Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь

Содержание

Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Данка.docx

— 95.54 Кб (Скачать документ)

     Энергетика  является одной из основ и составных  частей инфраструктуры человеческой цивилизации, важнейшим фактором производства и  жизнеобеспечения современного общества. Именно она ресурсно обеспечивает стационарные и мобильные силовые и температурные  процессы в хозяйстве, информационно-управленческую деятельность и социальную сферу, равно как формирует значительные потоки значительные потоки мировой торговли и тематику международных политических отношений. /1, с. 13/

     Энергетическая  безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).

     Энергетическая  безопасность, по определению Мирового энергетического совета, - это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях.

     Энергетическая  безопасность определяется как долей  собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается  нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, для многих стран – природного газа, нефти, угля, Германии – урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.

     При закупке энергоносителей за рубежом  важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энергобезопасность возрастает при развитой сети магистральных  газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, наличии резервов или  хранилищ топлива.

     Инфраструктурная  безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

     К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности  общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

     Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

     Инновационная безопасность также имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

     Основным  показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

     В Республике Беларусь в последние  годы данный показатель составляет менее 1 %. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых  отечественных технологий. Потребность  же в технологической и структурной  модернизации производства остается высокой. По данным Комплексной программы  научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 годы, 48,2 % действующих  технологий использовались еще до 1985 г. Из применяемых промышленными  предприятиями 13 тыс. передовых производственных технологий 31,4 % внедрены до 1994 г.

     Продолжают  сокращаться инвестиции в науку. Уменьшается объем научно-технических  работ, выполняемых промышленным сектором. Научно-исследовательские организации трансформируются в научно-производственные, переориентируя выпуск продукции с научно-технической на социально значимую мелкосерийную, но ненаукоемкую.

     Недофинансирование  и низкая заработная плата в научной  сфере привели более чем к  трехкратному, по сравнению с 1990 г., сокращению объема исследований и разработок, а также количества выполнявших  их работников.

     В Беларуси медленно создается инновационная  инфраструктура, нет соответствующих  мировому уровню технопарков, низкими  темпами формируется рынок научно-технической  продукции. Слабо развита инновационная  составляющая в индустриальной политике. Национальная промышленность инновационно недостаточно восприимчива к отечественным  разработкам.

     Система высшего образования не в полной мере отвечает потребностям реального  сектора экономики. Снижен престиж  инженерной и научной деятельности.

     Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

  1. конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
  2. объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
  3. товарную диверсификацию экспорта и импорта;
  4. долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
  5. внешнюю задолженность:

     Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности  производимой в республике продукции  и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики  в интересах национальной.

     Экономическая безопасность тесно взаимосвязана  также с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности.

     Основные  задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов.

     Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий. Политика государства в этой области должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни людей. Нельзя допускать перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. В первую очередь требуется снизить уровень малообеспеченности (бедности) населения, избежать резкой дифференциации доходов различных его слоев.

     Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие  на территории республики объектов повышенного  риска, последствия катастрофы на Чернобыльской  АЭС обусловливают необходимость  первоочередного решения проблем  экологической безопасности.

       Она является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

     Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Важное значение имеют развитие современных информационных технологий, производство средств информатизации и связи, участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании международных и межгосударственных информационных сетей и систем.

     Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы. Первостепенное значение имеют проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности. Для обеспечения оборонной безопасности необходимо повысить эффективность военно-промышленного комплекса, привести потенциал белорусской армии в соответствие с новыми реалиями геостратегической, военно-политической и экономической ситуаций.

     Система экономической безопасности характеризуется  совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому  развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики.

     Угрозы  экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.

     Показатели  и индикаторы экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.

     Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.

     Для оценки реального состояния экономической  безопасности важное значение имеют  не столько сами показатели, сколько  их пороговые (предельные) значения. Они  должны быть научно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые  пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров  Республики Беларусь в марте 1997 года.

     Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

     В настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей  стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени  износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта, доли заработной платы в доходах  населения и уровня рентабельности экономики. Реализация Национальной стратегии  устойчивого развития позволит уже  в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим  показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений/ 19, с.725-734/.

Таким образом, экономическая безопасность имеет сложную структуру и включает в себя следующие виды безопасностей: продовольственную, энергетическую, инновационную, финансовую, инфраструктурную, производственную и внешнеэкономическую. Обеспечение этих видов безопасностей и составляет основу безопасности страны в целом. 
 
 

      1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности

     Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства  по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов  страны на основе построения высокоэффективной  социально ориентированной рыночной экономики.

     Для реализации системы жизненно важных интересов Республики Беларусь решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом  проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.

     Во  внутренней политике социально-экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов.

     Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой  страны с открытой экономикой состоят  в максимализации использования  выгод от глобализации и международного разделения труда, повышении конкурентоспособности  национальной экономики.

Информация о работе Экономическая безопасность страны