Экономическая эффективности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:32, дипломная работа

Описание

Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------------2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ------------------------------------------------------------------------------------7
1.1. Понятие экономической эффективности деятельности предприятия-------7
1.2.Методика оценки экономической эффективности ------------------12 1.3.Факторы влияющие на эконмическую эффективность предприятия---------20
2.АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ--------------------------------------------------------- 25 2.1. Cовременное состояние предприятий строительной отрасли в РК--------25 2.2.Характеристика деятельности предприятия АО"АлматыКультбытСтрой"--31 2.3.Оценка экономической эффективности строительного предприятия-------35
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО "АЛМАТЫ КУЛЬТБЫТ СТРОЙ"------------------------------------------------------------------------------------------------------58
3.1.Адаптация зарубежного опыта предприятий в строительной отрасли--58
3.2.Потенциальные возможности развития строительства на основе инвестиционной деятельности ------------------------------------------------------------70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------80

ПРИЛОЖЕНИЕ А--------------------------------------------------------------------------82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б--------------------------------------------------------------------------83

Работа состоит из  1 файл

основной вариант дипломной работы(перереботанный) (Восстановлен) (Восстановлен).doc

— 981.00 Кб (Скачать документ)

Активы предприятия - это экономические ресурсы предприятия  в форме совокупных материальных ценностей, используемых в хозяйственной  деятельности с целью получения  прибыли.

         Управление активами включает:

  1. формирование и управление финансово-эксплуатационными потребностями в оборотных средствах;
  2. управление дебиторской задолженностью;
  3. стратегию финансирования текущих активов;
  4. управление источниками формирования оборотного капитала;
  5. управление необоротными активами;
  6. управление финансированием необоротных активов;
  7. управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.

Также, для предприятия очень важно анализировать показатели прибыли, ведь именно они отражают эффективность деятельности предприятия за определенный период.

В связи с  этим управление предприятием требует  совершенствования методов оценки и прогнозирования прибыли. Чем  больше внимания уделяется этой экономической  категории, тем эффективнее функционирует  предприятие.

Планирование  прибыли представляет собой процесс разработки системы мер по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективное использование в соответствии задачам развития предприятия в будущем периоде.

 

 

Таким образом, показатели экономической эффективности является важнейшим инструментом реализации экономической политики предприятия и ключевым средством обоснования управленческих решений, оптимизации затрат ресурсов, совершенствования ценовой политики и повышения конкурентоспособности предприятия.

Эффект от лат. Effectus - исполнение, действие, от efficio - действую, исполняю, то есть - результат, следствие каких-либо причин, действий.

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность  необходима для оценки и анализа  общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро- и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Под экономической эффективностью любого мероприятия, направленного на улучшение в сфере хозяйственной деятельности предприятий и организаций, понимается получение какого-либо позитивного преимущества выраженного в денежной форме.

Основными показателями экономической эффективности предприятия являются:

    1. -валовая и чистая прибыль
    2. -продуктивность труда
    3. –фондоотдача(по объему продукции и прибыли)
    4. -фондоёмкость
    5. -рентабельность продукции
    6. -рентабельность продаж

Цель любой  предпринимательской деятельности состоит в достижении экономического эффекта в виде прибыли.

Сейчас в Казахстане в условиях реформирования экономики наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности производства, что означает убыточность многих предприятий.

Экономическая эффективность деятельности предприятия  зависит от рационального использования каждого вида ресурсов и их структуры.

Также, для предприятия  очень важно анализировать показатели прибыли, ведь именно они отражают эффективность  деятельности предприятия за определенный период.

В связи с  этим управление предприятием требует совершенствования методов оценки и прогнозирования прибыли. Чем больше внимания уделяется этой экономической категории, тем эффективнее функционирует предприятие.

Планирование  прибыли представляет собой процесс  разработки системы мер по обеспечению  ее формирования в необходимом объеме и эффективное использование в соответствии задачам развития предприятия в будущем периоде.

 

1.2. Методика  оценки экономической эффективности

 

Оценка экономического состояния предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения.

Этот факт, на мой взгляд, обуславливает актуальность данной темы. В области оценки экономической  эффективности коммерческой организации уже наработан определенный опыт как в теории, так и на практике.

 

Таблица – 1 Матрица  показателей эффективности

 

Выпуск продукции 

(ВП)

Капитал

(К)

Численность работающих

(Ч)

Прибыль

(ПР)

Выпуск продукции

1

К/ВП

Ч/ВП

ПР/ВП

Капитал(К)

ВП/К

1

Ч/К

ПР/К

Численность работающих

ВП/Ч

К/Ч

1

ПР/Ч

Прибыль(ПР)

ВП/ПР

К/ПР

Ч/ПР

1




 

В таблице – 1 в качестве примера представлено определение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности.

Матрица симметрична  относительно главной диагонали, и значения показателей обратно пропорциональны. Если показатели, расположенные выше главной диагонали, будут расти, показатели, расположенные ниже главной диагонали, будут падать.

Ниже главной  диагонали чаще всего соотносятся  показатели результата с затратами на получение этого результата, т. е. ниже главной диагонали расположены показатели отдачи. Выше главной диагонали показатели носят обратный характер и показывают, какова емкость нашего результата относительно какого-либо вида затрат (например, численность делится на выпускаемую продукцию). Выше главной диагонали располагаются показатели емкости.

Цель любой  коммерческой организации — получение  максимальной прибыли, но это «узкое»  толкование цели. На мой взгляд, в  более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого экономического положения, а получение максимальной прибыли является основой для достижения данной цели.

Чаще всего  повышения эффективности достигают двумя путями:

    1. либо достижения максимума результата при фиксированном объеме затрат;
    2. либо достижения минимума затрат при фиксированном объеме результата.

Как нам известно, из прошлого параграфа основными  показателями экономической эффективности  предприятия являются:

    1. рентабельность производства
    2. рентабельность продукции
    3. фондоотдача
    4. фондоемкость

               5)  продуктивность труда

Рентабельность производства.

Полученная  прибыль, несомненно, говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако является ли прибыль удовлетворительной или нет, должно оцениваться по тому, сколько денег приходится вкладывать в предприятие, чтобы получить эту прибыль.

Иными словами  важна не прибыль, а прибыльность. То есть ответ на вопрос - сколько тенге прибыли приносит каждый тенге затрат? На этот вопрос отвечают показатели рентабельности как ключевые показатели или индикаторы результата деятельности предприятия.

Рентабельность от фр. rente , и лат. reddita — возвращение назад, то есть — доход.

Так как средства, которые вкладываются в предприятие, приобретают форму имущества предприятия или активов, то ключевым показателем рентабельности (прибыльности) предприятия является уровень общей рентабельности или рентабельности производства.

 

Уровень общей    = Прибыль до начисления процентов * 100 %

рентабельности                                 Активы                                        (1)

 

Прибыль, фигурирующая в расчете уровня общей рентабельности, исчисляется до вычета из нее налога на прибыль.

Налог на прибыль является показателем получения обществом доли от прибыли предприятия и может изменяться.

Активы, применяемые в  формуле, исчисляются как средняя  величина за период.

 

Если предприятие  выпускает не один вид продукции, то для анализа и планирования прибыли необходимо вычислять рентабельность (прибыльность) отдельных видов продукции.

 

Рентабельность продукции   =      Чистая прибыль

                                                        Себестоимость   * 100%        (2)

 

 

     В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции

     Решение об изменении структуры производства или структуры продаж принимается на основе анализа показателя рентабельности и показателя объема продаж. Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений.

     Данный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности.

              Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

 

 

Рентабельность  оборота = Прибыль от реализации

                                               Валовая выручка          * 100%     (3)

 

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала (Активы), исчисляется по формуле:

 

Число оборотов капитала = Реализованная продукция

                                                             Активы                 * 100%    (4)

 

Чем выше валовая  выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. Активы предприятия финансируются в большинстве случаев за счет собственного и заемного капитала. Владельцев фирмы или акционеров будет интересовать рентабельность (прибыльность) собственного капитала.

  

Рентабельность 

   собственного   =                                  Чистая прибыль

   капитала                                          собственный капитал  *100%       (5)

 

Рентабельность  основных средств также важный показатель – он отражает эффективность использования внеоборотных активов. Его повышение положительно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости основных средств.

 

 

        Рентабельность основных средств =  Чистая прибыль


                                                                 Основные средства *100%         (6)

 

Рентабельность  производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

 

Рентабельность  производства=                  прибыль

                                ( основные средства +  оборотные фонды)     *100% (7)


 

Коэффициент показывает, сколько тенге прибыли предприятие имеет с каждого тенге, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Снижение рентабельности предприятия является следствием уменьшения прибыли от реализации по сравнению с издержками, (т. е. рентабельности оборота), а также уменьшения отношения валовой выручки к вложенному капиталу, т. е. числа оборотов капитала.

Уровень общей  рентабельности равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала. Одно и то же значение показателя “уровень общей рентабельности” может быть достигнуто различными способами комбинирования этих двух ключевых индикаторов.

На производственных предприятиях часто крупные суммы вкладываются в основной капитал (машины и т. д.), создаются большие запасы продукции, покупателям предоставляются долгосрочные кредиты. Вследствие этого уменьшается число оборотов капитала, что, в свою очередь, компенсируется большой величиной прибыли от реализации продукции, т. е. относительно высокой рентабельностью оборота.

На торговых предприятиях, наоборот, речь часто  идет о большом числе оборотов капитала при низкой рентабельности оборота. Однако есть разные торговые предприятия. Например, в коммерческой палатке рентабельность оборота сравнительно невелика, что компенсируется большим числом оборотов капитала. В мебельных же магазинах положение прямо противоположное (высокая рентабельность оборота при небольшом числе оборотов капитала).

Информация о работе Экономическая эффективности на предприятии