Проблемные ситуации в речевой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:40, реферат

Описание

Одна из основных задач культуры речи - это охрана литературного языка, его норм. Литературный язык - это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Поэтому, проблема речевых коммуникаций актуализируется и тесно связана с культурой речи, и представляет собой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Проблемные ситуации в речевой коммуникации………………………….4

Проблема общения в социальной психологии……………………………...8

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

Доклад.doc

— 58.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Доклад

«Проблемные ситуации в речевой коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

Проблемные ситуации в речевой коммуникации………………………….4

 

Проблема общения в социальной психологии……………………………...8

 

Заключение………………………………………………………………………11

 

Список литературы…………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из основных задач культуры речи - это охрана литературного языка, его норм. Литературный язык - это именно то, что в языковом плане объединяет нацию.  Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Поэтому, проблема речевых коммуникаций актуализируется и тесно связана с культурой речи, и  представляет собой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. 

 

Термин «коммуникация» (от лат. сommunicatio от communicare - делать общим, сообщать, беседовать) появилась в научной литературе в начале XX века. Позже определились два основных подхода к коммуникации: 1) информационный - рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития; 2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, т.е. взаимное понимание. Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи, т. е. ситуация общения. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, языка, их отношением друг к другу, к ситуации.

 

Проблемные ситуации в речевой коммуникации

 

 

Речевая деятельность представляет собой подготовку и осуществление процесса говорения, реализуемого в трех формах – монологе, диалоге и полилоге (речи нескольких человек). Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с ними осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия и является коммуникативная ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию. Коммуникативная ситуация рождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершении речевого действия.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1) подготовка высказывания – осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и на основе учета обстановки, создание внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности;

2) структурирование высказывания – выбор слов, включение механизма их «оценки», расположение их в нужной последовательности, грамматическое оформление;

3) переход к внешней речи – осуществление звукового или графического оформления высказывания.

Если переход от (2) к (3) по каким-то причинам нарушен, то окружающим такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

 

Эмоциональные проблемы, возникающие в различных ситуациях общения:

– Проблемы власти, исходящие из индивидуальных потребностей управлять и влиять на других, потребностей в социальном статусе. В зависимости от того, какую форму высказывания мы выбираем, мы используем те или иные неязыковые средства. Так, например, если говорящий настроен на продолжение беседы, ответную реакцию слушателей (собеседников), в его тоне скорее будут преобладать восходящие интонации; особенно важные для него моменты речи он выделит с помощью словопорядка, смысловых и интонационных пауз. В условиях правильно организованного речевого акта коммуникации мелодический контур его речи становится более отчетливым. Паузы не только не избегаются, но даже воспринимаются аудиторами как проявление сдержанности, скромности, глубокомыслия (в Великобритании в Кембридже и Оксфорде). Темп речи служит весьма важным регулятором и сигналом семантически насыщенного текста: «чем семантически богаче и сложнее высказывание, тем медленнее темп, в котором оно реализуется, и наоборот».

– Проблемы одобрения – индивидуальные потребности в любви, желание нравиться. И здесь каждому важно помнить о том, что в его речи следует избегать оценочных суждений, содержащих высокую степень категоричности, «наклеивания ярлыков», но стремиться к толерантности, сдержанности и максимальной поддержке слушающего и говорящего; содержание оценочных суждений должно семантически трансформироваться, ибо процесс общения – процесс динамичный. С точки зрения производимого эффекта речи, важен также внешний облик говорящего – обаяние личности коммуниканта является составляющей его риторики.

– Проблема включенности – исходит из потребности быть понятым и принятым в ситуации общения. Главной целью высказывания является понимание. Профессиональная деятельность направлена на то, чтобы вызвать активный, живой интерес и понимание со стороны участников коммуникативного процесса. Уровень ответной реакции может быть разным, возможно даже молчаливое ответное понимание. Но рано или поздно услышанное и активно понятое отразится в последующих речах и ответном поведении слушающего. Большинство наших высказываний требует домысливания и осознания, то есть активной ответной реакции замедленного действия. Важно помнить, что пассивное понимание лишь дублирует чужую мысль – например, метод «зубрежки» и бездумного заучивания.

