Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце.
Объект исследования: рынок плиточного шоколада города Череповца.
Предмет исследования: конъюнктура рынка плиточного шоколада города Череповца.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть цели и аспекты изучения конъюнктуры рынка;
-рассмотреть состояние рынка плиточного шоколада в России;
- совершить сбор первичной маркетинговой информации;
- отобрать наиболее популярные марки плиточного шоколада;
- определить характеристики наиболее популярных марок;
- сравнить марки между собой;
- рассмотреть товары-заменители плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию каждой конкретной марки;
-проанализировать рекламу марки плиточного шоколада, пользующейся наибольшей популярностью.

Содержание

I. Основные аспекты изучения конъюнктуры рынка. 5
1. Цель и аспекты изучения конъюнктуры рынка…………………………....5
2. Организация исследования. 7
3. Состояние рынка плиточного шоколада в России. 14
II. Анализ конъюнктуры ранка плиточного шоколада города Череповца. 19
1. Первый этап анализа. Отбор наиболее популярных марок плиточного шоколада. 19
2. Второй этап анализа. Определение характеристик марки плиточного шоколада………………………………………………………………………….25
1.) Шоколад «Alpen Gold». 25
2.) Шоколад «Milka». 30
3.) Шоколад «Бабаевский». 33
3. Анализ марок плиточного шоколада по сравнимым критериям. 36
4. Определение товара-заменителя и целевой аудитории плиточного шоколада, анализ рекламы. 40
5. Прогноз изменений на рынке плиточного шоколада города Череповца. 46
Заключение. 48
Список литературы: 50
Приложения. 51
Приложение №1 51
Приложение №2 52
Приложение № 3 54
Приложение № 4 55

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по анализу конъюктуры рынка.doc

— 476.00 Кб (Скачать документ)

 Недостатки  метода:

  • Риск невозврата анкет, пропусков в ответах на вопросы;
  • Отсутствует возможность разъяснения сложных моментов.
  • При заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц.

 Анкета  – инструмент очень гибкий в том  смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует  тщательной разработки, опробования  и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. [4]

 Виды  вопросов:

 1. В зависимости от степени открытости/закрытости вопроса выделяют два типа вопросов:

 - Закрытые;

 - Открытые.

 При ответе на закрытый вопрос респондент должен выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа – один или несколько – из числа предложенных.  
При ответе на открытый вопрос респонденту предлагается сформулировать самому один или несколько вариантов ответа. Интервьюер просто читает формулировку вопроса и не приводит никаких вариантов ответа.

 2. Альтернативные  вопросы. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер.

  1. Полузакрытые вопросы. Если максимально не предусмотреть возможные варианты ответов, лучше употребить полузакрытый вопрос. В конце списка ответов следует написать: "Ваш вариант или "Другое…", оставив место для записи ответов.
  2. Ранговые вопросы. Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него или оценить по предлагаемой шкале.
  3. Вопрос-тест обычно используют при определении информированности.
  4. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо выделить и опросить только часть всей совокупности опрашиваемых.

 Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. В анкетировании часто используются поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.

 Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих. [20]

 Анкетирование включает в себя следующие этапы:

 1. Разработка  анкеты.

 2. Проверка  анкеты. Прежде чем начинать опрос, желательно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

 3. Сбор  ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.

 4. Анализ  ответов. Каждый ответ нужно  тщательно проанализировать и  в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.

 5. Обработка  результатов. После того, как ответы проверены и в случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.

 6. Анализ  результатов и получение выводов  из результатов опроса. [2]

 Рассмотрим  виды анкет:

 1. По  типу контактов с респондентом

 1) Очное  (в присутствии исследователя-анкетёра);

  1. Заочное (анкетёр отсутствует):
    • Рассылка анкет по почте
    • Публикация анкет в прессе
    • Публикация анкет в Интернете
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

2. По числу респондентов:

 1). Групповое  анкетирование — респондентов, отобранных по условиям выборки, собирают в одном помещении, где им после соответствующего инструктажа, проведенного исследователем, раздают анкеты.

 Плюсы: групповое анкетирование позволяет  достигнуть полного возврата анкет и предполагает возможность пояснения в случае затруднения респондентов с ответами.

 2). Индивидуальное  анкетирование:

  • Face to face (прямое анкетирование) — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, присутствует при ее заполнении, поясняя возникшие вопросы. Прямое анкетирование позволят получить от респондентов большое количество информации с высокой степенью достоверности в рамках любых (как внутренних, так и внешних) исследований. Плюсы: возможность пояснения и полный возврат анкет.
  • Раздаточное анкетирование — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, оставляет анкеты респондентам, не присутствуя при их заполнении. К издержкам данного метода относится отсутствие контроля за заполнением анкет (возможно групповое заполнение, вмешательство третьих лиц, технические ошибки при заполнении). Плюсы: низкие затраты.
  • Почтовое анкетирование — предполагает рассылку анкет по почте, факсу или электронной почте. Используется при проведении внешних исследований (фундаментальные научные исследования на региональной выборке). К издержкам данного метода относится отсутствие контроля за заполнением анкет и низкий процент возврата. Плюсы: низкозатратность, дополнительные возможности в построении выборки, возможность значительных региональных опросов.

3. В  зависимости от источника информации:

  • массовый опрос (основной источник информации - представители различных категорий населения, чья деятельность не связана непосредственно с предметом исследования);
  • экспертный опрос (главный источник - компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения). [15]

 С технической  точки зрения к анкете предъявляется  ряд требований:

 1. Если  на один вопрос много вариантов  ответов, то их нужно разделить  на тематические блоки и вместо одного вопроса задать несколько.

