История международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:45, реферат

Описание

Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют".

Работа состоит из  1 файл

история международных отношений.doc

— 399.50 Кб (Скачать документ)

К тому времени (еще 31 октября) в Москве уже было принято принципиальное решение  о подавлении венгерского восстания.

3 ноября в  Москву прибыла полномочная делегация  правительства И.Надя во главе  с министром обороны генералом Палом Малетером. Она намеревалась начать переговоры с руководителями СССР о выводе из Венгрии советских войск. Делегация была арестована органами КГБ.

На следующий  день советские войска под командованием  маршала И.С.Конева начали наступление на Будапешт с целью подавления «контрреволюционного мятежа».

И.Надь укрылся  в посольстве Югославии в Будапеште. 22 ноября, получив гарантии свой личной безопасности от Я.Кадара, он покинул здание посольства, но был сразу же арестован и под охраной депортирован в Румынию. В 1958 г. он был осужден в ходе закрытых судебных заседаний и расстрелян.

 

Берлинский  кризис 1958-1961 г.

Один из наиболее напряжённых моментов холодной войны.

После того как  Советский Союз фактически передал  свою часть Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. С точки зрения СССР эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство.

В связи с  этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного  управления Западного Берлина и  превращение Западного Берлина  в демилитаризированный свободный  город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был  намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор. Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кемп-Дэвиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

17 апреля 1961 г.  Хрущёв выдвинул новый ультиматум  по берлинскому вопросу, объявив,  что СССР ещё до конца года  заключит мирный договор с  ГДР и передаст ей всю полноту  власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина.

25 июля 1961 г.  президент Кеннеди в своем  выступлении перечислил ряд мер по повышению боеспособности американских вооруженных сил, а 28 июля выступил с заявлением, подтверждавшим решимость США защищать Западный Берлин. 3 августа Конгресс США одобрил выделение дополнительных средств на закупку вооружений и призыв 250 тыс. резервистов. 14 августа командование ВМС США объявило, что задерживает на дополнительный срок до одного года увольнение в запас 26 тыс. офицеров и матросов. 16 августа 113 частей Национальной гвардии США и резерва были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Президент Кеннеди приказал направить в Западный Берлин войсковой контингент численностью в 1,5 тыс. человек. В случае необходимости предполагалось направить в Берлин дополнительную американскую дивизию.

Уровень жизни  в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась, власти ГДР не могли конкурировать с искусственно созданным процветающим оазисом. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу. Берлинская стена на долгие годы стала символом конфронтации, именно здесь теперь была граница враждующих блоков. Начались переговоры между Хрущевым и авторитетными западными политиками (Дж. Кенанном, Д. Раском и др.) для того, чтобы заключить неформальное соглашение по Западному Берлину. 24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил. 12 сентября Ф. Козлов, выступая в Пхеньяне, заявил о том, что срок ультиматума для подписания мирного договора с ГДР продлен. На следующий день два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолетам, летевшим в Западный Берлин.

В сентябре —  октябре 1961 г. американская военная  группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек и был проведен целый ряд учений.

26–27 октября  в Берлине возник конфликт, известный  как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. К КПП "Чарли" прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса.

 

Війна США на Індокитайському півострові. Паризькі угоди і закінчення війни у В’єтнамі

Война во Вьетнаме — один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, оставивший заметный след в культуре и занимающий существенное место в новейшей истории США и Вьетнама. Война началась как гражданская в Южном Вьетнаме; в дальнейшем в неё вмешались Северный Вьетнам — при поддержке СССР и Китая, а также США и ряд других стран. Таким образом, с одной стороны война велась за воссоединение двух частей Вьетнама и создание единого государства, а с другой — за сохранение независимости Южного Вьетнама. По мере развития событий Вьетнамская война оказалась переплетена с шедшими параллельно гражданскими войнами в Лаосе и Камбодже. Все боевые действия в Юго-Восточной Азии, проходившие с конца 1950-х годов и до 1975 года, известны как Вторая индокитайская война.

Войну можно  разделить на несколько периодов: Партизанская война в Южном Вьетнаме (1955—1964). Полномасштабное военное  вмешательство США (1965—1973). Завершающий  этап войны (1973—1975). Согласно Женевским соглашениям, территория Вьетнама была временно разделена по 17-й параллели (где была создана демилитаризованная зона) на две части. Северный Вьетнам перешёл под контроль Вьетминя, и, соответственно, стал территорией ДРВ. Южный Вьетнам оставался под властью назначенной французами местной администрации, причём Франция ещё до соглашений успела формально предоставить Вьетнаму независимость. Здесь у власти находился профранцузски настроенный император Бао Дай. Воссоединение страны предполагалось осуществить после всеобщих свободных выборов, которые должны были состояться не позднее середины 1956 года. 2 августа 1964 года в Тонкинском заливе произошёл бой между американским эсминцем «Мэддокс», выполнявшем радиоэлектронную разведку у берегов Северного Вьетнама, и северовьетнамскими торпедными катерами, первый из двух так называемых «Тонкинских инцидентов». Сам факт этого боя (в отличие от последующих событий) не оспаривается никем из исследователей, однако в описании его деталей существуют значительные расхождения. С середины 1965 по середину 1969 года силы США проводили крупномасштабные наступательные операции в Южном Вьетнаме, направленные на обнаружение и уничтожение крупных подразделений и частей НФОЮВ и северовьетнамской армии. Эта стратегия «найти и уничтожить» (search and destroy) была разработана главнокомандующим американскими силами в этот период генералом Уильямом Уэстморлендом, который рассматривал войну в традиционном стиле — как боевые действия между крупными силами.

Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме — дипломатическое соглашение, подписанное в Париже 27 января 1973 года по итогам 4-летних переговоров сторон, участвовавших во Вьетнамской войне. Соглашение было подписано министрами иностранных дел Северного Вьетнама, Южного Вьетнама, США и Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (НФОЮВ). Парижское соглашение было призвано прекратить Вьетнамскую войну, шедшую с конца 1950-х годов в виде гражданской войны между двумя частями Вьетнама с последующим вмешательством США и ряда других государств. Однако, как и в случае с Женевскими соглашениями 1954 года, враждующие стороны многократно нарушали подписанные договорённости, так как механизм контроля за их выполнением был недостаточным.

 

 

 

 

Карибська (Кубинська ракетна) криза (1962). Женевська Нарада глав урядів чотирьох держав 1955 р. Державний договір з Австрією (1955). Міжнародні наслідки періоду десталінізації в СРСР.

Кари́бский кризис — чрезвычайно  напряжённое противостояние между  Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» (исп. Crisis de Octubre), в США распространено название «Кубинский ракетный кризис» (англ. Cuban missile crisis). Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров. Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы. Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята. Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения

Женевское совещание глав правительств четырёх держав 1955, совещание  глав правительств СССР (Н. А. Булганин), США (Д. Эйзенхауэр), Великобритании (А. Иден) и Франции (Э. Фор); состоялось 18—23 июля в Женеве (Швейцария). В повестку дня совещания были включены германский вопрос, вопрос о европейской безопасности, о разоружении, о развитии контактов между Востоком и Западом. Учитывая возражения западных держав против выдвинутого в 1954 советского проекта Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе, Советское правительство предложило совещанию план осуществления европейской безопасности в два этапа, причём на первом этапе сохранялись в силе как Североатлантический договор 1949 (см. в ст. Организация Североатлантического договора), так и Варшавский договор 1955Советская делегация выступила против планов ликвидации ГДР и вовлечения всей Германии в западный военный блок, выдвигавшихся западными державами под видом программы объединения Германии путём «свободных выборов».. Советская делегация указывала на необходимость нормализации отношений между двумя германскими государствами и высказалась за их участие в системе коллективной безопасности в Европе. По вопросу о разоружении Советское правительство, учитывая, что советские предложения от 10 мая 1955 (см. в ст. Разоружение) привели к значительному сближению точек зрения между СССР и западными державами, высказалось за осуществление некоторых основных мероприятий в области разоружения, по которым позиции держав либо полностью совпали, либо значительно сблизились  Главы правительств высказались за развитие экономических и культурных связей между Востоком и Западом. Во время совещания состоялся неофициальный обмен мнениями по назревшим проблемам Азии и Дальнего Востока. В принятых Директивах совещание поручило министрам иностранных дел продолжить рассмотрение вопросов, обсуждавшихся главами правительств, чему было посвящено Женевское совещание министров иностранных дел четырёх держав 1955.

Государственный договор о восстановлении независимой  и демократической Австрии (1955), договор  между четырьмя великими державами  — участницами антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне 1939—45: СССР, США, Великобританией и Францией, с одной стороны, и Австрией (которая была в марте 1938 захвачена фашистской Германией и освобождена в марте — начале мая 1945 в результате разгрома фашистской Германии) — с другой. Подписан 15 мая 1955 в Вене. Заключению договора предшествовали длительные переговоры, в ходе которых западные державы, стремившиеся превратить территорию Западной Австрии в плацдарм НАТО (см. Организация Североатлантического договора), затягивали решение австрийского вопроса. Советско-австрийские переговоры, состоявшиеся в Москве 12—15 апреля 1955 по инициативе правительства СССР, привели к достижению договорённости по наиболее важным вопросам, связанным с подписанием договора. В Московском меморандуме, опубликованном позднее, Австрия взяла на себя обязательство проводить политику постоянного нейтралитета. Договор положил конец оккупации Австрии войсками четырёх держав, восстановил суверенитет и независимость австрийского государства в границах, существовавших на 1 января 1938. Подписавшие договор великие державы взяли на себя обязательство уважать независимость и территориальную целостность Австрии. В договор включены статьи, запрещающие аншлюс (присоединение) Австрии к Германии, вступление Австрии в политический или экономический союз с Германией в какой-либо форме. Договор обязывает австрийское правительство обеспечить демократические свободы в стране, не допускать деятельности нацистских и фашистских организаций. В соответствии с экономическими положениями договора Австрии были переданы бывшие германские активы и (за соответствующую компенсацию) бывшие советские предприятия в Восточной Австрии. Договор вступил в силу 27 июля 1955. Вывод оккупационных войск из Австрии завершился 25 октября 1955. Договор явился вкладом в дело разрядки международной напряжённости и укрепления мира в Европе, создал необходимые предпосылки для развития независимой Австрии, подъёма её экономики и культуры. 26 октября 1955 австрийский парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете Австрии.

Процесс десталинизации в СССР повлиял на другие страны соц. лагеря, вызвав антисталинские и антисов. выступления в Польше и Венгрии, в первом случае закончившиеся компромиссом, а во втором - кровопролитными боями при введении сов. войск в Будапешт. Попытку использовать эти события против нового курса предприняла группа В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М.Кагановича и др.

 

Виникнення  позитивних тенденції у відносинах Захід-Схід в друг. пол. 1950-х - поч. 1960-х  рр.

Информация о работе История международных отношений