– Проблема справедливости – индивидуальная потребность в справедливом, бесстрастном, равном к себе отношении. Важно также учитывать характер аудитории, т.е. степень подготовленности аудиторов: степень различия понимания содержательно-смыслового поля высказывания, различия в толковании языкового знака – отличие восприятия вопроса говорящим и слушающим. Этическая сторона проблемы заключается также и в том, что нам необходимо уметь адаптироваться к условиям конкретной речевой ситуации, не только путем лингво-прагматических изменений своего высказывания, но и изменения системы своего речевого поведения – стиля речи.

– Проблема идентичности – индивидуальная потребность в автономии, самоутверждении, положительной самооценке, самоопределении и утверждении личностных ценностей. В этике речевого поведения эта проблема связана с утверждением и созданием собственных норм речевого поведения, связанных с индивидуальным стилем общения личности, с его жизненными и профессиональными ценностями.

Как мы видим, в профессиональной среде решение всех этих проблем вовсе неоднозначно, скорее даже образует так называемые «зоны риска» в коммуникативной деятельности профессионала. Используя нормативные языковые средства в «зонах риска», нам важно помнить о языковой и общекультурной компетентности. Необходимо также включать механизмы речевого контроля.

Под механизмами речевого контроля мы понимаем основные принципы (постулаты, максимы) в речевом поведении личности. П. Грайс назвал один из подобных принципов «принцип кооперации», который заключается в требовании делать вклад в речевое общение соответствующим принятой цели и направлению разговора:

• Максимум полноты информации.

• Максимум качества (Говори правду!).

• Максимум релевантности (Не отклоняйся от темы!).

• Максимум манеры (Говори ясно, коротко, последовательно!).

К этим четырем максимам нам кажется уместным добавить принцип вежливости, возможный при соблюдении следующих условий, сформулированных Дж. Личем:

• Максимум такта (Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы!).

• Максимум великодушия (Не затрудняй других!).

• Максимум одобрения (Не критикуй другого!).

• Максимум скромности (Отстраняй от себя похвалы!).

• Максимум согласия (Избегай возражений!).

• Максимум симпатии (Высказывай благожелательность!).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема общения в социальной психологии

Проблема общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение характеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность контактов.

 

В процессе общения недоверие могут вызвать:

      Негативный эгоцентризм (речь о сугубо личных и интимных делах)

      Банальность (КЭП, старая шутка, рассказ)

      Пассивность (поддакивание)

      Самоуглубленность (директивное общение)

      Низкая эмоциональность (не смотреть в глаза, однообразный голос, неизменяемое выражение лица)

      Угрюмость (подчёркнутое отсутствие улыбки, принятие всего в серьез)

      Льстивость (искусственная весёлость)

      Отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (субъективные оценки)

      Повышенная отвлекаемость (использование в разговоре сленга)

      Притворство (разыгрывание заинтересованности)

      Высокомерие (пренебрежение к собеседнику)

      Грубость

      Болтливость («владение разговором как личной вотчиной)

      Непрошенные советы

      Решительность утверждений (безапелляционные  замечания)

      Закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного ответа)

      Нечётко сформулированный ( вопрос нередко настораживает собеседника)

      Напоминание о совершенных ошибках

      Нечёткий и невыразительный конец беседы

      Необходимо уметь во время остановится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение проблем речевой коммуникации, в том числе жанровой организации речи, находится в центре внимания многих современных лингвистов. Речевые жанры, их специфика в различных сферах речевого взаимодействия исследуются в тесной связи с соответствующими коммуникативными ситуациями и языковой личностью человека.

В связи с этим в обычной жизни таких проблем избежать сложно, т.к. не все люди знают правила речевого этикета. Многие, возможно не намеренно, игнорируют эти правила. Чаще всего это можно связать с воспитанием человека и его окружением. Такие люди считаю себе выше других. Они не понимают, что своим поведением только отталкивают от себя «полезных» людей. Ни один серьезный работодатель не захочет связываться с человеком, который способен одной фразой нажить себе врага. Особенно это относиться к людям, которые хотят работать в сфере сервиса.

Выход из этой ситуации есть. Надо больше общаться с разными людьми и уметь находить с ними общий язык и конечно знать все те проблемы, которые обычно возникают в процессе общения.


Список использованной литературы

1.     Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. – Современная деловая риторика

2.     Баева О.А. – Ораторское искусство и деловое общение

3.     Поварнин С.И. – Спор. Теория и практика спора

Информация о работе Проблемные ситуации в речевой коммуникации