Экономика общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций

Описание

Экономика общественного сектора – научная и учебная дисциплина, предметом которой выступает государство как специфический субъект экономических действий.
Предметом изучения экономики общественного сектора является формирование и использование ресурсов государства и влияние государства на экономическое положение и поведение организаций (фирм) и домохозяйств.

Работа состоит из  1 файл

Краткий курс лекций по дисциплине Экономика общественного сектора.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Краткое содержание лекций

по курсу «Экономика общественного сектора»

Экономика общественного сектора – научная и учебная дисциплина, предметом которой выступает государство как специфический субъект экономических действий.

Предметом изучения экономики общественного сектора является формирование и использование ресурсов государства и влияние государства на экономическое положение и поведение организаций (фирм) и домохозяйств.

Позитивная экономика общественного сектора исследует внутреннюю логику и фактические образы экономического поведения государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства.

Нормативная экономика общественного сектора обосновывает эффективные решения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

Провал (несовершенство, изъян) рынка – это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов.

Оптимум Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояния хотя бы одного субъекта экономической системы. Согласно критерию Парето, движение в сторону оптимума возможно при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, где наблюдаются «провалы» рынка: 1) монополия; 2) недостаток и асимметрия информации;  3) возникновение внешних эффектов; 4) производство общественных благ.

Государственные финансы призваны выполнять три самостоятельные функции: аллокационную, распределительную (дистрибутивную) и стабилизационную.

Масштабы общественного сектора могут характеризоваться как размерами государственной собственности, так и объемом государственных доходов и расходов. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, принадлежащих государству, во втором случае – о потоках собираемых и расходуемых средств.

Общественный сектор занимает наиболее прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство, почтовые услуги, железнодорожные перевозки.

 

Основными результатами деятельности в общественном секторе являются общественные блага.

Общественное благо отличается двумя свойствами: неизберательностью (несоперничество) в потреблении и неисключаемостью.

Свойство неизберательности означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.

Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, то это смешанное общественное благо.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям.

Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема, цена не является переменной величиной и невозможно назначить цену на отдельную единицу чисто общественного блага.

Общественные блага бывают общенациональными и локальными. Различие определяется разницей в территориальном охвате полезных действий того или иного блага. Промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами, или социально значимые блага.

Р                                                                        Р

                                                                                     30                                      Dсов =∑МВ

          D а  Dб     Dв                        

 

Р                                              Dсов =∑qi                 15                                      Dв

                                                                         10                                      Dб

                                                                         5                                       Dа

 

       0    2       4       6         12       Q                                                Qs                 Q

а) чисто частное благо                                                         б) чисто общественное благо

              QD = ∑qi                                                                                                     Qs = q1 = q2 = q3 = … = qn

Люди сами корректируют объем спроса.

Все потребители должны потреблять              весь объем его выпуска целиком.

Рисунок 1 – Спрос на чисто частное и чисто общественные блага

Создание общественного блага предполагает согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участие в производстве данного блага, либо в совместном финансировании его производства.

Равновесные цены на общественное благо, соотвествующее значениям предельной индивидуальной готовности платить за него, называют ценами Линдаля. Равновесие, достигаемое при этих ценах, называется равновесием Линдаля.

При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме предельных норм замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в их потреблении. Это утверждение называется условием Самуэльсона Парето-оптимального производства общественного блага.

 

Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.

Перераспределение, проводимое государством, бывает целенаправленным и ненамеренным. Объектами перераспределения могут выступать доходы; физический и денежный капитал как фактор производства; потребительские блага и услуги, ресурсы; экономические возможности.

Базовым критерием эффективности для рыночной экономики является критерий Парето. Однако если существует принудительное перераспределение, которое осуществляет государство, одного критерия Парето оказывается недостаточно.

