Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Содержание

Введение…………………………………………………………..стр 3-4

2.Глава 1 Этика бизнеса: предмет и специфика

1.1 Этические проблемы деловой жизни…………………….стр 5-6

1.2 Становление этики бизнеса как научной дисциплины….стр 6-7

1.3 Причины повышения внимания к этике бизнеса………..стр 7-10

1.4 Структура этики бизнеса………………………………….стр 10-12

Глава 2 Управленческая этика

2.1 Психология бизнеса………………………………………..стр 13-14

2.2 Деловая этика……………………………………………….стр 15

2.3 Этика поведения……………………………………………стр 15-17

2.4 Деловое общение…………………………………………...стр 17-19

3.Заключение………………………………………………………..стр 20

Список используемой литературы………………………………...стр 21

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по этике.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

   К началу 80-х годов такая область  знаний, как этика бизнеса, стала  важнейшим предметом изучения  для специалистов. По этике бизнеса  было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы. Несмотря на все это, пока еще очень трудно определить принципы данной области знаний. Это происходит в значительной  степени из-за  отсутствия общей методологии в этой области, а также  широко распространенного скептицизма и убежденности в том, что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе.

   Хотя скептицизм по поводу  самой возможности существования  этики в бизнесе был распространен  довольно долго, профессионалы  бизнеса и широкие слои общественности  всегда разделяли глубокое убеждение  в том, что существование высоких  этических  стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды. Каждый раз, когда в США происходит более или менее крупный скандал в правительственных или деловых кругах, достоянием широкой публики становились многочисленные речи и передовые статьи в печати, призывающие к более высоким этическим стандартам в поведении при выполнении профессиональных обязанностей и в бизнесе, и среди государственных служащих. При этом имелись в виду личные этические обязанности помимо простого подчинения закону, хотя при определении сущности  этих обязанностей и возникли различия  во мнениях. 

                       1.3 Причины повышения внимания  к этике бизнеса 

    Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете исторических изменений в организации современного бизнеса: 1) роста уровня корпоративности в настоящее время и 2)информационной революции.

   Потребность введение современных  производственных технологий часто  равнозначна необходимости значительных  экономических нововведений в  работе крупных корпораций. Эта так называемая экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали. На самом деле такой  рост корпораций становится важной отличительной чертой во второй половине ХХ в. Фактически большинство стран в настоящее время имеют более низкий валовой внутренний продукт (ВВП), чем ежегодные доходы любой из крупных корпораций. Так, уже в конце 80-х годов валовые ежегодные доходы  Exxon Corporation превосходили ВВП Республики  Корея или Индонезии; валовые ежегодные доходы  Royal Dutch Shell находятся сегодня на более высоком уровне, чем ВВП Бельгии, Чехии или Аргентины.

    Одним из недостатков  невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных структур внутри их. При этом возникает все более яркая тенденция, типичная  для бюрократических структур, ответственных за принятие решений, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу, стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому , что самым  серьезным образом подавляется личная инициатива. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за принятие решений внутри таких организационных структур, что  также приводит  к возникновению ситуаций, когда даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это и делается для блага корпорации.

    Второе историческое изменение в организации современного бизнеса - это информационная революция. С появлением компьютера после второй мировой войны жизнь на планете Земля фундаментально изменилась. Сбор, хранение, обработка и анализ данных на таком уровне, какой обеспечивает компьютер, произвели настоящую революцию - информационную революцию, которая оказывает гораздо более значительное  воздействие на человеческие сообщества, чем промышленная революция середины ХVIII в. Новый импульс компьютерные технологии получили в 90-е годы, с развитием всемирной компьютерной сети Интернет, которая связывала миллионы компьютеров на всех континентах в единое информационное пространство.

     В любом случае компьютерная  и информационная эра уже наступила.  Современные профессионалы бизнеса - главные идеологии информационной эры – несут ответственность за формулирование и введение в жизнь этических законов поведения, на которых должны  базироваться демократические общества. Это предопределяет и необходимость изучения этики профессионалами бизнеса.

    Для стран, изменяющих свои  экономические системы, таких,  как Россия и другие республики  СНГ, изучение этики бизнеса  особенно необходимо. Как пишет американский ученый В.Вейгль, в этом отношении особенно важны два обстоятельства: 1) необходимость этичных отношений в децентрализованных структурах, ответственных за принятие решений, и 2) необходимость вписать экономику переходного периода и ее институты в не соответствующие им исторические и культурные условия.

   Так называемый переход к рынку в российской экономике требует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, банковский управляющий или конкретный потребитель продукции. Децентрализация такого рода требует обязательного чувства доверия и всеобщего уважения к честности в поступках. И при этом, конечно же, честность и доверия остаются, в первую очередь, этическими категориями в отличие от законодательных и экономических ограничений, которые должны  вести к полноценности  деловой жизни.

    В условиях рыночной экономике  честность и доверие являются  наиболее важными этическими  качествами. Например, несмотря на  то, что контракты с обязательными законодательными ограничениями являются  основой деятельности любого предприятия, значительная часть экономической деятельности предприятий выходит за рамки их контрактных обязательств, отмечает В. Вейгль. Такого рода деятельность определяется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компании.

   В условиях централизованной  экономике имело смысл следовать  правилам бюрократической игры, что приводило к проявлению  нечестности, безответственности  и отсутствию взаимного доверия  в суждениях о людях. Такие  качества, как нечестность и недоверие, в условиях централизованной системы принятия ответственных решений фактически становились результатом приспособленческого поведения людей. Эти особенности считались многими рациональными качествами в условиях централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономике, основанной на рыночных отношениях. Следовательно, любая трансформируемая экономика должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых экономических институтов.

   Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики переходного периода является второй важнейший причиной, по которой изучение этики бизнеса становиться крайне важным в процессе трансформации экономики. Эта причина связана также и с взаимосвязью между этическими ценностями и работой экономических институтов. Невозможно четко противопоставить этические аспекты экономическим. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей. Если лидеры в сфере бизнеса и крупные политические деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между этическими ценностями и работой экономических институтов, то оказывается невозможным вписать экономику переходного периода и ее экономические институты рыночного типа в не соответствующие им исторические и культурные условия и традиции конкретных стран и народов. Например, для России, считает В.Вейгль, недостаточно и неразумно просто скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружения России и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение этики бизнеса сможет облегчить этот труднейший процесс внедрения.

    Обобщая, необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики бизнеса при подготовке профессиональных бизнесменов трудно переоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профессиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введения и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещения взаимосвязи между этими этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях трансформируемой экономики.

  

                                      1.4 Структура этики бизнеса 

      Этика бизнеса - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях (рис.3). Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие. 
 
 

                

Рис.3. Взаимоотношение  между этикой бизнеса и другими  областями знаний 
 

 Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэтикой – исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

   В системе моральных отношений  между макросубъектами специалисты  выделяют два уровня: горизонтальный  и вертикальный. На горизонтальном  уровне рассматривают моральные  отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различными корпорациями; на вертикальном – моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню принадлежит отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и окружающей средой.

   Большинство людей принимает  этические решения на микроуровне, т.е. когда человек отвечает за свое поведение или принимает решения, которые касаются других людей, например в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например, непосредственно участвовать в формировании государственной национальной политики.

   Этика бизнеса имеет отношение  и к формированию экономических  институтов, и к функционированию  профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макроуровнея этики бизнеса трудно переоценить. И совершенно очевидна невозможность ограничения микроуровневым подходом.

    Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен  для экономики переходного периода. Так, в России происходит трансформация основных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным условиям  жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведению на микроуровне. Однако если эти институты ложно сформированы и не учитывают конкретных социальных условий, бесполезно тратить усилия на частные этические проблемы на уровне трудового коллектива, так как людям придется постоянно бороться с уродливыми экономическими институтами и ошибочным политическим курсом.

    На макроуровне  иногда бывает  трудно сказать, где кончается  этика бизнеса и начинается  экономическая теория. В конце  концов, раз этика бизнеса на макроуровне связана с применением этической теории к экономическим институтам и их политике, то нельзя рассуждать об этических проблемах бизнеса, забывая об экономике.

    Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух линий, но не учитывать их взаимодействия нельзя. С одной стороны, для этики бизнеса нужно знание экономической теории, если разрабатываются полезные советы для тех, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а экономист – как этик, это и будет проявлением взаимодействия двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловыми людьми. 
 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этика бизнеса