Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце.
Объект исследования: рынок плиточного шоколада города Череповца.
Предмет исследования: конъюнктура рынка плиточного шоколада города Череповца.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть цели и аспекты изучения конъюнктуры рынка;
-рассмотреть состояние рынка плиточного шоколада в России;
- совершить сбор первичной маркетинговой информации;
- отобрать наиболее популярные марки плиточного шоколада;
- определить характеристики наиболее популярных марок;
- сравнить марки между собой;
- рассмотреть товары-заменители плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию каждой конкретной марки;
-проанализировать рекламу марки плиточного шоколада, пользующейся наибольшей популярностью.

Содержание

I. Основные аспекты изучения конъюнктуры рынка. 5
1. Цель и аспекты изучения конъюнктуры рынка…………………………....5
2. Организация исследования. 7
3. Состояние рынка плиточного шоколада в России. 14
II. Анализ конъюнктуры ранка плиточного шоколада города Череповца. 19
1. Первый этап анализа. Отбор наиболее популярных марок плиточного шоколада. 19
2. Второй этап анализа. Определение характеристик марки плиточного шоколада………………………………………………………………………….25
1.) Шоколад «Alpen Gold». 25
2.) Шоколад «Milka». 30
3.) Шоколад «Бабаевский». 33
3. Анализ марок плиточного шоколада по сравнимым критериям. 36
4. Определение товара-заменителя и целевой аудитории плиточного шоколада, анализ рекламы. 40
5. Прогноз изменений на рынке плиточного шоколада города Череповца. 46
Заключение. 48
Список литературы: 50
Приложения. 51
Приложение №1 51
Приложение №2 52
Приложение № 3 54
Приложение № 4 55

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по анализу конъюктуры рынка.doc

— 476.00 Кб (Скачать документ)
 

 Как мы видим из данных исследования, плиточный  шоколад люди потребляют в любом  возрасте. При этом женщины потребляют плиточный шоколад чаще, так как согласно данным исследования именно женщины больше любят сладкое (63% женщин и 32% мужчин любят или равнодушны к сладкому). Как правило, плиточный шоколад приобретается либо 1 раз в неделю, либо 2-3 раза в месяц. При этом женщины приобретают плиточный шоколад чаще. Цели приобретения: для домашнего потребления или же при походе в гости.

 Таким образом, целевым потребителем плиточного шоколада являются как мужчины, так и женщины независимо от возраста. При этом шоколад приобретается ими достаточно часто. Как правило, это те люди, которые любят сладкое. Но даже в случае если это не так, они приобретают шоколад при походе в гости или в качестве подарка. Род деятельности целевого потребителя может быть любым. Как показало исследование, плиточный шоколад потребляют студенты, рабочие, служащие, пенсионеры. Иными словами, плиточный шоколад является продуктом универсальным.

 Теперь  определим целевую аудиторию  для каждой конкретной марки.

 В этом мы будем руководствоваться данными исследования (данные указаны в %).

Марка/Возрастная категория Молодежь Люди среднего возраста Люди старшего возраста
Alpen Gold 50 33 29
Milka 44 7 12
Бабаевский 6 60 59
 

 Определим, кто чаще приобретает ту или иную марку шоколада (мужчины или женщины) внутри одной возрастной категории (данные указаны в количестве человек). 

Марка/Возрастная категория                                  Молодежь  Люди  среднего возраста Люди  старшего возраста
Пол Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Alpen Gold 10 15 3 2 1 4
Milka 13 8 1 0 0 2
Бабаевский 1 2 4 3 1 9
 
 

 1). Alpen Gold.

 Таким образом, потребителями шоколада марки  «Alpen Gold» являются в равной степени и мужчины и женщины, чаще всего молодежь. Но шоколад также является популярным и среди людей среднего и старшего возрастов.

 2). Milka.

 Плиточный шоколад «Milka» приобретают главным  образом молодые люди, то есть студенты и работающие, как правило, для того, чтобы перекусить во время учебного/рабочего дня и для домашнего потребления. По роду своей деятельности это, как правило, студенты либо молодые работники.

 3). Бабаевский.

 Потребителями плиточного шоколада «Бабаевский» являются люди старшего и среднего возраста, чаще женщины. Шоколад приобретается для домашнего потребления и при походе в гости. По роду деятельности они часто являются пенсионерами.

 Итоговая  таблица:

Марка Целевая аудитория
Alpen Gold Чаще молодежь, мужчины и женщины
Milka Молодежь, мужчины  и женщины
Бабаевский Люди старшего возраста, чаще женщины
 

 Анализ  рекламы плиточного шоколада марки  «Alpen Gold».

 Поскольку именно эта марка плиточного шоколада была указана потребителями как  наиболее популярная, то проанализируем рекламу этой марки.

 Нужно отметить, что как правило, шоколад марки «Alpen Gold» рекламируется именно на телевидении. Это объясняется преимуществами телевизионной рекламы - она обладает хорошей запоминаемостью. Эффективность рекламы на телевидении определяется сочетанием звукового и зрительного воздействия и огромной, по сравнению с другими средствами распространения рекламы, рекламной аудиторией. Реклама на телевидении полезна в основном тем, что создает шоколаду максимально широкую известность.

 Для анализа выберем один рекламный ролик «Котенок». Ролик «Котенок», 25 секунд, был в эфире в марте-апреле 2008 года на каналах «Первый», NTV, Россия, СТС, Домашний, МузТВ, 5й канал. Второй флайт кампании прошел с сентября по декабрь 2008 года.

 Описание: 
Девушка приходит домой с улицы во время грозы. Скидывает плащ и внезапно слышит мяуканье. Она подходит к окну и видит магазинчик с вывеской «Alpen Gold». Одновременно начинает играть музыка рекламы. Из окна девушка видит маленького котёнка под проливным дождем, сидящего у магазина шоколада. Она стремглав выбегает на улицу и…пробегает мимо котенка, прямо в магазин. Далее мы видим девушку, сидящую дома на уютном диванчике в компании спасённого котёнка и с наслаждением поедающую шоколад.

 Текст рекламы: Разве кто-то сможет устоять? Ведь «Alpen Gold» - это идеальное сочетание изысканных начинок и великолепного шоколада. Минуты настоящего удовольствия. «Alpen Gold» - когда хочется шоколада!

 Анализ:

 1. Прежде  всего, в рекламе присутствует  явная интрига – спасет ли  девушка котенка. 

 2. Эмоциональная  составляющая. Не секрет, что хорошая  реклама должна вызывать у  зрителя эмоции. В данном случае, сильными эмоциями являются жалость к мокнущему под дождем котенку. Также зритель может испытать возмущение, видя, что девушка предпочла купить шоколад, а не спасти котенка. Такие эмоции привлекают внимание к ролику, заставляют запомнить его. Однако в конце зритель видит спасенного котенка рядом с девушкой и расслабляется, испытывая радость, что все закончилось благополучно.

 3. В  данном ролике шоколад позиционируется  как источник наслаждения. Девушка  с видимым удовольствием ест  шоколад. В первую очередь именно ради шоколада она, лишь придя с улицы в сухой и уютный дом, опять выбегает под дождь. Также в ролике приятным мужским голосом задается вопрос: «Разве кто-то сможет устоять?» так, чтобы у зрителя не возникло ни малейших сомнений, что перед шоколадом «Alpen Gold» устоять просто невозможно. И даже спасение котенка отложено на время. Какой бы ни была потребность в шоколаде, желание его настолько непреодолимо, что ничто, кроме шоколада, не может его удовлетворить.

 4. В  ролике прослеживается апелляция  к здоровью, жизни – спасение котенка.

 5. В  ролике явно присутствует инстинкт любви к животным.

 6. Информационная  составляющая. Также в ролике  показано аппетитное демо - вкуснейший  молочный шоколад с начинкой  из черники и йогурта, способный  дать настоящее наслаждение вкусом  и расслабление. Особенно привлекательно смотрится густой льющийся молочный шоколад. Однако в отличие от некоторых других рекламных роликов шоколада «Alpen Gold» информационная составляющая здесь невелика (по сравнению, например, с роликом где рассказывается о новой, удобной упаковке шоколада).

 7. Также в рекламе присутствует наличие юмора – девушка словно обманывает зрителя, предпочитая купить шоколад, в то время как зритель уверен, что она спешит на помощь котенку.

 8. Анализ психологических типов аудитории.

 Данная реклама рассчитана преимущественно на женщин любого возраста, особенно молодых девушек. Это объясняется тем, какие чувства вызывает реклама: нежность, сострадание, любовь к животным, умиление, чувство уюта. На мужчин реклама «Котенок» оказывает меньшее воздействие. В ролике присутствует посыл к вкусовым ощущениям (девушка с видимым наслаждением есть шоколад и демонстрация шоколада с начинкой).

 10. Отдельное слово нужно сказать о музыкальном сопровождении. Это песня Barry White - You're the first, my last, my everything. В начале песни звучит динамичная и интригующая музыка. Это неслучайно – ведь музыка начинает звучать именно тогда, когда девушка увидела вывеску магазина. Кроме того, согласно отзывам Интернет-пользователей, многие молодые девушки в восторге от этой песни, исполняемой бархатным мужским голосом. Иными словами, музыкальное сопровождение подобрано так, чтобы нравиться целевой аудитории рекламного ролика и прекрасно дополняет рекламу.

 В качестве вывода, можно сказать, что данная реклама эффективна, поскольку она нашла свою целевую аудиторию. Она эмоционально насыщенна, динамична и интересна. Также в рекламе присутствует информационная составляющая. Данный рекламный ролик рассчитан на то, чтобы смотреть его с удовольствием и улыбкой.

5. Прогноз изменений на рынке плиточного шоколада города Череповца.

