками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии. В то же время в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков с целью воссоздания иерусалимского храма.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"