Шпаргалки по "Речевым коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевые коммуникации"

Работа состоит из  1 файл

Речевые коммуникации.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

1. Специфика речевой  коммуникации

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести' сообщение, созданное  с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как `проезд закрыт', `остановитесь'; поднятый вверх палец, прикрытый  ладонью другой руки, как `прошу дополнительную минуту перерыва' в спортивных состязаниях  и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях. Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

 

 

2. Коммуникативный акт и коммуниканты в юридической сфере

Коммуникативный акт - это  элемент коммуникативного поведения, потока коммуникации как взаимодействия между коммуникантами, один из которых является адресантом, а другой адресатом (если взять одну любую временную точку, такое разграничение должно быть признано обязательным). Речевой акт - это элемент речевого поведения, речевого потока как процесса обмена сообщениями, оформленными с помощью естественного языка.

Коммуникантами выступают юристы, адвокаты и др.

 

 

3. Исторические аспекты в специфике речевой коммуникации

Впервые идею передачи текстовой (буквенной) информации на расстояние реализовал французский инженер  К. Шапп. В 1791 г. он построил первый семафорный аппарат, просуществовавший до 1852 г. Связь осуществлялась визуальным образом: взаимное расположение стрелок (отвечавшее принятой системе условных обозначений) на башнях, построенных на возвышенностях, наблюдали с других башен в под­зорные трубы. Число семафорных станции Франции к середине XIX в. достигло 556.

 В 1830-х гг. российские  ученые-изобретатели П.Л. Шиллинг  и Б.С. Якоби разработали основы  телеграфной связи.

 В 1832 г. П.Л. Шиллинг  изобрел первый телеграфный аппарат.

 В 1837 г. американский  изобретатель С. Морзе разработал  телеграфный аппарат, который  использовал кодовое обозначение  каждой буквы алфавита с помощью  комбинаций длинного и короткого  сигнала (точки и тире) — азбуки  Морзе.

 В 1843 г. начала действовать  первая междугородная (Санкт-Петербург  — Царское Село) телеграфная линия  на аппаратах Б.С. Якоби.

 В 1844 г. появилась  телеграфная связь между Вашингтоном  и Балтимором на аппаратах  С. Морзе.

 В 1854 г. французский  механик Ш. Бурсель высказал предложение об использовании электрического тока для передачи звуковых сигналов. Через несколько лет эту идею реализовал для передачи музыкальных сиг­налов немецкий изобретатель Ф. Рейс («музыкальный телефон»).

 В 1855 г. английский  изобретатель Д.-Э. Юз построил  первый применимый на практике  буквопечатающий телеграфный аппарат  для передачи со скоростью  40 слов в минуту. В том же  году итальянский физик Дж. Казелли предложил конструкцию фототелеграфа для передачи на расстояние изображений, основанный на электрохимической записи при приеме.

 В 1864 г. шотландский  физик Дж.-К. Максвелл создал  теорию электромагнитных волн.

 В 1866 г. закончилась  прокладка первого трансатлантического  телеграфного кабеля, соединившего  Европу и Америку.

 В 1870-х гг. французский  инженер-механик Ж. Бодо изобрел  телеграфные аппараты, которые позволяли  по одному и тому же кабелю  передавать одновременно несколько  сообщений.

 В 1876 г. американский  инженер-электрик А.-Г. Белл изобрел  телефон — аппарат, преобразующий  звуковую информацию (голос) в  колебания электрического тока, с последующей передачей их  по линии связи и обратным  преобразованием в звуки. Оконечные  аппараты телефонного устройства  — это микрофон и собственно  телефон.

 В 1877 г. венгерский  инженер Т. Пушкаш разработал проект первой телефонной станции, который был затем реализован в США (Нью-Гавана). В том же году телефонная связь впервые была использована в военных целях (война Болгарии против Турции). Была сооружена 16-километровая телефонная линия между Ставкой действующей армии и г. Порадимой, где располагался штаб императора Александра II.

 В 1878 г. русский физик  П.М. Голубицкий сконструировал  телефонный аппарат с кольцеобразным  магнитом — прообраз современных  телефонных аппаратов.

 В 1879 г. появились  первые европейские телефонные  станции (Париж), а в 1881 г. —  одновременно в Москве, Петербурге, Одессе, Варшаве и Ревеле (Таллине).

 В 1881 г. появились  первые телефонные справочники  (в Берлине и Нью-Йорке), а также  первые телефоны-автоматы.

 В 1885 г. русский инженер  П.М. Голубицкий разработал проект  автономной телефонной станции  с электропитанием от центральной  батареи, расположенной в самой  станции.

 В 1888 г. немецкий  физик Г. Герц смог получить  радиоволны и исследовать их  свойства.

 В 1889 г. американский  изобретатель А.-Б. Строунджер разработал проект АТС — автоматической телефонной станции того типа, какой используется до сих пор.

 В 1895 г. русский инженер  А.С. Попов и одновременно с  ним итальянский изобретатель  Г. Маркони сконструировали первые  радиоприемники. Первые радиосообщения  передавались в виде коротких  и длин­ных сигналов с помощью телеграфного ключа, применением системы кодового обозначения букв алфавита — азбуки Морзе.

 В 1897 г. изобретатель  из Страсбурга К.-Ф. Браун сконструировал  первую электронно-лучевую трубку.

 В 1898 г. в России  была построена рекордная по  тем временам (660 км) воздушная (провода  на столбах) телефонная линия  (Москва — Санкт-Петербург).

 В 1899 г. в России  была построена линия беспроводной (радио) связи длиной 40 км. Зимой  1899—1900 гг. благодаря радиограмме,  переданной по этой линии, ледокол  «Ермак» спас рыбаков, унесенных  штормом в море. Она была также  успешно применена при спасении  броненосца «Генерал-адмирал Апраксин»,  потерпевшего аварию у острова  Гогланд на Балтике.

 В 1901 г. Г. Маркони  провел первую радиопередачу  через Атлантику.

 В 1907 г. петербургский  ученый Б.Л. Розинг получил патент на «способ электрической передачи изображений». К 1912 г. Розинг разработал основные элементы черно-белого телевидения, включая систему развертки на 12 строк (в современных системах — 800 строк).

 В 1923 г. американский  ученый русского происхождения  В. К. Зворыкин изобрел иконоскоп  — передающую электронную телевизионную  трубку (более совершенную по  конструкции, чем у Бэрда). Телевизионная трубка (кинескоп) Зворыкина стала основным элементом современных телевизоров.

 В 1926 г. шотландец  Дж.-Л. Бэрд впервые публично продемонстрировал телевидение.

 В 1940-х гг. начались  регулярные телепередачи (США, СССР).

 В 1956 г. американская  фирма «Ампекс» выпустила первую видеопленку.

 В 1960 г. японская  фирма «Сони» выпустила первую  партию транзисторных телевизоров.

 В 1969 г. японская  фирма «Сони» выпустила первый  видеомагнитофон.

 В 1982 г. в Японии (фирмы «Хитачи» и «Сони») начался  выпуск телевизоров с повышенной  четкостью изображения, которую  обеспечивал 1125-строчный экран.

 В 1980-х гг. фирмой  «Мицубиси» создан полиэкран  размером 6x9 м, работу которого  обеспечивали 25 тыс. электронно-лучевых  трубок.

 В 1986 г. началось  широкое использование волоконно-оптических  световодных кабелей для прокладки высокоэффективных телефонных линий.

 В 1990 г. голландская  фирма «Филипс» наладила сборку  трех моделей цветных телевизоров  на жидких кристаллах с рекордным  размером экрана: 3x4 м, 4x5,5 м, 6x8 м, толщиной  всего 0,7 м, предназначенных для  демонстрации изображения в общественных  местах.

 В 1990-х гг. появились  и сразу широко распространились  спутниковые радиотелефоны, работу  которых обеспечивают космические  аппараты — телефонные спутники  со стационарными орбитами, а  также аппараты сотовой связи,  работу которых обеспечивает  система наземных приемопередающих  станций.

 

 

4. Коммуникационные барьеры

Чаще всего разногласия  и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением  или нежеланием почувствовать другого  человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения  возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над  человеком, группой).

“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов  получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

Обычно выделяют четыре барьера  непонимания: фонетический (фонема -- звук), семантический (семантика -- смысловое  значение слов), стилистический (стилистика -- стиль изложения, соответствие формы  и содержания), логический.

1 Фонетический  барьер

Фонетический барьер непонимания  возникает в следующих случаях:

1. когда говорят на  иностранном языке;

2. используют большое  число иностранных слов или  специальную терминологию;

3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого  важны:

1. внятная, разборчивая  и достаточно громкая речь, без  скороговорки;

2. учет аудитории и  индивидуальных особенностей людей  (чем хуже знает человек предмет  обсуждения, тем медленнее надо  говорить, тем подробнее нужно  разъяснять, люди разных национальностей  говорят с различной скоростью:  на севере и в средней полосе -- медленнее, на юге -- быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);

3. наличие обратной связи  с собеседником, с аудиторией.

2 Семантический  барьер

Семантический барьер непонимания  возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

1. любое слово имеет  обычно не одно, а несколько  значений;

2. «смысловые» поля у  разных людей разные;

3. зачастую используются  жаргонные слова, тайные языки,  часто употребляемые в какой-либо  группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста»  и др. на воровском жаргоне  существенно отличается от истинного  значения).

Возникновение барьера можно  объяснить так: мы обычно исходим  из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное -- «все понимают по-своему».

Для преодоления семантического барьера необходимо:

1. говорить максимально  просто;

2. заранее договариваться  об одинаковом понимании каких-то  ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в  начале разговора.

3 Стилистический  барьер

Стилистический барьер непонимания  возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в  каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое  подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда  происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль  изложения слишком тяжелый, излишне  легковесный, в общем, не соответствует  содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет  понимать.

С определенными оговорками можно признать, что стиль -- это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении стилистического барьера -- правильно структурировать передаваемую информацию.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и  правило цепи.

Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Рамку в общении создают  начало и конец разговора. Для  эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале  указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце  разговора -- подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении -- конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.

Информация о работе Шпаргалки по "Речевым коммуникациям"