История международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:45, реферат

Описание

Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют".

Работа состоит из  1 файл

история международных отношений.doc

— 399.50 Кб (Скачать документ)

 

Об’єднання  Німеччини. Договір про остаточне  врегулювання стосовно Німеччини 

Принципиальная  договоренность об объединении Германии была достигнута между СССР и США во время встречи М.С.Горбачева и Дж.Буша на Мальте в декабре 1989 г., когда стало ясно, что в ГДР к власти пришли сторонники демократизации и реформирования страны по западному образцу. Нужно было договориться об условиях объединения. Во-первых, следовало определить формулу переговоров. Имелось два ее варианта – «два плюс четыре» или «четыре плюс два». При первом основными участниками выработки соглашения становились два германских государства, к которым на каком-то этапе должны были присоединиться великие державы – участницы антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны. При втором – условия объединения должно было вырабатываться только четырьмя странами бывшей антигитлеровской коалиции, а двум германским государствам был бы предложен для присоединения к нему уже подготовленный документ. Во-вторых, нужно было прояснить вопрос о границах единой Германии. В этом вопросе не было оснований ждать осложнений, так как оба германских государства порознь уже давно подтвердили признание границ по Одеру и Нейсе. Требовалось лишь найти форму, в которой это признание было бы зафиксировано Германией объединившейся. В-третьих, было необходимо договориться о статусе будущей единой Германии – станет ли она нейтральным государством, как долгое время настаивал Советский Союз, или сохранит право входить в военно-политические союзы. Вопрос объединения тревожил западноевропейские государства. Наибольшие сомнения испытывала Франция. Париж опасался, что с возникновением единого немецкого государства соотношение сил в тандеме Франция – ФРГ изменится в пользу последней. Кроме того, было не ясно, как отнесется будущая единая Германия к предложенному Францией плану углубления валютно-финансового союза западноевропейских стран и введению в перспективе единой европейской валюты. Еще 6 декабря 1989 г. на встрече с М.С.Горбачевым в Киеве президент Франции Франсуа Миттеран высказывался в том смысле, что два суверенных немецких государства должны и впредь существовать порознь. Сдержанно перспективы быстрого объединения Германии оценивала глава британского кабинета М.Тэтчер. Однако в апреле 1990 г. на сессии Европейского совета в Дублине было достигнуто соглашение о едином подходе стран Европейского сообщества к вопросу объединения Германии. Стараясь развеять сомнения партнеров, ФРГ на этом заседании согласилась ускорить работы по созданию валютного союза западноевропейских государств. ФРГ также присоединилась к Шенгенским соглашениям. В ответ Франция, Британия, Италия и другие страны ЕС высказались в поддержку объединения Германии. Этот процесс пошел по формуле «два плюс четыре». Инициатива в нем принадлежала ФРГ. В ноябре 1989 г. канцлер Г.Коль огласил программу поэтапного объединения Германии из 10-ти пунктов. Главным среди них было безоговорочное признание будущей единой Германией существующих европейских границ. Для согласования своего плана с СССР западногерманское руководство вело перего-{?}воры с советскими представителями на протяжении первой половины 1990 г. К маю 1990 г. ФРГ добилась от Советского Союза не только понимания в вопросе о политико-правовых механизмах объединения с ГДР, но и согласия на участие объединенной Германии в НАТО. В июле 1990 г. на встрече М.С.Горбачева и Г.Коля в Железноводске были выработаны условия вывода советских войск из ГДР, что обусловливалось сокращением единой Германией численности вооруженных сил и подтверждением ею отказа от производства и обладания атомным, биологическим и химическим оружием. Понимая, что объединение Германии, помимо Франции и СССР, может беспокоить Польшу, правительство Г.Коля провело переговоры с польским руководством. Германская сторона заявила об отсутствии у нее территориальных претензий к кому бы то ни было. По настоянию Г.Коля в марте 1990 г. бундестаг ФРГ принял специальную резолюцию о нерушимости послевоенных границ Германии с Польшей. Успех в урегулировании внешних аспектов германского вопроса позволил Г.Колю начать реализацию его плана. В феврале 1990 г. было объявлено о создании между ГДР и ФРГ валютного союза, основой которого должна была стать западногерманская марка. Союз был выгоден населению Восточной Германии, которое получало возможность по льготному курсу обменять «слабую» восточногерманскую валюту на «сильную» марку ФРГ. Симпатии немцев на востоке страны были на стороне Г.Коля. В марте 1990 г. в ГДР состоялись первые в ее истории выборы на основе подлинно многопартийной системы. Победил блок некоммунистических партий «Альянс за Германию», выступавший за объединение страны на основе западногерманской конституции – фактически за присоединение ГДР к ФРГ. В мае 1990 г. новое правительство ГДР во главе с Лотаром де Мезьером заключило с ФРГ договор о валютном, экономическом и социальном союзе, который фактически делал обе страны единым целым во всем, за исключением сферы международных отношений и обороны. 21 июня 1990 г. между ГДР и ФРГ был заключен Государственный договор об объединении Германии, который, однако, мог вступить в силу только после урегулирования внешних аспектов германской проблемы. 22 августа 1990 г. Народная палата ГДР приняла решение о присоединении к ФРГ с 3 октября 1990 г. С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне, Берлине и Париже состоялось три тура многосторонних переговоров по Германии в соответствии с формулой «два плюс четыре». Внешние аспекты объединения Германии были урегулированы 12 сентября 1990 г. подписанием в Москве Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Он был подписан министрами иностранных дел двух германских государств, СССР, США, Великобритании и Франции в присутствии президента СССР М.С.Горбачева. В международно-правовом отношении он представлял собой окончательное мирное {?} разрешение германской проблемы. Статус Германии как суверенного государства восстанавливался, а права бывших оккупирующих держав в отношении обеих частей Германии прекращались. Объединение Германии состоялось Ъ октября 1990 г. Территория бывшей ГДР превратилась в пять новых земель ФРГ. Аналогичным образом были объединены две части Берлина. Советские войска могли оставаться на территории бывшей ГДР до конца 1995 г. (в 1994 г. они были выведены досрочно). Германия приняла на себя обязательства по финансированию содержания выводимых советских войск и обустройства их в новых местах дислокации на советской территории. Кроме того, германская сторона после вывода советских войск была обязана воздерживаться от размещения на территории восточных земель Германии иностранных вооруженных сил, ядерного оружия или его носителей.

 

Міжнародні  наслідки кризових явищ в соціалістичному  таборі. Розрив Албанії з СРСР. Радянсько-китайський конфлікт.

Когда в 1960 развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В 1961 она прекратила сотрудничество с Организацией Варшавского договора, а в 1962 - с СЭВ. В 1961-1978 Албания осталась единственным союзником Китая в Европе. Когда в 1966 в КНР развернулась "культурная революция", Албания последовала примеру "старшего брата". В 1968 после вторжения по инициативе СССР в Чехословакию Албания официально вышла из Организации Варшавского договора. В 1970-1980-е годы Албания установила дипломатические отношения со многими странами Западной Европы. После смерти Мао Цзедуна в 1976 (тесные связи с Китаем прервались в 1978), смерти албанского лидера Энвера Ходжи в 1985, а также после полного краха европейского коммунизма в 1989-1990 Албания постепенно заняла менее радикальную позицию в международных отношениях. Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопроводился расколом международного коммунистического движения.  Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Н.С.Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники - (Лю Шаоци и др.) подверглись уничтожающей критике в годы «культурной революции». Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества.Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский на реке Уссури.

 

 

 

Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское  сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза  возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием  договора было введение евро как европейской  валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

Страны, подписавшие  Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять  страны, вступающие в Европейский  валютный союз: Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП. Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и  поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне. Уровень инфляции не должен превышать более, чем на 1.5 % среднего значения трёх стран — участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией. Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь  голосует против.Австрия, Финляндия (с  Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской  ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария  и Лихтенштейн.

Формування  нової системи міжнародних відносин у 1990-х рр.

С начала 1990-х  годов было очевидно и широко признано, что система международных отношений, основанная на противоборстве и взаимодействии двух

«центров силы»  прекращает свое существование. Это  подразумевало, что произойдут далеко идущие перемены в правовых, институциональных  основах миропорядка. Те институты  и международно-правовые нормы, которые были порождены условиями глобальной биполярности, будут адаптированы к новой реальности.

Тектонические сдвиги на международной арене были вызваны исчезновением с политической карты мира одного из двух центров  силы, на которых крепился каркас биполярной системы. Это детерминировало ряд особенностей процесса становления новой модели международных отношений.. Во-первых, обвальный характер распада биполярной системы и отсутствие каких-либо формально-юридических документов, фиксирующих эту ситуацию, предельно размывает характер базовых параметров нарождающейся модели международных отношений. Во-вторых, в силу этого фаза становления новой модели приобретает тягучий характер — заканчивается десятилетие, а говорить о завершении данного процесса не приходится. В-третьих, никогда раньше не было такой ситуации, чтобы становление новой модели, ее параметры в такой мере зависели от единственной оставшейся супердержавы — США. Наконец, никогда ранее этот процесс не сопровождался таким обилием острых региональных кризисов, в ходе которых отрабатывается модус взаимоотношений основных центров силы, формируется новая структура системы международных отношений. На сегодняшний день безусловно державой номер один являются Соединенные Штаты. Они не скрывают своего стремления превратить XXI век в «американский век», когда весь мир будет обустроен по образцу и подобию США, :когда американские ценности приобретут универсальный характер, а сама Америка станет центром мироздания. Они готовь! использовать для этого весь имеющийся в их распоряжении набор средств, включая военную силу. 90-е годы уже дали немало примеров, подтверждающих этот тезис. События на Балканском полуострове, в районе Персидского залива, на Гаити и в Сомали демонстрируют готовность правящей элиты США использовать военную силу не просто для урегулирования региональных конфликтов, а для навязывания американской воли противоборствующим странам. Подобные устремления США вступают в явное и весьма жесткое противоречие с набирающим все больший размах процессом плюрализации мирового сообщества, о котором мы говорили ранее. Возникает и другой вопрос: хватит ли у США ресурсов для того, чтобы закрепиться на позициях мирового гегемона? А если не хватит (большинство аналитиков полагают, что в конечном итоге именно так и будет), то каким образом это скажется на состоянии системы международных отношений? В 90-е годы достаточно отчетливо проявилось столкновение двух тенденций в развитии мирового сообществу. С одной стороны, в мире (в Европе) набирают размах интеграционные процессы, которые ведут к укреплению наднациональных начал в экономике и политике. Однако одновременно идет и другой процесс —рост национального самосознания, что нередко порождает всплески национализма, резко не приемлющие любые попытки ущемления государственного суверенитета в пользу наднациональных структур. Конфликт между этими тенденциями налицо, и пока ни у кого нет надежных рецептов снятия этого противоречия.

Уже сегодня  сложилось немало геополитических  зон, где в наиболее острой форме  происходит столкновения этих тенденций. Крупнейшей такой зоной является постсоветское пространство. Сам факт почти мгновенного распада одной из супердержав породил такой каскад проблем, которых с избытком хватит на несколько десятилетий. Прежде всего, на месте СССР образовался огромный вакуум силы, ибо Российская Федерация явно не в состоянии выполнять те функции на международной арене, которые лежали на СССР. Но вакуум силы, как показывает исторический опыт, вещь чрезвычайно опасная. Немедленно появляются претенденты, чтобы его заполнить, возникают новые узлы противоречии, конфликты.

Вплив на світову  політику процесів дезінтеграції СРСР, їх геополітичні і військово-стратегічні  наслідки.

"Кто не  жалеет о крушении Советского  союза, у того нет сердца, а  кто жалеет - у того нет головы", СССР был вторым мировым полюсом после Второй мировой., поэтому роспуск Союза стал окончанием периода биполярного развития мира. Распад СССр можна считать заверщаюшим событием послевоенной эпохи. Ялтинско-потсдамская система перестала существовать. Это не вызвало значительных катаклизмов. Стабильность системы международных отношений сохранилась.

Міжнародні  аспекти виходу на світову арену  незалежної України, формування її міжнародно-політичних позицій.

В первые годы Украинской независимости наблюдалось активное развитие национальной политики. Главные решения касались новых правительственных агентств, финансирования, и других лиц, ответственных за новую политику.

Основные принципы внешней политики определялись Декларацией  о государственном суверенитете Украины (июль 1990 г.). В разделе "Международные отношения" провозглашался миролюбивый характер внешней политики Украины, формулировались ее стратегические направления.Обретение независимости и прекращение существования СССР создали вполне легитимные условия для внешнеполитической деятельности Украины на качественно новой основе - самостоятельности и равноправия в международных отношениях.

Первым шагом  на этом пути столо признание Украины  странами мирового сообщества. К началу 1993 г. Украину в качестве независимого государства признали 132 страны мира, из котоых 106 установили с ней дипломатические связи. За этот же период республикой было подписано 26 межгосударственных и около 90 межправительственных соглашений.

Во внешнеполитическом курсе Украины первой половины 90-х годов выделяется несколько направлений. Главным среди них были участие в общеевропейском процессе, деятельность в составе международных организаций, двустороннее сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья, участие в процессе разоружения, международные экономические связи.

Молдое украинское госсударство на весь мир заявило  о своем стремлении достичь безъядерного статуса. Но, отказываясь от огромного ядерного потенциала, унаследованного Украиной от СССР, ее народ хотел получить твердые международные гарантии своей безопасности, государственной целостности.

Для мирового содружества  эти вопросы имели первоочередное значение, поскольку Украина была третьей после России и США  ядерной страной в мире.

Учитывая новые  геополитические реальности, сложившиеся в мире и в Европе после окончания «хо войны», Украина проводит взвешенную, сбалан­сированную международную политику, стремясь, с одной стороны, развивать отношения со странами Запада и международными  организациями в Европе, а с другой — развивать равноправные добрососедские отношения с Россией и другими странами ближнего зарубежья.

 

Розпад  СФРЮ і міжнародне співтовариство. Боснійський конфлікт (1992-1995). Створення  Міжнародного трибуналу для колишньої  Югославії (1993) і його діяльність. Косовська криза (1998-2000), проблема албанського сепаратизму.

В ходе гражданской  войны и распада от СФРЮ в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН.

В Косово и Метохию, для урегулирования согласно мандату  ООН межэтнического конфликта между  сербским и албанским населением, США и их союзники провели военную  операцию по оккупации автономного края Косово, который оказался под протекторатом ООН.

Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. — Союзная Республика Югославия, (СРЮ), с 2003 по 2006 г. — конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГCCЧ). Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Босни́йская война́ (6 апреля 1992 — 14 сентября 1995; босн. и  хорв. rat u Bosni i Hercegovini, серб. рат у Босни и Херцеговини, грађански рат у Босни и Херцеговини, агресија на Босну и Херцеговину) — острый межэтнический конфликт на территории Республики Босния и Герцеговина (бывшая СР Босния и Герцеговина в составе Югославии) между вооружёнными формированиями сербов (Войско Республики Сербской), мусульман-автономистов (Народная Оборона Западной Боснии), боснийцев (Армия Республики Босния и Герцеговина) и хорватов (Хорватский совет обороны). На начальном этапе войны участие также принимала Югославская народная армия. В дальнейшем в конфликт были вовлечены армия Хорватии, добровольцы и наёмники со всех сторон, и вооружённые силы НАТО. Общее число убитых составило порядка 100 тысяч человек. Разрушено 2 000 км дорог, 70 мостов, все железные дороги; две трети всех построек на территории нового государства пострадали

Информация о работе История международных отношений