История международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:45, реферат

Описание

Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют".

Работа состоит из  1 файл

история международных отношений.doc

— 399.50 Кб (Скачать документ)

Термины

Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют". Западные политологи считают, что международные отношения - это "взаимодействие между двумя или более государствами", а внешняя политика как внешнее действие одной нации. Различные точки зрения на понятие международных отношений сводятся по существу к двум способам исследования этих отношений. В первом случае международные отношения рассматриваются как особый род общественных отношений, в другом - сводятся к взаимодействию их участников. Имеется ряд трактовок проблемы взаимодействия международной и внутренней политики. Первая точка зрения отдает приоритет в этом взаимодействии международным отношениям. Её сторонники считают, что внутренняя политика государства определяется развитием внешних факторов (географический детерминизм, геополитические концепции).

Дипломатия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств.

С понятием дипломаатия связывают  искусство ведения переговоров  для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Внешняя политика - политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

 

Международный порядок

Понятие «международный порядок» относится к глобальной социальной общности, образованной совокупностью различных общественных субъектов, действующих на мировой арене. Международный порядок — это такое устройство международных (прежде всего межгосударственных) отношений, которое призвано обеспечить основные потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития. В данном случае речь вдет об институциональном понимании, которое, конечно, не исчерпывает всего содержания понятия «международный порядок».

В литературе, посвященной  анализу международных отношений  не существует однозначного, общепризнанного  определения международного порядка. Некоторые исследователи склонны  сводить его к совокупности юридических  норм, сводя тем самым к международному праву, другие делают упор на международную стабильность, третьи связывают с сохранением на международной арене определенного статус-кво в отношениях между государствами. Например, с точки зрения американского автора Т. Франка, основу международного порядка составляет законность — совокупность правил, созданных в ходе общепринятых юридических процедур, характеризующихся ясностью, взаимосвязанностью и вписывающихся в существующую систему международного права. Однако с позиций, основанных на существовании международного общества, такая точка зрения представляется слишком узкой, поскольку она не только сводит проблему международного порядка к межгосударственным отношениям, но и эти последние рассматривает лишь в одном измерении.

Поскольку содержание термина «международный порядок» традиционно  связано с межгосударственными отношениями, С. Хоффманн предложил отличать его от термина «мировой порядок». С этой точки зрения, международный (а вернее сказать, межгосударственный) порядок вполне может существовать без наличия мирового порядка. В качестве примера можно привести государства, между которыми существуют отношения взаимного уважения и в то же время полного безразличия к внутренним делам друг друга, что делает возможным в том или ином из них геноцид или экономическую эксплуатацию основной массы населения. Напротив, мировой порядок немыслим без создания эффективных процедур межгосударственного сотрудничества, предполагающих особый международный порядок, отвечающий общим основным целям и ценностям их граждан. В юридических терминах речь идет о различии между правами государств (взаимном уважении суверенитета) и правами человека.

К. Ясперс понимал  мировой порядок как «принятое  всеми устройство, возникшее вследствие отказа каждого от абсолютного суверенитета», как общечеловеческие ценности и юридические нормы, как «правовое устройство мира посредством политической формы и связывающего всех этоса».

 

Періодизація  історії міжнародних відносин після 1945р.

Яськов:

  1. 1945-кін.1950-х. Повоєнна реконструкція, біполярність, НТР.
  2. Кін. 1950-х-середина 1970-х. Холодна війна, суспільство споживання, інтеграційні процеси, завершення формування індустріального суспільства.
  3. Середина 1970-х-кінець 1980-х. Завершення холодної війни, структурні кризи в західних економіках, недосконалість системи державного регулювання економікою, неоконсерватизм, 2-й етап НТР, постіндустріальне інформаційне суспільство.
  4. Від початку 1990-х. Тенденція до однополісності, зіткнення цивілізацій, глобалізація, інформаційне суспільство.
  5. Доповнюючи Яськова Грищенко виділяє ще один етап. З середини 2000-х. Розвиток інформаційного суспільства, мереживне суспільство (network society).

Грищенко(періодизація новітньої історії, а не МВ):

  1. 1945 – кінець 1950-х, початок 1960-х. Завершальний етап історії індустріального суспільства.
  2. 1960-ті – початок 1990-х. Початок постіндустріальної доби.
  3. 1990-ті. Інформаційна епоха.
  4. Початок XXI ст.. Постінформаційне суспільство (глобалізація інформаційного охоплення). Для періоду характерна економіка послуг, або сервісна економіка, адже навіть уряди надають послуги (охорона здоров’я, освіта, тощо).

