Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь

Содержание

Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Данка.docx

— 95.54 Кб (Скачать документ)

     - экспансия идеологии, культурных ценностей, нравственных норм, товаров.

     Поэтому проблемы экономической безопасности требуют программного подхода при разработке мер по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь. При этом необходимо учитывать вышеупомянутые виды угроз.

     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха /8, с. 431-435/.

 

     

     3 Механизм обеспечения  экономической безопасности  РБ

     3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ

     Чтобы определить проблемы экономической  безопасности, прежде всего, нужно выявить основные угрозы безопасности. И так как экономическая безопасность представляет собой сложную систему, включающую различные виды безопасностей, для этого нужно выявить основные угрозы  каждой из этих составных безопасностей.

     Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются:

  1. износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов;
  2. высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;
  3. неустойчивое финансовое положение предприятий, дефицит оборотных средств;
  4. наличие устаревших технологий;
  5. высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;
  6. сохранение сложившейся структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию.

     В Республике Беларусь износ активной части основных производственных фондов ряда отраслей промышленности превышает критически допустимый уровень. На большинстве предприятий техническая база устарела и представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на VI уклад /19, с. 729-730/.

     Можно отметить, что на 2008 год выпуск товаров по отраслям составил: промышленность –130927,2, сельское хозяйство –25375,9, лесное хозяйство – 701,8, строительство –25421,5, прочие виды деятельности по производству товаров – 995,8 миллиардов рублей. В том числе выпуск услуг по отраслям: транспорт – 14443,3, связь – 3866,2, торговля и общественное питание – 26 614,8, материально-техническое снабжение –515,5, операции с недвижимым имуществом – 2327,2, наука и научное обслуживание – 1058,1 миллиардов рублей /18/.

     Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - финансовая безопасность. Это основное условие способности страны осуществить самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности Беларуси можно определить как состояние ее экономики, при котором обеспечивается формирование положительных государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций /12, c.4-5/.

     Угрозами  финансовой безопасности являются, прежде всего, неспособность государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития страны, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров, действие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему, утечку капиталов за границу, конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы и административные правонарушения в финансовых правоотношениях /17, c.6-10/.

     Поэтому следует отметить важнейшие показатели экономической безопасности страны, отражённые в таблице 1 /11, с.6/. 

     Таблица 1– Важнейшие показатели экономической  безопасности РБ

Показатель Пороговое значение 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. План на 2010 г.
Степень износа активной части основных производственных средств на конец года,% не более 60 72 65,5 62,7 60 57,5
Доля  инвестиций в основной капитал в  ВВП,% не менее 20 25,7 26,3 27,9 31,5 30
Затраты на научные исследования и разработки,% к ВВП не менее 1 0,76 1,08 0,84 0,68 1,2-1,4
Доля  новой продукции в общем объеме промышленной продукции,% не менее 20 13,5 13,8 15,5 15,4 18-20
Доля  собственных энергоресурсов в балансе  котельно-печного топлива государства,% не менее 30 17 17,7 18,3 20 22,7
Производство  зерна на душу населения,т не менее 0,6 0,61 0,74 0,93 0,91 0,84-0,87
Доля  импорта продовольственных товаров ,% не более 25 14 14,7 14,1 13,5 окт.15
Дефицит, профицит консолидированного бюджета к ВВП,% не более 3 1,2 0,4 1,4 -0,7 -1,5
 
Продолжение таблицы 1
Показатель Пороговое значение 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. План  на 2010 г.
Отношение внутреннего государственного долга  к ВВП,% не более 20 6,5 6,4 6,7 16,3 4,5
Отношение внешнего государственного долга к  ВВП,% не более 20 2,3 5,2 6,4 16,5 окт.15
Уровень золотовалютных резервов в месяцах  импорта не менее 3 0,87 2 0,9 2,2 1,4
Уровень безработицы к активной части  населения,% не более 8 1,2 1 0,8 0,9 1,5-2
Доля  населения с доходами ниже бюджета  прожиточного минимума,% не более 10 11,1 7,7 6,1 7 10
Соотношение минимальной пенсии по возрасту и  бюджета прожиточного минимума,% не менее 100 105,7 109,7 114,3 109,5 105
Сальдо  внешней торговли включая услуги, к ВВП,% не более(-5) -4,3 -6,2 -7,6 -11,3 1,8
 

     Еще одной угрозой экономической безопасности стала продовольственная проблема. Продовольственный рынок наполнился товаром, но его потребление значительно снизилось. Продовольственная проблема включает в себя соотношение отечественного производства продуктов питания и их ввоза из-за рубежа, со значительным увеличением последнего. В условиях внешнеторговой либерализации стало возможным быстрое вытеснение с продовольственных рынков продуктов питания собственных производителей.

     Следовательно, продовольственная безопасность государства  – состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мировых рынков, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских требований /3, с.376/.

     Отмечено, что производство основных продуктов сельского хозяйства в Белоруссии в расчете на душу населения увеличилось на 2009 год и составило 2752 тыс. руб., в то время как в 2008 году составило 2588 тыс. руб. /15/

     Таким образом, основными угрозами продовольственной  безопасности являются

     1) нехватка продуктов высокого  качества в количестве, достаточном  для рационального питания по  энергетической ценности и сбалансированного  по важнейшим жизнеобеспечивающим  элементам;

     2) экономическая ограниченность приобретения  продовольствия всеми социальными  группами из-за недостаточно высокого  уровня жизни населения.

     3) проблемы в сельском хозяйстве /2, с. 23-27/.

     Также к угрозам в продовольственной  сфере можно отнести: отсутствие действенного механизма ценообразования, низкие темпы повышения уровня жизни  населения, несоответствие между темпами  роста цен на товары (услуги) и  доходами населения, низкий уровень  инновационной деятельности в агропромышленном комплексе, моральное и физическое старение действующего оборудования, слабое развитие инфраструктуры рынка /5, с. 206/.

     Продовольственную безопасность в стране можно считать  гарантированной лишь в том случае, если налажено надежное (бесперебойное) и достаточное (по медицинским нормам) снабжение населения основными  продуктами питания (хлебом, молоком, мясом, маслом, крупами).

       Энергетическая безопасность Республики Беларусь – это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности людей в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

     Поэтому к отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60 % валового потребления топливно-энергетических ресурсов. С учетом постоянной тенденции  роста цен на газ в перспективе  станет невыгодным производить электроэнергию на собственных электростанциях, использующих этот вид топлива.

     К потенциальным внутренним угрозам  энергетической безопасности Беларуси также относятся: превышающий критический  уровень износа основных фондов предприятий  как топливно-энергетического комплекса, так и потребителей энергоресурсов; недостаточно надежная инфраструктура (линии электропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную  ситуацию в энергообеспечении; высокая  энергоемкость отечественного производства.

     К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся: повышение  цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением  договоров внешними партнерами.

     Энергетическая  безопасность Беларуси зависит не только от бесперебойных поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топливно-энергетических ресурсов. В  расчете на одного жителя в республики природного газа используется в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире. Это говорит о чрезмерно энергоемкой структуре белорусской экономики, необходимости ее модернизации и внедрения энергосберегающих технологий /19, с. 743/.

     Что касается инновационной сферы, то основными  угрозами инновационной безопасности являются:

     1) Зависимость инновационной инфраструктуры  Беларуси от импорта зарубежных  технологий,  инновационных средств   и систем информатизации, связи  и программного обеспечения.

     2) Недостаточная обеспеченность квалифицированными  кадрами в области инновационных  технологий. Выезд на постоянное  место жительства за рубеж  высококвалифицированных специалистов  и правообладателей интеллектуальной  собственности.

     3) Несоответствие инновационного  обеспечения государственных и  общественных институтов современным  требованиям управления экономическими, политическими и социальными  процессами.

     4) Недостаточное развитие государственной  системы лицензирования, сертификации  продуктов и систем инновационных  технологий и аттестации объектов  инновации в соответствии с  требованиями инновационной безопасности

     5) Рост числа преступлений, совершаемых  с использованием инновационных  технологий.

     6) Высокие цены на инновационные разработки /3, с. 109-114/.

     Можно отметить, что среди инновационного обеспечения главную роль играют использование большого числа компьютеров и электронно-вычислительных машин. Также широкое значение среди информационных и коммуникационных технологий играют локально вычислительные сети, электронная почта и интернет. Так, по состоянию на 1 августа 2010 года, число организаций, использовавших персональные компьютеры и электронно-вычислительные машины других типов, составляет 27379 единиц (организации, использовавшие локальные вычислительные сети – 58,5 %, организации, использовавшие электронную почту – 83,7 %, экстранет – 2,1 %, другие глобальные информационные сети – 2,7 %, интранет – 9,5, удельный вес организаций, имеющих Веб-сайт в сети Интернет  в общем числе организаций, имеющих доступ к сети Интернет составляет – 40,6 % ) /14/

     Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности республики представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров. Несмотря на то, что в 2004 г. белорусские товары поставлялись на рынки 142 государств, продукция  импортировалась из 151 страны, основными торговыми партнерами Беларуси являлись: Россия - 58,5 % всего объема товарооборота, Германия - 5,3, Великобритания - 4,2, Польша - 4,0, Украина - 3,6, Нидерланды - 3,5, Литва - 1,8, Италия и Китай - 1,5, Латвия - 1,4, США - 1,1 %. На долю этих государств приходится свыше 84 % белорусского экспорта и более 86 % импорта. /19, с. 735-738/

     Следует отметить, что для Белоруссии распределение  экспорта по странам основным торговым партнерам на 2009 год снизилось  и составило 21282,2 млн. долл. США, по сравнению  с 2008 годом, где этот показатель составил 32570,8 млн. долл. США. Что касается распределения импорта товаров по странам основным торговым партнерам, оно составило на 2009 год 28563,6 , а в 2008 году 39381,3 млн. долл. США /13/

     Серьезные угрозы экономической безопасности и политическому имиджу любой  страны создают размер внешнего долга  и тенденция к его росту. Государство  вынуждено затрачивать на погашение  долга значительные бюджетные средства. Безопасным уровнем внешнего долга  в мировой практике принято считать  такой, на обслуживание которого направляется не более 25 % общих валютных поступлений  страны. Внешний государственный  долг Республики Беларусь небольшой  и не представляет угрозы ее экономической безопасности /19, с. 735-738/.

Информация о работе Экономическая безопасность страны