История международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:45, реферат

Описание

Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют".

Работа состоит из  1 файл

история международных отношений.doc

— 399.50 Кб (Скачать документ)

 

Междунаро́дный  трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

В октябре 1992 года Совет Безопасности ООН учредил  комиссию экспертов по расследованию  и анализу информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм международного права на территории бывшей Югославии. За год с небольшим специалисты исследовали 65 тысяч полученных из разных источников материалов, провели 32 исследовательские миссии. Выводы гласили: всемирной организации надлежит немедленно создать судебный орган для расследования и наказания военных преступлений. Трибунал имеет мандат Совета Безопасности ООН — резолюция 827, принятая 25 мая 1993 года. Этим он отличается от классических международных судов, которые создаются международным договором. МТБЮ рассматривает военные преступления, совершённые на территории Югославии с 1991 года, связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.

Деятельность  Трибунала ограничена временными и  географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.

В мае 1993 года был  создан МТБЮ для преследования лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и до даты, которую СБ определит после восстановления мира (резолюции № 808 и 827). Резолюция о создании Трибунала была принята единогласно Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса (в том числе 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев). Обвинения Гаагского трибунала выдвинуты против лидеров боснийских сербов Р. Младича и Р. Караджича. Также обвиняемым на судебном процессе в Гааге являлся бывший президент Югославии С. Милошевич, скончавшийся в тюрьме Трибунала.

Ко́совская  война́ — вооружённый конфликт, вспыхнувший из-за отмены автономии  Косово и Метохии.Выделяют две фазы Косовской войны:28 Февраль 1998 — 24 марта 1999: Конфликт между албанскими сепаратистами и югославскими силами безопасности. 24 марта — 10 июня 1999 год.: Война НАТО против Югославии с одновременным наступлением албанских сил.

В конце 1980-х  немецкая разведка восстанавливает так называемаемую «спящую агентуру» в Югославии и в Албании. В Албании немецкие спецслужбы поддержали Сали Беришу, благодаря чему его партия одержала победу на выборах 1992 года. Одновременно ФРГ наладило контакты с Армией освобождения Косова, которая финансировалась и вооружалась Федеральной разведслужбой Германии.  Опера́ция «Сою́зная си́ла» (англ. Operation Allied Force) — военная операция (некоторыми экспертами квалифицируется как агрессия)[8] блока НАТО против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, которая нанесла огромный урон экономике и окружающей среде Сербии и привела к выводу югославских войск и изгнанию славянского и цыганского населения с территории края Косово и Метохия.

Другими итогами  войны стали:переход Косово под контроль сил НАТО и албанцев;  провозглашение 17 февраля 2008 года албанскими властями края частично признанного государства Республика Косово (алб. Republika e Kosovës, серб. Република Косово); строительство на оккупированной территории (без согласия сербских властей) американской военной базы Кэмп-Бондстил.

 

 

 

 

Інтеграційні  процеси в євроатлантичному регіоні  на рубежі ХХ – ХХІ ст. Поглиблення  інтеграції в рамках ЄС, запровадження  єдиної європейської валюти, розширення ЄС.

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП — примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.  Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага декларировалась желанием подвести черту под разъединением Европы на два блока после Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их возвращения к социализму. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом. 16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами. 1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членами Евросоюза.

После присоединения  к ЕС десяти новых стран, уровень  экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП. Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза фактически неработающим оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. В нынешней ситуации, если в любой из 25-ти стран референдум или парламентское голосование по проекту Конституции ЕС провалится, то весь Евросоюз может остаться без основного закона.

1 января 2007 года  состоялось очередное расширение  Евросоюза — вхождение в него  Болгарии и Румынии. 17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Несмотря на показное единство, внутри Евросоюза существует жесткий конфликт между двумя блоками. Один блок – это так называемая «старая Европа» - в первую очередь это союз Германии и Франции плюс примкнувших к ним сопредельных государств. Их цель – развивать Евросоюз как противовес США, а евро как противовес доллару. Понятно, что они выражают интерес в первую очередь ведущих капиталистов европейских стран ослабить конкуренцию со стороны США. Второй блок – т.н. «новая Европа» - это Великобритания плюс государства недавнего реставрированного капитализма – Восточная Европа и Прибалтика. Правящие круги этих стран, пришедшие к власти на антикоммунистической волне, как правило, благоговеют перед США и «не понимают» антиамериканской позиции Германии и Франции. Эти страны используются руководством США как «троянский конь» внутри Евросоюза. При этом если страны «новой Европы» выступают с агрессивно антироссийскими позициями, то Германия, Франция и их союзники из прагматических соображений выступают за дружбу с Россией.

 

Розширення  НАТО на схід. Позиція України щодо інтеграційних процесів.

Для України, як і всіх держав Центральної та Східної  Європи, важливим геополітичним чинником є загальноєвропейський процес, входження до європейського і світового загалу на засадах цінностей західної демократії. Цьому підпорядковані зовнішньополітичні пріоритети, налагодження принципово нових дво- та багатосторонніх відносин, а також відповідна внутрішня трансформація. Стрижнем цього процесу є положення Підсумкового акта про відсутність територіальних претензій один до одного всіх учасників Організації безпеки і співробітництва в Європі (ОБСЄ), про непорушність кордонів, Що склалися історично. На відміну від деяких інших країн, Україна не висуває територіальних претензій до своїх сусідів. Збільшення числа суб´єктів зовнішньополітичної діяльності в Центральній та Східній Європі ускладнює взаємодію держав. Це разом з іншими чинниками спричинило порушення балансу сил в регіоні, зміцнило позиції провідних держав Заходу. Не дивно, що загальною спрямованістю більшості країн, які постали на руїнах східного блоку, є прагнення до взаємодії з Європейським Союзом, намагання якомога швидше прикритися «парасолькою НАТО». Держави Заходу схвалюють бажання східноєвропейських країн брати участь у європейських інтеграційних процесах, але підтримують не пряму участь, а перехідні форми. Так, спеціальна угода про асоціацію з ЄЄ 1991 р. передбачала пільги Польщі, Угорщині й тодішній Чехо-Словаччині в торгівлі. Згодом такий статус отримали Болгарія, Румунія та інші країни. В 1994 р. було підписано угоду про співробітництво з Україною. Хоча ця угода й не надає статусу асоційованого членства, вона сприяє розширенню взаємодії обох сторін.Перспектива інтеграції східноєвропейських країн до західних структур не є близькою, але стимулює прагнення молодих держав до загальноєвропейських стандартів. Один із перехідних варіантів — створення спеціальних структур, наближених до західних організацій, що уможливлює діалог, консультації з ними. Такою структурою є Рада північноатлантичного співробітництва, створена наприкінці 1991 р. Практика регулярних консультацій у межах ЄС передбачає проведення зустрічей на рівні його керівництва та міністрів закордонних справ, оборони країн молодої демократії. Входження нових країн до ЄС — це результат копіткої діяльності сторін. Україні належить пройти цей шлях.Для сучасної України особливо важливим є регіон Центральної та Східної Європи, відповідні об´єднання країн цієї частини континенту. Вона докладає чимало зусиль для розширення відносин у межах Центральноєвропейської ініціативи (ЦЄІ). Важливим зрушенням у цьому напрямі стало набуття нею 1996 р. статусу повноправного члена ЦЄІ, що є відчутним кроком до реалізації стратегічної мети — вступу до ЄС, інтегрування в європейський економічний простір. В настоящее время НАТО подверглась большим изменениям. Сейчас имеются возможности выполнить задачи, .которые в годы «холодной войны» были лишь отдаленной перспективой. Необходимость в обеспечении надежной безопасности не исчезла и остается главной задачей Североатлантического союза. Однако, после ликвидации идеологического, политического и военного раздела Европы и мира в целом центр тяжести в деятельности Североатлантического союза изменился. Теперь, в условиях отсутствия разделительных линий, НАТО может в сотрудничестве с государствами партнерами заниматься укреплением безопасности в масштабах всего евроатлантического региона, чем и вызван выход НАТО за пределы своей традиционной географической зоны действия. 2 апреля 2004 к 19 членам Организации Североатлантического договора (НАТО) добавляются еще 7 стран. В этот день в евро-американский военный союз вступают славянские страны Болгария, Словения и Словакия, православная Румыния, некогда советские Эстония, Латвия и Литва. Так в сферу деятельности НАТО окончательно включена вся территория, некогда занимаемая странами Варшавского договора — оборонительной организации, созданной в Варшаве в 1955 г. при активной роли Советского Союза как раз с целью противостояния НАТО.

Акт принятия в  НАТО новых членов состоится ранее  объявленного срока. Первоначально  проведение торжественной церемонии с поднятием национальных флагов новых членов было запланировано на конец июня во время саммита НАТО в Стамбуле. О причинах спешки не сообщается, но известно, что Россия в последнее время ужесточила позицию по поводу расширения НАТО, и прежде всего присутствия на территории новых членов блока американских баз. Однако новый генеральный секретарь военного блока голландец Яап де Хооп Схеффер объявил, что эту экспансию никак нельзя назвать враждебной России, так как, по его мнению, расширение НАТО способствует укреплению безопасности и демократии в Европе.


Информация о работе История международных отношений