Критерий компенсации или критерий Калдора-Хикса: повышение экономической эффективности имеет место в тех и только тех случаях, когда в новой ситуации индивиды, которые получили дополнительные выгоды, способны компенсировать проигравшим их потери и при этом остаться в выигрыше по сравнению с первоначальной ситуацией.

Если кривые потребительских возможностей пересекаются, то критерий Калдора-Хикса даст неопределенные результаты. Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, надо убедится, что движение из первой точки во вторую улучшает положение, согласно критерию Калдора-Хикса и, во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положение согласно критерию Калдора - Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.

Проблема экономического распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Для ответа на вопрос, улучшает или ухудшает то или иное изменение в экономике благосостояния отдельного индивида была введена функция общественного благосостояния.

Функцию общественного благосостояния можно представить как возрастающую функцию от благосостояния (функции полезности) отдельных членов общества (1):

W = W (U1, U2, ….., Ui),

(1)

i = 1 …. е,

где W – функция благосостояния;

U – функция полезности.

 

Каждая из этих функций полезности индивидов определяется на множестве возможных аллокаций всех доступных обществу благ.

Представлений о функции общественного благосостояния много: функция благосостояния Бергсона-Сауэльсона, утилитаристская или бентамианская функция общественного благосостояния, эгалитарный подход, роулсианская функция, функция Ницше, функция Нэша, либертаристская позиция.

 

До каких пределов государство должно перерараспределять благосостояние своих граждан зависит от избранного вида функции общественного благосостояния.

Все направления экономической теории в большей или меньшей степени собираются найти компромисс между требованиями экономического роста и требованиями равенства, между эффективностью и справедливостью.

Если аллокационные решения принимает государственный орган, он преследует цель не столько добиться непосредственной денежной выгоды, сколь достичь оптимального состояния экономики.

Выполнение как можно большего числа условий Парето-оптимизации не является наиболее надежным путем обеспечения максимальной эффективности, если при этом некоторые условия все же нарушаются. Коль скоро «первое лучшее» решение недостижимо, надо искать «второе лучшее», предполагающее сознательное отклонение от вариантов, выглядящих наиболее эффективными в контексте частичного равновесия.

 

Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих  собственных интересах. Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор как прямой, так и представительной демократии.

Взаимодействие избирателей, политиков и государственных служащих образует политический процесс.

При потреблении общественных благ осуществляется коллективный характер выбора. Поскольку всем участникам выбора предстоит потреблять один и тот же набор общественных благ, необходимо согласовать индивидуальные предпочтения. На практике такое согласование осуществляется через политические институты демократии.  Коллективный выбор зависит процедуры голосования.

На практике наиболее распространенная процедура принятия коллективных решений - правила простого большинства. Согласно этому правилу побеждает альтернатива, в поддержку которой высказываются более половины участников выбора. Решение принимается N/2 + 1 голосами (N – число голосующих).

Американский исследователь Кеннет Мэй доказал, что применение правила простого большинства – единственная процедура коллективного выбора, удовлетворяющая четырем условиям, названным им соответственно достижимостью результата, анонимностью, нейтральностью и позитивным откликом.

Демократическая система принятия политических решений имеет изъян — парадокс голосования. Парадокс голосования — это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действенных предпочтений общества относительно экономических благ. Парадокс голосования – это частный случай теоремы Эрроу.

Модель медианного избирателя – модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

Прямая демократия  — это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Представительная демократия  — все имеющие право голоса периодически избирают своих представителей в законодательные органы, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения.

В период выборов мы замечаем, что многие избиратели не участвуют в голосовании. Это свидетельствует о том, что они не видели пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением или эффектом рационального игнорирования. Существует своеобразный эффект порога – это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе.

Группы специальных интересов – совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности.  Для реализации своих интересов они используют механизм лоббирования. Все способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга – практику взаимной поддержки путем «торговли голосами». Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» – закон, включающий набор небольших локальных проектов. Поиск политической ренты – это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Информация о работе Экономика общественного сектора