Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Религия и мифология"

Работа состоит из  1 файл

шпоры религия.docx

— 147.97 Кб (Скачать документ)

8. Сравнительная  характеристика организации католической  и православной церкви.

В католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии.

Основной отдельной территориальной  единицей является епархия, возглавляемая епископом. Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны. Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.      В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители  Церкви не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

В Православной церкви Иерархическое священство имеет 3 ступени. епископ, пресвитер, диакон.

Епископ- лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе  архиерей.

Пресвитер- второй степени  христианского таинства священства. (священник)

Диакон- лицо, проходящее церковное  служение на первой, низшей степени  священства. Диаконы помогают священникам  и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным - священник может служить и один.

Каждый епископ (вне зависимости  от титула, которым он обладает) имеет  полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).

Институт монашества включает в себя так называемое чёрное духовенство(общественное сословие, состоящей из профессиональных служителей), имеющее право избираться на особое епископское служение в Церкви.

9. Сравнительная характеристика культа католической и православной церкви.

В православии основу культа составляют семь главных обрядов – таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство. 1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей. 2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела. 3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди – подробного рассказа о совершенных грехах. 4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина). 5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания. 6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного. 7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя.

Православное богослужение (как литургическая система) было разработано в патриархате Константинополя, а затем принята православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, и используется по сей день всеми церквами, ведущими свое происхождение от этих патриархатов. В православное богослужение входят: Божественная литургия, таинства, суточное богослужение (утреня, вечерня, полунощница, часы, всенощная) и службы литургического года с календарем фиксированных и подвижных праздников, а также ряд менее значительных последований, как освящение вод, плодов и т.д. Все богатство богослужебного обряда собрано в канонических литургических книгах.

Служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток. О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга. Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).

Накануне воскресных и  праздничных дней совершается всенощная. Она включает в себя вечерню, утреню и службу первого часа. Несмотря на подчеркнутую торжественность всенощного богослужения, это, в сущности, просто общая молитва, сопровождаемая пением и чтением священных текстов.

Входить в храм, таинственное жилище Бога, надо с благоговением. У дверей храма следует сотворить  крестное знамение и три поясных  поклона. Так же не спеша и благоговейно, с крестным знамением и поклоном, прикладываются в храме к иконам и святым мощам. В храме нельзя разговаривать, переходить с места  на место, надо стоять не мешая другим, с благоговением и смирением внимая богослужению.

Богослужение в храме  совершают священнослужители: епископы, священники и диаконы, получившие через  архипастырское рукоположение (хиротонию) особую благодать Святого Духа для  служения в Церкви. Священнослужителям помогают церковнослужители: иподиаконы, чтецы и свещеносцы, получившие благословение  прислуживать в храме во время  богослужений. В Православной Церкви христиане созываются к богослужению колокольным звоном. Колокольни с  колоколами составляют одну из важнейших  принадлежностей Православного  храма. Колокольный звон имеет глубокий духовный смысл и значение: он приготавливает мирян к богослужению, благодатно воздействует на душу, отрывает мысли  от земли, наполняет христианина  радостным и светлым чувством небесной гармонии. Колокольный звон, таким образом, является составной  частью Православного Богослужения.

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон.

Существуют некоторые  отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого. Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка.

Миропомазание, или конфирмация. В отличие от Православной церкви, в которой миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Католической Церкви конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно (в России — не раньше 15 лет). Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.

Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Католическая использует пресный хлеб.

Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь — не автоматически действующее средство очищения от грехов. Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха.

Но в любом случае важнейшей  обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви.

Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).

Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.

Брак. В Католической Церкви таинство брака отличается от всех других таинств тем, что его совершителями являются сами жених и невеста: перед лицом свидетелей будущие супруги заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (его в исключительных случаях может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз.

Браки между христианами  и неверующими также возможны, ибо, как сказал апостол Павел, «...неверующий муж освящается женою верующею, и  жена неверующая освящается мужем верующим». В таком случае брачные обеты приносят только верующие. Таинство брака не считается действительным, если брак заключён вопреки каноническому праву. Например, в брак не может вступить человек, уже находящийся в действительном браке или принявший монашество; брак не может быть совершён по принуждению и т. д. При выявлении нарушения этих или других предусмотренных церковным правом обстоятельств заключённый брак признаётся Церковью недействительным. Брак, действительный как таинство, согласно католическому учению, нерасторжим. Он прекращается только со смертью одного из супругов. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак; вместе с тем допускается разлучение (сепарация) супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной. Однако Католическая Церковь призывает избегать этого.

Освящение жизни христианина  не ограничивается таинствами. Помимо них существуют многочисленные тайнодейственные обряды, или сакраменталии (от лат. sacramentalis — «священный»). Это освящение храмов, жилищ, различных предметов и т. п. Важнейшее место среди таких обрядов занимают христианское погребение и иные заупокойные ритуалы.

При входе в католический храм мужчины должны снимать головные уборы, однако для женщин ношение  косынок не обязательно. При входе  в храм можно увидеть сосуд  со святой водой, иными словами кропильница. В ней смачивают пальцы правой руки и затем крестятся. Как только человек входит в храм, сразу же происходит акт коленопреклонения  перед дарохранительницей, кроме  того, каждый раз проходя мимо нее, следует также совершать коленопреклонение, или хотя бы склонить голову. Католики крестятся иначе, чем православные - вначале левое, а затем правое плечо.

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках. Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие. У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

10. Социально-экономические  и социально-психологические предпосылки  возникновения идеологии протестантизма.

Протестантизм возник в 16 веке в Европе в ходе движения Реформации. Под «Реформацией» понимается религиозное, общественно-политическое и идеологическое движение в Запад Европе в 16 в., направленное п\в злоупотреблений католической иерархии и стремившиеся к очищению церковного строя и вероучения от средневековых порядков и имевшее в последствие образование протестантских церквей. Этому способствовал ряд причин.

Соц-эконом причины: 1) Переход от феодализма к капитализму- На начало 16 века  Церковь являлась крупнейшим феодалом: в ее владения в разных государствах Западной Европы входила 1/3 всей обрабатываемой земли (при этом использовался труд крепостных). Однако в 15-16 веках началось формирование нового класса, стремившегося к экономической и политической власти, - буржуазии. Интересы новых социальных слоев требовали лишения католической церкви ее монопольного положения. Недовольство вызывали прежде всего невежество и низкий нравственный уровень монашества. Представители высшего духовенства вели жизнь, не подобающую их сану. Священники часто не имели достаточных знаний, чтобы наставлять паству в христианском учении, а народная религиозность была полна суеверий, имеющих мало общего с евангельской верой.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии США и Канады"