Шпаргалки по "Речевым коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевые коммуникации"

Работа состоит из  1 файл

Речевые коммуникации.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

Правило цепи основано на том  предположении, что содержание общения  не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено  в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя  содержание, как и рамка, выполняет  сразу две задачи: во-первых, позволяет  улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

Возможны следующие варианты перечисления:

1. простое перечисление -- «во-первых, во-вторых, в-третьих...»;

2. ранжирование -- «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное...»;

3. логическая цепь -- «если  это -- то, тогда можно предположить, что..., а следовательно...». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.

4 Логический барьер

Барьер логического непонимания  возникает, если человек, с нашей  точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами  логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что  логика есть только одна -- правильная, т.е. наша.

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и  действует по своей логике, но вот  в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического  непонимания.

Преодоление логического  барьера возможно при соблюдении следующих условий:

1. учет логики и жизненной  позиции собеседника. Для этого  необходимо примерно представлять  себе позицию партнера, собеседника  (кто он, на каких позициях стоит  и др.), а также индивидуальные  и социально-ролевые особенности,  так как приемлемость или неприемлемость  той или иной логики для  партнера в основном зависит  от его исходной направленности;

2. правильная аргументация.

Существуют различные  виды аргументации:

1. возрастающая (когда сила  аргументов к концу общения  возрастает). К ней целесообразно  обращаться при высокой заинтересованности  в разговоре собеседника и  при его высоком образовательном  уровне;

2. убывающая (когда сила  аргументов к концу сообщения  ослабевает). К ней целесообразно  обращаться при необходимости  пробудить внимание и интерес  и при низком образовательном  уровне;

3. односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;

4. двусторонняя (когда используются различные -- как положительные, так и отрицательные -- аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.

 

5. Особенности визуального восприятия речи

Зрительное восприятие речи, или чтение с губ, значительно  отличается от привычного для нас слухового. Б основе слухового восприятия речи лежит тесная связь между кинестетическими образами многократно произносимых слов и их соединений со слуховыми образами; при зрительном восприятии такая тесная связь должна установиться между теми же кинестетическими образами и соответствующими им зрительными.

Установление этой связи  затрудняется некоторыми специфическими особенностями зрительного восприятия речи.

А) Видимая артикуляция  некоторых групп звуков частично или полностью совпадает между  собой, других звуков— внешне слабо выражена или даже совсем не уловима, так как скрыта в глубине ротовой полости. Для лучшего понимания видимой артикуляции звуков прилагается оральный алфавит (табл. 6).

Б) Четкость восприятия артикуляции  даже хорошо видимых звуков изменяется в зависимости от смежных с  ними звуков, от ударности или безударности слога, от особенностей артикуляции  говорящего, от темпа речи и от таких  внешних условий, как освещение, поворот лица говорящего и т. п.

В) Невидимые и плохо  видимые звуки слова воспринимаются как паузы той или иной длительности в зависимости от количества рядом  стоящих видимых звуков.

Г) Чередование опорных  звуков и пауз составляет известный  ритм зрительно воспринимаемого  слова и предложения.

Д) Восприятие интонация  говорящего оказывается зрительно недоступным.

 

 

 

6. Коммуникация как дискурс

В общем смысле дискурс – речь, процесс языковой деятельности.

В специальном, социогуманитарном смысле - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени. Это специальное значение слова «дискурс» впервые ввёл Э. Бенвенист, противопоставляя discours (речь, привязанная к говорящему) и récit (речь, не привязанная к говорящему).

Термин часто используется в семантике, социолингвистике, дискурсивной психологии, в различных вариантах  теорий дискурса (например, теория дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф) и аналитического подхода к изучению дискурса, в частности в дискурсном анализе, дискурсивном анализе, дискурс-анализе (и его разновидности - критическом дискурс-анализе), анализе дискурса и др.

Дискурс в 60-70-х гг. XX века понимался как связанная последовательность предложений или речевых актов. В таком понимании он может трактоваться как близкий понятию текста.

Уже к конце 80-х гг. ХХ века под дискурсом начинают понимать сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.), необходимые для понимания текста.

 

 

7. Общие принципы речевого общения

Речевое общение непрерывно. Мы все время что-то говорим друг другу.

 В ситуации делового  общения мы используем «речь  в социально ориентированном  общении». Речь обслуживает совместную  деятельность. Поэтому ее использование  регламентировано рядом правил.

Принцип кооперации: высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения; высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь; высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке, понятном собеседникам.

Принцип вежливости: общение прерывается по общему согласию; соблюдаются общие правила речевого этикета; использование формул, заменяющих резкие выражения.

 Принцип комбинирования  речевых стилей.

