Этика бизнеса: предмет и специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:22, реферат

Описание

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.
Этика бизнеса – это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать в соответствии с существующими законодательством и традициями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность понятия профессиональная этика, ее виды…………………...5
2. Предмет и специфика этики бизнеса………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭБ.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)


11

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)

 

Кафедра управления персоналом

 

 

 

реферат

 

 

по дисциплине «Этика бизнеса»_________________________________                                                  

______________________________________________________________

 

на тему «Этика бизнеса: предмет и специфика»___________________

 

 

 


 

 

 

Группа                                        8211

 

Студент

_____________

А.А. Ананьева

 

Оценка работы

Дата

 

__________

 

 

«___» ___________

 

Преподаватель

______________

Е.В. Балашова


 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Сущность понятия профессиональная этика, ее виды…………………...5

2. Предмет и специфика этики бизнеса………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Профессиональная этика – нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям.

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса – это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать в соответствии с существующими законодательством и традициями.

Проблемы этики бизнеса имеют столь же давнюю историю, как и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели в наше время, когда рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия профессиональная этика, ее виды

 

Под профессиональной этикой понимается совокупность нравственных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а также к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом.

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой деятельности: производственной, экономической, предпринимательской, управленческой, научной, художественной и др.

Профессиональная этика изучает: 

1. Отношение трудовых коллективов к обществу;

2. Отношение отдельного специалиста к обществу;

3. Нравственные качества специалиста, обеспечивающие наилучшее выполнение профессионального долга;

4. Взаимоотношения специалистов и людей, являющихся обьектами их деятельности;

5. Особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек – человек», т.е. связанным с ответственностью за жизнь других людей, требующим высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги).  Деятельность людей этого типа означает «вторжение» во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение.

Таким образом, в основе этики бизнеса должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов.

 

 

Типологический анализ человеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Рассмотрим основные из них:

1. Врачебная этика - ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение;

2. Педагогическая этика - рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека;

3.  Этика ученого - предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность;

4. Творческая этика - ожидает от людей творческих профессий проповедования  высших ценностей;

5. Инженерная этика - предполагает ответственность за изобретения – их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации;

6. Судебная этика - базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона;

7. Этика бизнеса - требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности.

Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общих этических норм, вызванную спецификой личностных отношений и закрепленных в профессиональных кодексах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и специфика этики бизнеса

 

Специфика деловой этики обусловлена потребностью регулирования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных производственных функций; во-вторых, с технологическим процессом; в-третьих, с необходимостью достижения конкретных результатов труда. Рынок – это локальная социальная система, которая должна быть рационально осмыслена с позиции морали.

Проблема соотношения экономики и нравственности является одной из древнейших. Еще Аристотель советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что «деньги – это дьявол», а богатство и накопительство (по крайней мере, для простых людей) – подлежит моральному осуждению. Формирование новых капиталистических экономических отношений в Европе в ХVI в. неразрывно связаны с протестантизмом. Стремление к прибыли стало неотделимым аспектом служения Богу. Финансовый успех стал восприниматься как благословение. Капитализм и протестантизм обеспечили моральную основу процесса «делания денег».

Становление рыночных отношений, нацеленных на достижение финансового и социального успеха, до сих пор не получает моральной поддержки у большинства населения. Для большинства очевиден только один результат реформ – глубокое расслоение общества на бедных и богатых. Основные причины этой ситуации заключаются в следующем: 1) отсутствие привычки работать и получать средства для жизни за счет своих личных способностей; 2) православная доктрина, проповедующая не стяжательство, скромность, умение довольствоваться малым. Деньги при этом рассматриваются как антитеза нравственности.

Западная модель экономических отношений в настоящее время базируется на утверждении, что хорошая этика означает хороший бизнес. Соблюдение норм морали снижает степень предпринимательского риска. Девизом европейского бизнеса является высказывание: «Частная собственность должна быть честной». Честность и справедливость – наиболее общие моральные установки цивилизованных деловых отношений. Однако в каждом обществе в каждую конкретную эпоху эти принципы приобретают специфические очертания.

Современная этика бизнеса основывается на трех важнейших положениях:

1.      Создание материальных ценностей во всем многообразии рассматривается как изначально важный процесс

2.      Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей

3.      Приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производства продукции

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека к целям коммерческого предприятия, которые не являются простым набором определенных моральных стандартов, а представляют собой инструмент анализа и решения проблем, встающих перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.

Этика бизнеса, как область знаний, сформировалась в 1970 году в США. Особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-х годах во время социальных потрясений. Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения этического сознания профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.

К началу 1980-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения специалистов. В это время было выпущено множество книг, а большинство школ бизнеса США включили дисциплину в свои учебные программы.

 

 

Таким образом, этика бизнеса – научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям.

Наиболее разрабатываемые вопросы в этике бизнеса:

1)     Взаимоотношения между корпоративной и универсальной (общечеловеческой) этикой. Корпоративная этика - это совокупность этических принципов и норм делового общения, которыми руководствуются в своей деятельности Компания, ее должностные лица и работники.

2)     Проблема социальной ответственности бизнеса

3)     Вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений

4)     Способы повышения этического уровня организации

5)     Влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение.

Добиться понимания, а тем более соблюдение этических принципов чрезвычайно сложно, мешают этому различные барьеры.

Внутренние:
• скептическое отношение к этике в бизнесе;
• пессимизм (ничего тут не изменишь; воровали и воровать будем);
• фатализм (зло всесильно, оно побеждает всегда и везде);
• перекладывание ответственности на других;
• неуверенность в своей моральной последовательности;
• моральная несдержанность;
• страх стать неконкурентоспособным;
• завышенная самооценка.

Информация о работе Этика бизнеса: предмет и специфика