 Прежде  всего, необходимо отметить, что российский "шоколадный" рынок постоянно  растет. Участники рынка шоколада настроены оптимистично и прогнозируют, что рынок будет постепенно увеличиваться и количественно и качественно. В настоящий момент предполагается, что рынок будет расти в среднем на 14% ежегодно. Это объясняется тем, что страна постепенно выходит из кризиса, а следовательно повышается спрос на продукцию, которая не является необходимой. Шоколад же многими рассматривается как лакомство, а не продукт питания. Кроме того, на рынке продолжаются две тенденции: слияние и укрупнение отечественных компаний и появление на рынке иностранных производителей. [12] Это объясняется привлекательностью страны для иностранных инвестиций. Как правило, в странах с более суровым климатом и более высоким уровнем доходов потребление шоколада выше, чем в менее богатых странах с жарким климатом. В России есть обе предпосылки для этого: и достаточно холодный климат, и развитие среднего класса, который может позволить себе тратить деньги на удовольствия и деликатесы. Сейчас в связи с постепенным ростом доходов населения происходит переключение потребителей с традиционных для них марок на элитные марки. По этой же причине те, кто традиционно потреблял более дешевые кондитерские изделия (например, мучные кондитерские изделия и карамель), постепенно переходят к шоколаду. [16]

 Вкусы населения в данный момент постепенно меняются. Если ранее люди потребляли и знали основные вкусы шоколада (с изюмом, орехами, изюмом и орехами), то сейчас производители стараются запускать шоколад с новыми, необычными вкусами и начинками. Также в будущем можно ожидать не только появления шоколада с необычным вкусом, но и изменения упаковки многих привычных нам марок. Дело в том, что шоколадный рынок насыщен – производителей и марок много, доступность плиточного шоколада в Череповце очень высока – вы можете купить плиточный шоколад и в супермаркете и в круглосуточной палатке. Производителям приходится предпринимать шаги для того, чтобы выделить свою продукцию из общей массы. Например, во многих достаточно крупных магазинах города вы можете видеть, что шоколад выложен на привлекающих внимание промо-стойках (например, Dove и Milka). Вероятнее всего, в будущем эта тенденция продолжится. [21] Кроме того, в будущем производители могут принять решение поэкспериментировать с упаковкой и размерами шоколада. Также, как мы видим из результатов исследования, в настоящий момент в Череповце темный шоколад уступает по темпам потребления молочному, что соответствует российскому рынку плиточного шоколада и в будущем эта тенденция продолжится.

 Что касается роста цен на плиточный  шоколад, то он вполне возможен, так  как связан с ростом цен на какао-бобы – сырье для производства шоколада. [4]

Заключение.

 В данной курсовой работе мы провели исследование конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце и сделали  прогноз. В рамках данной работы можно сделать следующие выводы:

 Прежде  всего, необходимо отметить, что темпы потребления плиточного шоколада на мировом, общероссийском, и, в частности, череповецком, рынках постепенно растут. Это связано с ростом доходов населения и с тем фактом, что шоколад в глазах потребителей трансформируется из редкого лакомства в привычный продукт. Производители шоколада продолжают экспериментировать и вводить на рынок новые, непривычные начинки и наполнители, изменяют упаковку шоколада, выпускают плитки большего или меньшего размера.

 В целом, в городе Череповце шоколад чаще приобретают женщины, как правило, для домашнего потребления или при походе в гости. Молодые горожане часто приобретают плиточный шоколад для того, чтобы перекусить во время учебного/рабочего дня. Основным конкурентом плиточного шоколада являются батончики (потребляемые чаще всего молодежью), реже – развесные конфеты (потребляемые, как правило, людьми старшего возраста). В целом, череповчане, как правило, предпочитают молочный шоколад темному.

 Если  говорить о конкретных марках, то самой популярной маркой плиточного шоколада на рынке города Череповца является «Alpen Gold». Это объясняется оптимальным сочетанием цены и качества. Доступная цена (28-37 руб.), наличие традиционных начинок и большое разнообразие новых начинок делает этот шоколад привлекательным для всех возрастных групп населения.

 Следующим по привлекательности является плиточный  шоколад марки «Milka», который потребляют в основном молодые горожане. Основными недостатками  этой марки является завышенная, по мнению многих, цена (44-56 руб.) и малый ассортимент начинок и наполнителей.

 Третьей по популярности маркой стала марка  плиточного шоколада «Бабаевский», приобретаемого в основном людьми среднего и старшего возрастов. При этом популярностью  пользуется в основном темный шоколад.

 При покупке основную роль играет привычка, реклама или рекомендации знакомых. Чаще всего потребителей привлекают вкусовые качества конкретной марки, что понятно, ведь шоколад призван дарить удовольствие. Также потребители обращают внимание на качества продукта (например, «Бабаевский» ценится за известный темный шоколад, а «Milka» содержит альпийское молоко). Реже потребителей привлекает упаковка шоколада или ассортимент. При этом стоит отметить, что плиточный шоколад уменьшенного размера («Alpen Gold Express», «Milka M-Joy») жителями обычно не приобретается. Что касается цены, то большинство жителей считают, что цена приобретаемой ими марки соответствует качеству товара.

Информация о работе Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце