Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь

Содержание

Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Данка.docx

— 95.54 Кб (Скачать документ)

     Для оценки экономической безопасности, наряду с рассмотренными выше угрозами, показателями и пороговыми значениями, необходимо определить объекты и  субъекты экономической безопасности, место и роль государственных  и иных институтов в реализации мер  по ее обеспечению.

     Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.

     Субъектами  экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

     Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических  интересов государства, которые  осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством/19, с.718-720/.

     Одним из спецслужб Белоруссии по обеспечению  экономической безопасности является Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Его основными целями является: обеспечение в пределах компетенции государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществление регулирования и управления в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а также непосредственно реализация основных направлений деятельности и задач органов государственной безопасности /10, с.2/.

Общее руководство  системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент  Республики Беларусь, который реализует  свои полномочия в этой сфере через  Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

     Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:

     1) формировать Совет безопасности  Республики Беларусь и руководить  его деятельностью;

     2) определять стратегии внутренней  и внешней безопасности, меры  по обеспечению социально-политической  и стабильности в обществе; организовывать  деятельность по защите суверенитета  Республики Беларусь, ее национальной  безопасности, территориальной целостности;

     3) контролировать и координировать  деятельность государственных органов  по обеспечению безопасности;

     4) издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на  всей территории Республики Беларусь; обеспечивать их исполнение.

     Основной  функцией Национального собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.

     Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления. Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь.

     Совет безопасности Республики Беларусь осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию  деятельности по защите жизненно важных национальных интересов страны от внешних  и внутренних угроз.

     При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

     Комиссия  дает заключения по проектам республиканских  научно-технических, социально-экономических  и других целевых программ, а также  осуществляет по поручению Президента Республики Беларусь и Совета безопасности экспертизу проектов решений государственных  органов и иных организаций в  части, касающейся обеспечения экономической  безопасности.

     Значительный  объем работ по экономической  безопасности сосредоточен в структурах Правительства Республики Беларусь. Головной структурой, которая осуществляет координацию работы министерств  и других республиканских органов  управления по вопросам внутренней и  внешней экономической политики, является Министерство экономики.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 августа 1998 года № 1321«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» Министерство экономики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, в которых определяются основные направления и предусматриваются меры по обеспечению экономической безопасности.

     Продовольственная безопасность во многом зависит от развития агропромышленного комплекса, стратегия и регулирование деятельности которого определяются Министерством  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

     Вопросы производственной безопасности должны решать Министерство промышленности, Государственный военно-промышленный комитет, а также государственные  отраслевые концерны, объединяющие предприятия  отдельных отраслей промышленности («Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Бел-легпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»).

     Вопросами энергетической безопасности призваны заниматься прежде всего Министерство энергетики и департамент по энергоэффективности  Государственного комитета по стандартизации.

     Инфраструктурную  безопасность должны обеспечивать Министерство транспорта и коммуникаций (департамент  по авиации, департамент «Белавтодор», Белорусская железная дорога), Министерство связи и информатизации, а также  Министерство архитектуры и строительства.

     Головными организациями по обеспечению инновационной  безопасности являются Национальная академия наук Беларуси и Государственный  комитет по науке и технологиям.

     За  внешнеэкономическую безопасность несут ответственность министерства экономики, иностранных дел, торговли, Государственный таможенный комитет.

     Все вопросы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства, контролируются Министерством финансов Республики Беларусь.

     Вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирование валютного  рынка и, соответственно, валютного  курса находятся в компетенции  Национального банка Республики Беларусь. Валютный контроль осуществляется Государственным таможенным комитетом, Комитетом государственного контроля, банковской системой.

     Главную роль в обеспечении экологической  безопасности играют Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный  комитет по имуществу.

     Координацию мероприятий по обеспечению демографической  безопасности осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Различные аспекты социальной безопасности обеспечивают министерства: образования, здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, спорта и туризма.

     Существенную  роль в обеспечении экономической  безопасности играют Министерство по налогам и сборам, департамент  по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также  местные исполнительные и распорядительные органы.

     Для обеспечения экономической безопасности важное значение имеет организация  борьбы с экономической преступностью, которая проявляется в нарушении  прав человека в сфере экономической  деятельности, усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических  отношений, контроле и активном использовании  преступными группировками в  своих интересах деятельности предпринимателей, отдельных банковских структур, проникновении  коррупции в разные сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительных органов.

     Меры  по обеспечению экономической безопасности – это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Такая деятельность включает: определение пороговых значений экономической безопасности; прогнозирование внешних и внутренних угроз экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; создание необходимых стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

     Экономическая безопасность обеспечивается соответствующими субъектами и методами: экономическая  безопасность государства – органами государственной власти и управления; экономическая безопасность субъектов хозяйствования – руководителями и соответствующими службами предприятий, организаций или индивидуальными предпринимателями.

     Важное  значение имеет объективный и  всесторонний мониторинг экономики  и общества. Он представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны /19, с. 721-724/.

     Таким образом, для оценки экономической безопасности существуют объекты и субъекты экономической безопасности. Совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, и представляет собой систему обеспечения безопасности страны.

 

    2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

      2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности

     Экономическая безопасность страны предполагает наличие  упорядоченной, взаимосвязанной, стройной системы, обеспечивающей экономическую  независимость, эффективность, конкурентоспособность, стабильность, устойчивость и способность  к возрождению и развитию национальной экономики.

     Обеспечение экономической безопасности начинается с выявления имеющихся и потенциальных  угроз и выработки превентивных мер, направленных на упреждение возникновения  данных угроз.

     Угрозы  следует рассматривать не только как процессы, условия и факторы, но и как действия, направленные на ущемление жизненно важных экономических  интересов личности, общества и государства  или использующие для этого последствия  различных экономических, социальных, политических и природных факторов  и процессов. Именно конкретная деятельность, наносящая ущерб интересам общества и государства, вне зависимости  от того, осознаёт это или не осознаёт лицо или иной субъект экономических  отношений, представляет угрозу экономической  безопасности /6, с. 103/.

     Внешние и внутренние процессы и факторы  со всей остротой ставят вопросы обеспечения  экономической безопасности Беларуси, защиты жизненно важных экономических  интересов личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз, определение  компетенции каждого из субъектов  системы защиты экономики, построение модели обеспечения экономической  безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и  на уровне субъектов хозяйствования

     Угроза безопасности в целом и ее составляющих, имеет явно выраженный субъектный характер. То есть – она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов хозяйствования или иных представителей общественных отношений (государств, общественных организаций, партий ) Угроза есть выражение реальных и уже существующих, или потенциальных противоречий, которые развиваются или могут развиться в обществе между отдельными классами, национальными, религиозными и иными социальными слоями и группами, элитами, между обществом и государством, в государстве между ветвями власти, между силами, стоящими у власти, и оппозицией, в международных и межгосударственных отношениях, а также в сфере межличностных отношений. Угроза есть выражение противодействия определенных лиц, социальных групп или их организационных структур удовлетворению противоположных им (например, общенациональных) интересов.

Информация о работе Экономическая безопасность страны