 Высокий речевой стиль  – подчеркнуто «правильная» речь. Низкий речевой стиль – свободная  речь, в том числе и приспосабливаемая  к особенностям речи собеседника.

 Влиятельный речевой  стиль – использование форм  прямого побуждения к действиям. 

 Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, демонстрирующих интересы говорящего: уклончивые, лингвистическое заикание (иногда привычка), просительные, вопросительные, эмоциональные.

 Таким образом, в  речевом общении главное –  правильно интерпретировать содержание  сообщения и его контекст. Следует  помнить, что человек всегда  говорит о том, что его интересует. И внимательный слушатель способен  определить скрытые мотивы собеседника.  Речь в деловом общении должна  быть выверена с точки зрения  ролевых позиций собеседников  и этикетных норм. Ситуации речевого  общения: разговор, публичное выступление, разговор по телефону – обусловливают как прямые формы речи, так и особые психологические уловки, применяемые для достижения цели общения.

 

 

8. Речевое клише и сигналы успеха

Клише - это определенный языковой стандарт, готовый устойчивый оборот, речевой стереотип, конструктивная единица текста. В использовании  этого средства в деловых документах порой возникает даже необходимость, например: довожу до вашего сведения, принимая во внимание, на основании изложенного  и т.д.

Клише - это застывшие  речения, осознаваемые как несвободные  или воспроизводимые целиком, всеми  носителями языка. В лингвистической  теории приблизительно в том же значении употребляются следующие термины: речевые стереотипы, идиомы, фразеологизмы, штампы, групповые шаблоны, излюбленные  обороты, стерео типизированные обороты  и т.д. Все эти речевые явления  составляют некое понятийное поле, к которому приближаются паремии, крылатые слова, цитаты, афоризмы, максимы.

Как языковой стандарт, клише  выполняет ряд функций - использование  этих выражений позволяет экономить  мыслительную энергию, способствуют быстрому и точному составлению документа, облегчают общение, поэтому являются нейтрально-нормативным явлениями  в деловой речи. Кроме этого, лингвисты  считают, что стандартные выражения  способствуют быстроте передачи информации.

Клише следует отличать от речевых штампов, которые, как правило, неуместны в речи. Штамп - своеобразный шаблон, избитая форма выражения, которая придает речи потускневшую эмоционально-экспрессивную окраску  и наносит вред мыслям. Бездумное  повторение выражения можно отнести  к психологическому явлению.

 

 

9. Жанры речевого общения

По типам коммуникативных  установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической  и монологической речи различаются  следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, дневник.

1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников -- для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

2. Разговор. В этом жанре  может реализоваться как кооперативная,  так и некооперативная стратегия.  По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения).

3. Спор. Спор -- это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, -- заинтересованность в общении.

4. Рассказ. Это жанр  разговорной речи, в котором преобладает  монологическая форма речи внутри  диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения -- солидарность, согласие, кооперация, “разрешение” одному из участников осуществить свою коммуникативную интенцию, которая в основном сводится к информации.

5. История. Этот жанр  разговорной речи, так же как  и рассказ, является по преимуществу  монологической речью, которая  учитывает все компоненты прагматической ситуации. Кроме того, важный прагматический фактор речи при рассказе “истории” -- память. Этот фактор обусловливает структуру повествования и содержание речи. Характерно, что истории не включают самого адресанта как действующее лицо.

6. Письмо. Необходимым условием  этого жанра речевого общения  является искренность, которая  возможна при внутренней близости  родственных или дружелюбно настроенных  людей. 

7. Записка. В отличие  от письма, этот жанр письменной  разговорной речи в большой  степени формируется общим миром  чувства-мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех  же обстоятельств. 

8. Дневник. Дневниковые  записи представляют собой тексты  адресованной разговорной речи, а, следовательно, имеют все  стилистические особенности текстов,  обусловленных многофакторным прагматическим  пространством. 

 

10. Оратор и его аудитория

Ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц. Из этого  можно сделать вывод, что ораторская речь – это речь устная, монологическая, публичная.

Информативная. Характеризуется  четким обозначением предмета речи, логичностью, установлением причинно следственных связей.

Убеждающая речь - классическая ораторская речь. Это речь эмоциональная.

Так как ораторская речь есть речь устная, поэтому она лучше  воспринимается аудиторией, если оратор не читает текст с информацией, а  свободно говорит, рассказывает. Также  приветствуется аудиторией естественное поведение оратора (это естественные жесты, естественные позы), доброжелательный настрой, его раскованность. Не мало важным считается и техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Публичная речь состоит из трех частей:

Информация о работе Шпаргалки по "Речевым коммуникациям"