Экономика общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание

Целью работы является проанализирование общественного сектора экономики и его ресурсов.
В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи:
1) Рассмотреть структуру и механизм организации общественного сектора.
3) Описать общественный сектор России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономика общественного сектора: предмет и метод изучения……….4
Глава 2. Общественный сектор экономики…………………………………………….8
2.1. Понятие и структура общественного сектора………………………………………..8
2.2. Общественный сектор экономики России и перспективы его развития…….…..11
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………………….….21

Работа состоит из  1 файл

контрольная общ сектора эк.docx

— 43.90 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономика общественного сектора: предмет и метод изучения……….4

Глава 2. Общественный сектор экономики…………………………………………….8

2.1.  Понятие и структура общественного  сектора………………………………………..8

2.2. Общественный сектор экономики России и перспективы его развития…….…..11

Заключение……………………………………………………………………………...20

Список  литературы………………………………………………………………….….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ХХ веке появилась и росла смешанная  экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных  инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой  альтернативными целями. С одной  стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через  «невидимую» движущую силу конкуренции  использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными  силами существуют и другие механизмы  размещения ресурсов, которые в целом  можно охарактеризовать как нерыночные. Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора, представленного государством.

Государство как специфический  сектор экономики характеризуется  определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, взаимосвязями  между населением и организациями, механизмами подготовки, принятия и  реализации решений.

Целью работы является проанализирование общественного сектора экономики и его ресурсов.

В соответствие с поставленной целью  определим следующие задачи:

1)  Рассмотреть структуру и механизм организации общественного сектора.

3)  Описать общественный сектор России

 

 

 

 

Глава 1. Экономика общественного сектора: предмет и метод изучения.

Рыночная экономика  в любой стране представляет собой  смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

Как правило, под  общественным сектором экономики понимают государственный сектор. Вместе с  тем в принципе понятие общественного  сектора несколько шире, в него входят также бесприбыльные предприятия  общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные  организации, предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом  с социальным обеспечением населения.

Иногда все эти  организации объединяют одним термином – некоммерческие организации. Другой, но менее распространенный термин –  третий сектор экономики. Имеется в  виду, что первые два сектора –  это частный и государственный, а третий – это сектор некоммерческих организаций. Эти общественные объединения, так же как и государство, перераспределяют ресурсы общества. Они выполняют  свои общественные функции на нерыночной, бесприбыльной основе. В основе их деятельности лежат нравственные принципы, одним из которых является альтруизм.

Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий  сектор экономики, или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Во многих странах  государственный сектор экономики  принято называть общественным. Государство  в принципе представляет интересы граждан  – членов общества, поэтому государственный  сектор экономики и называют общественным сектором. В рамках настоящего учебника мы будем использовать термины «общественный  сектор» и «государственный сектор»  как синонимы, понимая, что между  ними есть некоторые различия.

Определяя предмет экономики общественного сектора, необходимо выделить несколько аспектов этой проблемы.

Экономика общественного  сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории.

Макроэкономические  аспекты государственного сектора, в частности, теоретическое обоснование  макроэкономической политики государства, бюджетно-финансовой и денежно-кредитной, остаются за пределами данного учебника. Вместе с тем в рамках экономической  теории общественного сектора рассматривается  и теория общественных финансов, которая  представляет собой одну из важнейших  макроэкономических систем и институтов национальной экономики. Таким образом, можно сказать, что экономика  общественного сектора – это  микроэкономическая теория государства  как субъекта рыночной экономики, рассматривающая в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

Важнейшими задачами курса экономики общественного  сектора являются:

- обоснование необходимости развития государственного сектора как в рыночной, так и в переходной экономике;

- теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

- ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики – другими словами, установление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка;

- более подробное ознакомление с основными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.

Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы, как:

- административно-правовое регулирование, например принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности;

- установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги – как напрямую, так и через механизм налогов и субсидий, в частности контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий;

- производство определенных товаров и услуг, например в сфере образования и обороны.

Все эти виды экономической  деятельности государства ведут  к двум основным последствиям:

- во-первых, они изменяют наши доходы;

- во-вторых, воздействуют на экономические стимулы.

Приведем классический пример с введением налога на сигареты. Этот налог снижает покупательную  способность курильщиков и уменьшает  продажи производителей сигарет, а  значит, и доходы этих компаний. В  то же самое время этот налог уменьшает  стимулы к табакокурению и стимулы вкладывать свои сбережения в акции компаний, производящих сигареты. На этом воздействие налога не прекращается. Возможно, повысится спрос на услуги здравоохранения, увеличатся субсидии другим отраслям экономики в результате увеличения доходов государства. Действия правительства влияют, таким образом, на распределение ресурсов в экономике. И экономика общественного сектора рассматривает теоретические основы этих действий государства.

Экономика общественного  сектора предполагает разные подходы в анализе экономического поведения государства.

Во-первых, это описание того, что конкретно делает государство, как аккумулирует и расходует  средства, каким способом определяет направления размещения своих ресурсов.

Во-вторых, экономика  общественного сектора предполагает теоретический анализ различных  аспектов экономической деятельности государства, в частности анализ того, какое влияние оказывают  те или иные действия правительства  на экономику страны и внешнего мира, почему государство предпринимает  именно эти меры, а не другие и  т. д.

В-третьих, экономика  общественного сектора на основе экономической теории разрабатывает  практические рекомендации для действий государства в экономике, для  выработки социально-экономической  политики.

Таким образом, экономика  общественного сектора включает в себя как нормативную, так и позитивную экономическую теорию поведения государства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общественный сектор экономики

 

2.1. Понятие и структура общественного сектора

Совокупность ресурсов, находящихся  в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики –  это сфера деятельности, ориентированная  на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные  учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся  в собственности государства, ориентированы  на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному  сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых  является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к  общественному сектору в широком  смысле слова относятся негосударственные  некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка  и не ориентированы на получение  прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно  на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций  от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор– это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики  или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает  нерыночный способ координации экономической  деятельности, нерыночный тип организации  обмена деятельностью;

производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного сектора  характеризуется как размерами  государственной собственности (запас  ресурсов), так и объемом государственных  доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные  позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные  исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных  экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще  в конце Х I Х века) доля общественного  сектора в экономике постоянно  увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту  закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

Информация о работе Экономика общественного сектора