 2. Если  предлагается много вариантов  ответа, необходимо разбить их  на колонки.

 3. Шрифт  текста не должен быть "слепым", очень мелким, то есть трудно  читаемым. 
  4. Текст вопроса и варианты ответов лучше печатать разным шрифтом (вопрос более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов - курсивом или более мелким).

 5. Для  ответа на открытые и полузакрытые  вопросы должно быть достаточно  чистых строк.

 6. Нельзя  допускать переноса половины  ответов на вопрос на другую страницу. [18] 
 
 
 

3. Состояние  рынка плиточного шоколада в  России.

 Во  всем мире шоколад давно относиться к товарам повседневного потребления. В России до сих пор сохранилось  отношение к шоколаду как к  празднику, отдыху. Тем не менее, с  ростом благосостояния россиян спрос на шоколад растет с каждым годом. Сегмент плиточного шоколада в прошедшем году оставался самым крупным и наиболее динамично развивающимся на российском кондитерском рынке. Потребители стали склонны платить за более качественные и эстетично упакованные продукты. Рост рынка стал возможен благодаря дорогостоящим и сложным по составу изделиям. Цена перестала оказывать влияние на решение о покупке. Кондитеры ответили на возросший спрос активным запуском новых брендов, высококачественной и дорогостоящей продукции премиум-сегмента. Практически весь объем рынка шоколада и шоколадных изделий на российском рынке обеспечивается продукцией отечественного производства. Объем рынка шоколадных изделий стабильно растет как в натуральном, так и в стоимостном выражении. При этом темпы прироста (в натуральном выражении) постепенно снижаются. С 2007 г. значение этого показателя не превысило 5%-ого уровня, в то время как за 2006 показатель темпов прироста составил 11,3%. Однако, несмотря на вышесказанное, отечественный рынок шоколадной продукции по-прежнему имеет достаточную емкость и обладает значительным потенциалом для развития. [7]

 Тенденция к росту рынка шоколадных изделий  в России наметилась в 1999г. Так, если общий объем рынка шоколада в 2000-м году составил 358 тыс. тонн, то к концу 2001г. этот показатель увеличился до 400 тыс. тонн в натуральном выражении. Иными словами, в течение года потребление шоколада выросло почти на 10% - на каждого россиянина пришлось 2,7 кг шоколадных изделий по сравнению с 2,5 кг в 2000 году. На данный момент среднедушевое потребление кондитерских изделий в России за год составляет 4,8 кг., а к 2011 г. достигнет  5,8 кг. До недавнего времени в России шоколад ассоциировался не с продуктом ежедневного потребления, а, скорее, с редким лакомством, и потому, например, граждане небольшой Швейцарии потребляют ежегодно 10,6 кг на душу населения, а в Германии — 8,4 кг.

 В 2008 году емкость рынка шоколадных изделий  составила 820,3 тыс. тонн. Спрос на шоколадные изделия, если судить в целом по стране, весьма неоднороден. Существуют города и регионы с очень высоким потреблением, в частности, Центральный и Северо-Западный регионы. А, к примеру, в Сибири, продажи значительно меньше.

 Что касается частоты потребления, то 70% потребителей приобретает шоколадные изделия не реже одного раза в месяц, около 17% – 2-3 раза в месяц, немногим меньше – 13% – раз в неделю и чаще. При этом значимых различий в потреблении шоколада между мужчинами и женщинами обнаружено не было: и те, и другие едят его примерно с одинаковой частотой. [14]

 Что интересно, рынок шоколада в сравнении  с другими рынками особенно устойчив к рецессии – даже при сокращении расходов населением, траты на шоколад  существенно не снижаются. Статистика знает примеры, когда во время экономического спада спрос на шоколад рос, что подтверждает мнение о его свойствах естественного антидепрессанта.

 В России после ухудшения экономической ситуации большинство респондентов не изменили привычек в отношении шоколада, что еще  раз свидетельствует об устойчивости рынка пищевых продуктов в целом, и рынка плиточного шоколада в частности. Среди женщин на 5% больше, тех, кто сократил потребление привычных марок шоколада, чем среди мужчин. Чаще других сократили потребление привычных марок респонденты в возрасте 40-49 лет, респонденты 60 лет и старше, а также россияне с личным доходом от 3 до 9 тыс. рублей.

 Самой большой популярностью, в том  числе и из-за своей дешевизны, пользуются развесные шоколадные конфеты. На долю этого сегмента в структуре  рынка шоколада и шоколадных изделий в натуральном выражении в 2007 году пришлось почти 50%. На втором месте - плиточный шоколад.

 В целом, кондитерский рынок имеет ряд  своих особенностей. Специфика в  том, что, помимо влияния на развитие отрасли общеэкономических факторов (тарифы на перевозки, электроэнергию, изменения в налоговой системе), этот рынок, в отличие от других, находится в зависимости от дополнительных факторов. К ним относятся мировые цены на такую продукцию, как какао-бобы, сахар, орехи и прочие ингредиенты, не производимые в России, внешнеэкономической политики самого государства (таможенные тарифы, квоты, льготы). [13]

 С 2004 года цены производителей на российский шоколад стабильно растут. В 2008 году они достигли своего максимума, что  было обусловлено увеличением цен на какао-бобы.

Информация о работе Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце