Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь

Содержание

Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Данка.docx

— 95.54 Кб (Скачать документ)

     Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).

     На  сегодняшний день вопрос об экономической  безопасности является очень актуальным. Ведь в последние годы в стране проходило очень много реформ, которые изменили суть и принципы всей экономики страны. По мнению В. Захарова, к внутренним угрозам экономической  безопасности для Республики Беларусь относятся:

     1) низкая конкурентоспособность национальной  экономики;

     2) физическая изношенность производственных  фондов (80%);

     3) массовое уклонение от налогообложения  вследствие отсутствия стимулирующих  механизмов уплаты налогов и  снижения налоговой нагрузки; кризисное  состояние сельского хозяйства;

     4) спад производства и потеря  традиционных рынков сбыта вследствие  неконкурентоспособности отечественных  товаров; уже сами по себе  масштабы потерь рынков сбыта  представляют серьезную угрозу  экономической безопасности страны; но более существенно то, что  сокращение объемов производства  ведет к неизбежному вытеснению  отечественных производителей не  только с мирового рынка, но  и с внутреннего;

     5) низкий уровень жизни населения,  безработица; в условиях переходного  периода этот фактор представляет  серьезную угрозу для экономической  безопасности страны;

     6) практическое отсутствие иностранных  инвестиций; нежелание иностранного  инвестора вкладывать капитал  в Республику Беларусь;

     7) разрушение интеллектуального потенциала; не менее серьезной опасностью  является отток высококвалифицированных  специалистов в страны с более  развитой экономикой;

     8) техническая отсталость индустриального  сектора;

     9) монополизация белорусской экономики;

     10) опасность угрозы продовольственной  безопасности;

     11) увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности;

     12) рост внешнего долга страны и другие/4, с. 8-9/.

     Реализации  жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере  противодействует ряд угроз, обусловленных  как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует  отнести:

     1) процесс снижения технологического  уровня производственной сферы;

     2) сохраняющаяся и даже возрастающая  высокая энерго- и материалоемкость  производства и зависимость республики  от внешних поставок топливно-энергетических  и материально-сырьевых ресурсов (и в частности, из одного  источника – России);

     3) постоянное снижение конкурентоспособности  отечественной продукции, даже  на внутренних рынках;

     4) старение основных производственных  фондов, которые в настоящее время  находятся на грани, за которой  начинается физическое уничтожение  производительных сил республики;

     5) высокий уровень бартерных сделок, который вызван кризисом неплатежей  и хроническим дефицитом оборотных  средств производственных предприятий;

     6) высокий уровень монополизации  в производственной сфере, отсутствие  сбалансированного механизма регулирования  государством деятельности производственных  монополий, что провоцирует их  на увеличение издержек, снижение  качества и объемов производимой  продукции, а также рост цен  на нее;

     7) нарастание разрушительных тенденций  в сложившейся производственной  структуре экономической системы  при медленном формировании рыночной  структуры, в результате чего  утрачивается часть национального  богатства страны;

     8) потеря значительной части традиционных  рынков сбыта машиностроительной  и других видов продукции производственного  сектора экономики республики;

     9) вытеснение продукции отечественных  производителей с внутреннего  рынка аналогичными товарами  зарубежных производителей, осуществляемое  собственными белорусскими посредническими  структурами;

     10) дискриминационные меры со стороны  зарубежных стран и их сообществ  на мировых рынках промышленного  экспорта;

     11) снижение инвестиционной активности  и отток капиталов и других  инвестиционных ресурсов из производственного  сектора в финансовую сферу  и на посредническую деятельность.

     В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 года № 575, основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:

     1) Рост изношенности производственных  мощностей, использование несовершенных  технологий, характеризующихся повышенной  энергоемкостью и ресурсоемкостью,  низким качеством продукции и  высокими издержками производства.

     2) Несогласованность отношений собственности  и структуры производственных  отношений, неравенство условий  для субъектов хозяйствования  с различными формами собственности.

     3) Ослабление научно-технического  и технологического потенциала  страны, сокращение исследований  на стратегически важных направлениях  научно-технического развития. Потеря  требуемой динамики развития  фундаментальной и прикладной  экономической науки.

     4) Снижение инвестиций в реальный  сектор экономики. Ограничение  прав товаропроизводителей.

     5) Снижение качества товаров и  услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.

     6) Снижение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках. Принятие зарубежными государствами  мер, ставящих в невыгодные  условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров  и условий по осуществлению  экспортно-импортных операций.

     7) Отток наиболее квалифицированных  специалистов за рубеж.

     Таким образом, угроза безопасности в целом имеет явно выраженный субъектный характер. То есть – она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов хозяйствования или иных представителей общественных отношений. На сегодняшний день существует большое количество внутренних угроз экономической безопасности, от которых зависит экономическое развитие страны в целом /7, с. 94-98/. 
 

     2.2 Классификация внешних  угроз

     Внешние угрозы, порожденные противоречиями между республикой и другими  странами, между республиканскими субъектами хозяйствования и зарубежными производителями  реализуются иностранными государствами, корпорациями, предприятиями, прежде всего, под флагом защиты своих национальных экономических, а зачастую и политических интересов.

     Соответственно  определению угроз как условий, факторов и действий (деятельности), их можно  классифицировать по видам:

     1) угрозы, вызываемые объективно развивающимися как природными, так и социально-экономическими процессами. Например, процессами, порождающими неравномерность экономического развития, отставание темпов роста экономики и развития ее структуры от потребностей общества из-за недостаточности природных или людских ресурсов и по другим объективным причинам. Угроза может формироваться в результате процессов загрязнения окружающей среды под воздействием расширения сферы и масштабов хозяйственной деятельности и так далее;

     2) угрозы, вызываемые определенными политическими, экономическими и социальными действиями или противоречиями. Они могут иметь как организованный и целенаправленный, так и стихийный характер. Такие действия могут осуществляться как отдельными личностями и субъектами хозяйствования, так и их группами при реализации своих экономических интересов в рамках национальной экономики, а также - в случае острых конфликтных ситуаций в сфере международных политических отношений. Такими угрозами могут быть действия производителей по незаконному получению и хищению кредитов, факты недобросовестной конкуренции, действия по «отмыванию» незаконно полученных доходов, провоцирование забастовок и другие парализующие и дестабилизирующие экономическую обстановку /6, с. 122-126/.

     Среди внешних факторов, представляющих угрозу безопасности Беларуси следует выделить

     - абсолютную зависимость Республики Беларусь от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;

     - потерю традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;

     - дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ во внешнеполитических и экономических отношениях с Республикой Беларусь, что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта технологий и «ноу-хау»;

     - установление жестких барьеров и условий при решении внешнеполитических вопросов по ввозу в республику сырья и товаров из стран-экспортеров;

     - навязывание модели демократических преобразований и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг (особенно потребительских товаров) с внутреннего рынка зарубежными агентами рынка;

     - неадекватные интересам республики условия политического, экономического и гуманитарного сотрудничества со стороны международных организаций;

     - нарушение дипломатических соглашений странами-партнерами; недобросовестная экономическая деятельность зарубежных государств и компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках, входящих в сферу экономических интересов Беларуси /4, с. 8-9/.

     Внешние угрозы могут быть созданы проводимой экспансионистской политикой зарубежных государств и реализовываться в  деятельности фирм и компаний, осуществляющих внешнеполитическую и экономическую  деятельность. Наконец, внешние угрозы - это противоправные посягательства на жизненно важные интересы со стороны  спецслужб и оказывающих им содействие негосударственных организаций.

     Следует также учитывать, что внешние  угрозы обусловлены, с одной стороны, заинтересованностью иностранных  партнеров в реализации своих  интересов в ущерб интересам  республики, с другой – стремлением национальных субъектов обеспечить врастание в мировое сообщество любыми методами. Такая ситуация обуславливает то, что деятельность инопартнеров не встречает противодействия со стороны республиканских субъектов внешних связей. А зачастую наши структуры сами создают условия для нанесения ущерба интересам республики. Поэтому к внешним угрозам безопасности Беларуси сегодня, наряду с другими, относятся:

     - проникновение в сферу общественных отношений и на формирующийся белорусский рынок сомнительных и недобросовестных партнеров из ближнего и дальнего зарубежья;

     - ограничительная деловая практика, используемая инопартнерами для воздействия на принятие политических решений, снижения возможностей нашего выхода на зарубежные рынки, для сбыта в республику устаревших технологий и оборудования, для сбивания или искусственного взвинчивания цен на республиканскую продукцию с целью устранения конкуренции и прочее;

     - неадекватное освещение в средствах массовой информации за рубежом политических и социальных процессов в республике, недобросовестная конкуренция инопартнеров, осуществляемая через дискредитацию республиканских предприятий как надежных партнеров и нашей конкурентоспособной на западном рынке продукции, скупку научных разработок и технологий по явно заниженным ценам, навязывание дискриминационных условий при заключении договоров;

Информация о работе Экономическая безопасность страны