 

Загалом періодизація системи МВ:

  1. Вестфальська
  2. Постутрехтська (договори 1713, 1721)
  3. Тільзітська
  4. Віденська
  5. Постфранкфуртська
  6. Версальсько-Вашингтонська
  7. Ялтинсько-Постсдамська (існувала до 1991)
  8. Постялтинська (не завжди виділяється, спірна).

 

Создание  ООН

В апреле 1945 г. после  продолжавшихся почти месяц переговоров  между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В.М.Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, в Сан-Франциско была завершена выработка проекта окончательной редакции Устава ООН. Проект был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, правительства которых в свое время (1 января 1942 г.) подписали Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года, после чего ООН начала свою работу. В состав ООН были приняты на правах государств-учредителей Украинская ССР и Белорусская ССР с учетом, как официально объяснялось, их особо значительного вклада в сопротивление нацистской агрессии и вклада в ее отражение, хотя обе эти республики входили в состав СССР и не обладали независимостью. Фактически это означало, что при обсуждениях в ООН Советский Союз имел три голоса вместо одного, хотя правом вето в Совете безопасности обладала только делегация СССР.

Организация Объединенных Наций должна была стать главным  инструментом мирополитического регулирования подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудсским институтам.

Уставная процедура  принятия решений в ООН. Во-первых, эта процедура была двухступенчатой. Нижнее звено организации – общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея – имело право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено – Совет безопасности – имел широкие полномочия и обладал правом решать вопросы о применении санкций против тех или иных государств.

Привилегии Советского Союза в Совете безопасности были надежно закреплены. Во-первых, СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем получил согласно Уставу ООН место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности. Во-вторых, все ключевые решения Совета согласно Уставу принимались не большинством голосов, а методом консенсуса – при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопасности.

Отношения Советского Союза с Соединенными Штатами  таким образом помещались внутрь многосторонней международной структуры. Структура ООН оказалась единственным политико-правовым обрамлением для предполагавшегося сотрудничества США и СССР в вопросах мировой политики.

 

Начало  холодной войны

Холодная война - мировая конфронтация между двумя  военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения. Понятие «холодная война» появилось в журналистике в 1945–1947 и постепенно закрепилось в политическом словаре.

После Второй мировой  войны мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социальными системами. СССР стремился к расширению и укреплению так называемого «социалистического лагеря»; западные страны во главе с США пытались этот лагерь разрушить, включив социалистические страны в зону своего влияния, что способствовало созданию благоприятных условий для деятельности на их территории запажных частных корпораций и усиления их влияния в мире. Несмотря на это различие двух систем, в основе их конфликта лежали и общие черты. Обе системы были основаны на принципах индустриального общества, которые требовали промышленного роста, а значит и увеличения потребления ресурсов. Глобальная борьба за ресурсы двух систем с разными принципами регулирования индустриальных отношений не могла не вести к столкновениям. Но примерное равенство сил между блоками, а затем и реальная угроза ядерного уничтожения мира в случае войны между СССР и США удерживали правителей двух сверхдержав от прямого столкновения. В результате родилась «холодная война», то есть противостояние, которое не вылилась в мировую войну, хотя постоянно приводило к войнам в отдельных странах и регионах (локальным войнам).

Непосредственное  начало «холодной войны» было связано  с конфликтами в Европе и Азии. Разоренные войной европейцы с интересом относились к опыту ускоренного индустриального развития в СССР, после революции 1917 сумевшего быстро поднять свою промышленность и победить гитлеровскую Германию, до этого растоптавшую Западную Европу. Поэтому миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро восстановить хозяйство и нормальную жизнь. Еще больший интерес к коммунистическому опыту и помощи СССР был у народов Азии и Африки. боровшихся за независимость и надеявшихся догнать Запад так же, как это сделал СССР. В результате советская сфера влияния быстро расширялась, что вызывало опасения лидеров стран Запада – бывших союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

5 марта 1946, выступая  в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У.Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии и наступлении на территорию «свободного мира». Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

В 1946–1947 СССР усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном  море. В свою очередь, Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. «Холодная война» началась.

Долю в разногласия  между странами внёс «План Маршалла». 16 стран подписали.

 

Феномен «Холодной войны»

Холодная война  — глобальная геополитическая, экономическая  и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Одной из главных  составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы — победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Выражение «холодная  война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

Информация о работе История международных отношений