Шпаргалка по "Религии и мифологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Религии и мифологии"

Работа состоит из  1 файл

26 Основы христианского вероучения.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

26 Основы христианского вероучения.

Христианство (от греч. christos — «помазанник», «Мессия») зародилось в 1 в. н. э. в Палестине как одна из сект иудаизма. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая же часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей. 

Распространяясь в среде евреев Палестины и  Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. 

Христианство  как новая религия возникло в  восточной части Римской империи  и впоследствии широко распространилось по всему миру. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строи, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве. Б основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который, сваей мученической смертью искупил грехи человечества. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность. В зависимости от образа жизни, следования всем религиозным канонам, веры во второе пришествие Христа каждому должно воздаться по заслугам: кому страшный суд, кому небесное воздаяние, кому царство божье. 

В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ. 

Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского  вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми. 

Следующим шагом в развитии понятия «церковь* стала идем ее непогрешимости-, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Вселенские  соборы

Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. 

27 Таинства христианства  и их характеристика

  1. Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
  2. Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
  3. Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
  4. Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа;
  5. Брак (венчание)
  6. Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);
  7. Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).
 

 Таинство  крещения символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и через него человеку прощается первородный грех, а взрослому и все прочие грехи. Считается, что только на основе таинства причащения (евхаристии) человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом. Непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов. 

Следом  за обрядом крещения в православии  совершается таинство миропомазания, смысл которого, согласно православному катехизису, заключается в том, «чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной». Духовный смысл обряда венчания состоит в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком, так как елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов. Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень. 

28 Православие как направление христианства.

Православная  церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии - самостоятельности национальных церквей. Всего их насчитывается 15. Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала. 

Православная  церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат перевоплощения и догмат искупления. Суть догмата троичности Бога такова: Бог - не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. 
 

29 История православия  в России и его  основные течения 

30 Католицизм как  направление христианства

  Наиболее распространенным христианским направлением является католицизм. Слово «католицизм» означает - всеобщий, всемирный. Следует сказать, что католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством тгапы Римского всех христиан.

Католицизм  берет свое начало от небольшой римской  христианской граж-аи, первым епископом  которой, по преданию, был апостол  Петр. Процесс обособления католицизма  β христианстве начался еще в III-V века, когда нарастали и углублялись  экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало  разделения христианской церкви на католическую и православную начало соперничество  между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. '

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные 'f догмы  и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и  всего христианства, приняты Священное  писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным  сказаниям постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Центром католицизма и резиденцией его  главы, папы Римского, е Ватикан, город-государство, расположенное в центре Рима. Римский  папа определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Папа назначает из представителей духовенства различных стран католических иерархов - кардиналов и епископов. Коллегия кардиналов (конклав) избирает из своей среды путем тайного голосования папу (пожизненно), что по католическому вероучению является «викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом Римской провинции, суверенного города -государства Ватикан ». 

31 Католицизм и православие  : история отношений  и современное  состояние

В отличие  от православной, католической церковью по-своему толкует некоторые догматы. Так, в Символе веры, признанном православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «надналежних» дел - «запас» добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право брать с этой сокровищницы необходимый «добрых дел» и уделять ее тому, кто нуждается: отпустить грехи, даровать прощение и т. п. Отсюда развилось учение о индульгенции - отпущение грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью , а из этого возникли правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат  о чистилище, промежуточное звено  между раем и адом, возник еще  в I в. и существует только в католическом вероучении. Души грешников, свободные  от смертных грехов, горят там в  очистном огне (вероятно, это символ мук совести и раскаяния), а затем получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), что делают на память об умершем его родные и близкие.

В отличие  от православного вероучения, в католическом есть догматы о непогрешимости папы (принят на I Ватиканском соборе в 1870 г.), о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.), о телесном подъема Девы Марии (1950 p.).

Католическое  вероучение, как и православное, признает семь таинств, но и здесь  есть стотни различия. Причащение производится пресным хлебом, а не квасным, как принято у православных. Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7-8 лет, а не в возрасте младенца. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступки и Идеи которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, осуществление этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии  обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков  безбрачие (целибат) обязательно для  всего духовенства. 

32 протестантизм как  направление христианства

Протестантизм - одно из главных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Протестантизм охватывает множество  самостоятельных исповеданий и  церквей 

История протестантизма по-настоящему начинается с выступления Мартина Лютера (Германия, 1483-1546 г.) против индульгенций. Он первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Лютер выступил против претензий католического духовенства на контроль веры И совести на правах посредника между людьми и Богом. ЭТИ положения исходят из того, что возможным является непосредственная связь человека с Богом. Выступления Лютера были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

Суть  протестантизма заключается в том, что человек может спасти свою душу только верой, которая даруется Богом, без посредничества церкви. Один из основных догматов протестантизма заключается в том, что спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед Богом 3 таинств признаются крещение и причастие. 

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии"