Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:36, реферат

Описание

Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства — бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего, охарактеризуем базовые понятия и определения того, что является предметом рассмотрения в данном издании.

Содержание

Введение

1. Этика бизнеса и деловых отношений:

1.1 история экономической этики;

1.2 этико-экономическая концепция Г. Форда.




2. Этика и современное управление.

2.1 повышение показателей этичности поведения.



3. Деловой этикет:

3.1 общие понятия делового этикета;

3.2 этические принципы и нормы деловых людей.

Работа состоит из  1 файл

этика бизнеса.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Содержание:

 

Введение

 

1.  Этика бизнеса и деловых отношений:

 

1.1   история экономической этики;

 

1.2   этико-экономическая концепция Г. Форда.

 

 

      

 

2.  Этика и современное управление.

 

        2.1        повышение показателей этичности поведения.

 

   

 

3.  Деловой этикет:

 

3.1   общие понятия делового этикета;

 

3.2   этические принципы и нормы деловых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Этика  предпринимательства  служила  объектом  изучения   издавна.   Еще Аристотель приравнивал прибыль  к  ростовщичеству.  Бизнес трактовался  как одна из сфер человеческой  деятельности.  Во  все  времена  особое  внимание уделялось  ключевому  элементу предпринимательства   —   бизнесмену,   тем этическим устоям, на которых  он  базирует  свое  дело.  Но,  прежде  всего, охарактеризуем базовые понятия и определения того,  что  является  предметом рассмотрения в данном издании.

   Бизнес — инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как  за счет  собственных,  так  и  заемных  средств  на  свой  риск  и   под   свою ответственность, целью которой является становление и развитие  собственного дела для получения прибыли и  решения  социальных  проблем  предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

   Иными словами, бизнес — это профессиональная экономическая деятельность, построенная  на  инициативе  и  постоянных   инновациях,   направленная   на увеличение  капитала,  получение  прибыли, используемой   на   расширенное воспроизводство и качественное совершенствование предприятия,  своего  дела, удовлетворение собственных  и  общественных  потребностей.  Цель  бизнеса  в России сегодня — не только получение прибыли и рост хозяйственных  оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного кризиса.

   Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся  на  честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать  на  рынке  в соответствии с действующим законодательством,  установленными  правилами  и традициями.

   То обстоятельство, что  результаты  предпринимательской  деятельности  в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством  работы  бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в  его  распоряжении,  предопределяет особую значимость психологических факторов.  Психология  бизнеса  становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.

   Психология  бизнеса  —  сфера   науки,   занимающейся психологическими проблемами и специфическими  особенностями  управления.  Объектами  изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой,  в  коллективе. 

   Основные психологические проблемы:  структурно-функциональный  анализ  управленческой деятельности;   психологический анализ построения  и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных  систем  управления;   социально-психологический   анализ производственных   и   управленческих    коллективов,    взаимодействия и взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного  морально-психологического климата; исследование психологии руководства  и  лидерства, личности  и  деятельности  руководителя,  отношений  между  руководителем  и

подчиненными, психологических аспектов  подбора  и  расстановки  руководящих кадров, вопросов подготовки кадров руководителей,  психологических  аспектов управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и  реализации управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

1.Этика бизнеса и деловых отношений.

 

1.1 История экономической этики.

 

   Экономическая этика является особым проявлением профессиональной этики. Проблемам экономической этики  в настоящее время уделяется много внимания, хотя трактуется она неоднозначно. Часто наряду с понятием “экономическая этика” как идентичные употребляют понятия “деловая этика”, “этика бизнеса”, “предпринимательская этика”, “этика рынка” и др. Большинство современных исследований по этике бизнеса вне историчны. Помимо обязательных  ссылок на Канта и Миля, в них  обычно трудно найти обсуждение  концепций и идей,  сформировавшихся ранее. Экономическая этика -  наука древняя. Ее начало положено   Аристотелем в произведениях “Этика”, “Никомахова этика” и“Политика”. В этих произведениях  Аристотель аргументирует  три основных принципа:  частная  собственность, примат  двух главных производственных отраслей - сельского хозяйства и промышленности, субподчиненность  торговли, ростовщичества и денег по отношению к производственным отраслям.

   Аристотель не отделял экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе 16-го века было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической теологией, утверждавшей, что “делание денег” подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

   Католические теологи различали разные типы экономической активности. Они рассматривали производства продукта для продажи как подлежащие меньшему этическому осуждению, чем, например, торговля продуктами или выдача займом. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что бизнесмен может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. Светский вариант протестантской этики ныне возрожден основной частью представителей бизнеса. Доклады по этике бизнеса, подготовленные такими организациями, как “Круглый стол бизнеса”, “Тач Росс” и другие утверждают, что хорошая этика означает хороший бизнес. В них  заявляется, что можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что даже моральная добродетель необходима для успеха.  Идея о том, что успешные бизнесмены могут быть хорошими людьми, составила важное измерение сложившейся при капитализме моральной ситуации. Второе измерение включало новое понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом. До капитализма, в сущности, вся прибыль рассматривалась как результат спекуляции. Соответственно и получение прибыли морально осуждалось. Капитализм обеспечил моральную правомочность “делания денег”.

 

1.2  Этико-экономическая концепция Г. Форда.

 

Одной из первых  этико-экономических  концепций была концепция Г. Форда.  Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и  что в этом заключается этический здравый человеческий смысл.

 

Суть Фордовской экономической этики  заключена  в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная  “деловая теория”, а  “нечто большее” -  теория,  цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку,  поскольку  они способствуют жизненной  свободе.

 

Особое внимание Форд уделял производственным рабочим. Он   обосновал дифференцированный  подход к различным качествам  и талантам  людей,  представляя работу по его силам и умению. После  медицинского осмотра больных туберкулезом рабочих переводили на легкие работы. Пенсионеров обеспечивали пенсией.

 

Форд считал,  что высокопроизводительным  может быть рабочий,  чувствующий  себя хозяином  на  предприятии. Метод производства на его предприятиях основывался на  собственной системе управления,  которая состоит  в планомерных  методах производства  и  планомерном сочетании процессов  труда.

  Форд провозгласил примат производства не над потреблением,  а  над  прибылью и торговлей. Из примата  производства он выводил  принцип служения человеку. Реализация этого принципа предполагает три фазы: 

 

·    покупки  сырья и материалов;

 

·    производства конечного продукта-товара;

 

·    продажи товара и получения  прибыли.                                                      

 

Каждая из этих фаз сопровождается  проявлением радости и удовлетворения для всех участников производства. Эти проявления  имеют  тройственный  материальный  результат:                                                              

 

·    высокую заработную плату;

 

·    низкие цены

 

·    большой  объем  прибыли за счет огромной  массы  товара.             

 

Непреложным законом производственной  этики  является  экономия   всех видов ресурсов.  Рыночная  экономика не может обойтись также и без фактора времени и ряда других  моментов.     Этико-экономические установки Форда имеют практическое  значение и в настоящее время.

Экономическая (деловая,  рыночная)  этика - это совокупность  норм поведения предпринимателя,  требования,  предъявляемые  культурным обществом  к  его стилю работы,  характеру общения  между участниками бизнеса,  их социальному облику.

Экономическая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена  сведения об этических понятиях,  о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая  этика  -  это этика ведения переговоров с партнерами,  этика  составления документации,  использование этических методов конкуренции и другие аспекты.

2. Этика и современное управление.

 

2.1 Повышение показателей этичности поведения.

 

Личностные ценности (общие убеждения относительно добра и зла) находятся в сердцевине проблемы социальной ответственности  бизнеса перед обществом. Люди,  полагающие, что  “организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону”,  скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли,  эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной пока ее действия  отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор  в пользу правильного поведения важно   иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами,  определяющими  правильное и неправильное поведение.

 

Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения.  Она  сосредоточена на широком спектре   вариантов    поведения  управляющих и управляемых.  Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства,  используемые  и теми и другими. Например,  почти все американцы,  скорее всего, считают,  что неэтично  давать взятку иностранному  чиновнику ради получения контракта.  В  этом случае неэтичны средства.  Представим,  однако,  что речь идет  о  контракте  на закупку шкур котиков,  используемых для производства одежды. Некоторые люди,  для которых  важна защита животных,  считают,  что  использование котиковых шкур неэтично,  даже  если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной считается  цель,  поскольку  подобные  действия рассматриваются  как  неправильное  поведение. С  этой  точки зрения  поведение  неправильно не потому,  что  противозаконно,  а  потому,  что противоречит  личным  ценностям и  является  действием,  которое  не может  быть поддержано.

 

Действия руководителей или рядовых работников,  нарушающие закон также следует рассматривать как неэтичные. Например,  Э.Ф. Хаттон  признан виновным  в подделке  2000  почтовых и телеграфных отправлений,  т.е.  в  действии,  определенно нарушающем  закон. Однако  действия,  не нарушающие закона,  могут  рассматриваться, а  могут  и не рассматриваться  как  неэтичные  в зависимости от личной системы  ценностей. Например,  ситуация  с изъятием из продажи капсул “Тайленол”  фирмы “Джонсон и Джонсон”. По большей части, люди должны  считать  это действие  этичным. Некоторые должны  полагать  неэтичным  поведение  фирмы  “Форд Мотор”, поскольку она возражала против изъятия модели “Пинто” или пере проектирования  топливной системы с  целью  ликвидации возможных опасностей,  связанных с бензобаком.

 

Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации “Менвилл”, которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси, в конечном счете, установил, “что корпорация “Менвилл” сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей”. Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллермен указывает:

 

 

“...как ни смотреть, компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы “Менвилл” выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдержать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимы”. 

 

По мнению Ляру Осмера, этические проблемы в бизнесе имеют отношение к  

 

“конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого  конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе”.   

 

Помимо старших руководителей,  часто  демонстрирующих  неэтичное  корпоративное  поведение,  любое  лицо  в  организации может также  действовать неэтично.

 

Вышесказанное  можно подтвердить следующими  примерами:

 

·    агенту   по закупке вина поставщик предлагает ящик хорошего вина. Принять его или отказать.

 

·    вести из офиса личные междугородние переговоры, как это делают  сослуживцы или нет.

 

·    если имеется возможность унести из офиса и использовать лично то, что предназначено для фирмы, то следует ли использовать эту возможность.

Информация о работе Этика бизнеса