Шпаргалки по "Речевым коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевые коммуникации"

Работа состоит из  1 файл

Речевые коммуникации.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

1)Вступление. Несёт основную  психологическую нагрузку. Задачи  вступления: установить контакт с аудиторией и вызвать интерес аудитории к своей речи.

2)Главная часть. Тут  раскрывается тема и формулируется  основная мысль всей речи.

3)Заключение. Заключение  речи обычно запоминается больше  всего. Задачи заключения:1) обобщить  самое существенное в речи;2)усилить  впечатление, закрепить сказанное;3)поставить  конкретные задачи. Заключение не  должно быть длинным!

 

 

11. Роль логики в речевом общении

Речевое общение - один из основных видов повседневной коммуникации. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда два человека, получая одну и ту же информацию, воспринимают ее совершенно по-разному. Адекватное восприятие того или иного речевого высказывания зависит от многих факторов, а сам  процесс имеет многоступенчатый характер. Речевым общением называется форма взаимодействия двух или более  людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного  или оценочного характера.

В речевом общении участвуют  пять компонентов: ситуация общения, отправитель  речи, получатель речи, условия протекания речевого действия и речевое сообщение.

Речевое общение является объектом изучения лингвистики, психологии, физиологии, психолингвистики и других наук.

Важнейшее условие хорошей  речи - логичность. Логичность - это  выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений  между частями компонентами мысли.

Еще Аристотель утверждал: «Речь  должна отвечать законам логики». Нелогичность высказывания несовместима с красноречием. Знание логики способствует выработке  элементарных навыков строгого и  доказательного рассуждения, умения точно  формулировать суждение, выражающее положение, которое требуется доказать, давать правильные определения, грамотно проводить классификацию, корректно ставить вопросы. Логика учит выявлению неявных посылок в рассуждениях оппонентов, способам доказательств и опровержений, обнаружению логических ошибок в различных мыслительных процедурах. Другими словами, изучение логики формирует то, что принято называть логической культурой и что не является врождённым качеством личности.

 

 

12. Культура профессиональной речи

  Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

 Культура профессиональной  деятельности во многом определяет  ее эффективность, а также репутацию  организации в целом и отдельного  специалиста. 

 Культура общения составляет  важную часть профессиональной  культуры, а для таких профессий  как, например, преподаватель, журналист,  менеджер, юрист, - ведущую часть,  поскольку для этих профессий,  речь является основным орудием  труда. 

 Профессиональная культура  включает владение специальными  умениями и навыками профессиональной  деятельности, культуру поведения,  эмоциональную культуру, общую культуру  речи и культуру профессионального  общения. Специальные навыки приобретаются  в процессе профессиональной  подготовки. Культура поведения  формируется личностью в соответствии  с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает  умение регулировать свое психическое  состояние, понимать эмоциональное  состояние собеседника, управлять  своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать  эмоциональный контакт. 

 Общая культура речи  предусматривает нормы речевого  поведения и требования к речи  в любых ситуациях общения,  культура профессионального общения  характеризуется рядом дополнительных  по отношению к общей речевой  культуре требований.

 В профессиональной  культуре общения становится  особенно высокой роль социально-психологических  характеристик речи, таких как  соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

 

13. Речевой этикет в юриспруденции

Во - первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

Юрист выступает в различных  коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходиться писать протоколы  допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные  заключения, исковые заявления, приговоры  и определения, договоры и соглашения.

Юристу приходиться сталкиваться с людьми самых разнообразных  профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие  и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти  лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение  юристом языковых норм может вызвать  отрицательную реакцию со стороны  собеседников. К сожалению, бывают случаи, когда из-за неточно заданного  вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Кроме того, каждый юрист  выступает и как оратор, как  пропагандист правовых знаний, читая  лекции; прокурор и адвокат ежедневно  произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста.

 

14. Семиотика и прагматика коммуникации

Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). Семиотика, находясь на стыке наук, получает материал из различных наук, обрабатывает его  и затем передает этим наукам свои обобщения.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую отношения  между знаками; 2) семантику, изучающую  отношения между знаками и  обозначаемым предметом - внешним миром  и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую  отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, читающим.

Семантика изучает законы смысла. Центральным понятием семантики  является понятие значения.  Обычно для разъяснения структуры языкового  значения используется «семантический угольник». В семантическом треугольнике обязательными компонентами являются знак и понятие.

Прагматика изучает законы, зависящие от позиции наблюдателя Языковые основы прагматики лежат за ее пределами - в синтактике и семантике языка. Можно сказать, что прагматика - это семантика языка в действии. При объяснении понятия прагматика в качестве простейшего примера знаковой системы часто приводят систему дорожной сигнализации - светофор.


Информация о работе Шпаргалки по "Речевым коммуникациям"