История международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:45, реферат

Описание

Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют".

Работа состоит из  1 файл

история международных отношений.doc

— 399.50 Кб (Скачать документ)

Однако западными  союзниками был организован эффективный воздушный мост, по которому американская и британская транспортная авиация снабжала блокированный город. Блокада продолжалась без малого год и была снята только после того, как США, Великобритания и Франция доказали возможность полноценно снабжать город по воздуху.

Итогом этого  берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также  ускорение подготовки к объединению  в мае 1949 г. земель, находившихся в  западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать Парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) провозгласил создание Федеративной Республики Германии. План Маршалла начинает действовать лишь в западных оккупационных зонах Германии. В 1948 году здесь проводится сепаратная денежная реформа. В ответ на это советские оккупационные власти  вводят в обращение в своей зоне и в Берлине, восточную валюту. Западные державы, в свою очередь, распространяют сферу хождения новых немецких марок на западные сектора Берлина. Советское руководство отдает приказ о блокаде всех дорог, ведущих в западную часть города, надеясь тем самым изолировать Западный Берлин. Однако эта тактика не приводит к желаемым результатам. Западные державы налаживают снабжение Берлина с воздуха. Через 11 месяцев блокады Советский Союз вынужден снять ее.

Реакция Советского Союза на создание Западной Германии не заставляет себя долго ждать. План по созданию просоветского государства  на востоке Германии был подготовлен  в Москве еще в 1947 году. Однако до сих пор СССР из тактических соображений ждал, чтобы первый шаг сделали западные державы. 7 октября 1949 года временный парламент Восточной Германии - Народный совет - объявил о создании Германской Демократической Республики.

 

Ядерное оружие у США и СССР – политические последствия

После Второй Мировой  войны США оказались единственным государством, обладающим ядерным оружием. На их счету уже было несколько  испытаний и реальные боевые взрывы ядерных зарядов в Японии. Такое  положение вещей, разумеется, не устраивало советское руководство. Была начата разработка водородной бомбы, потенциальная мощность которой во много раз превосходила все существовавшие тогда ядерные заряды (что и доказал в последствии Советский Союз).

США были сильнее. СССР. Еще в июле 1948 г. они успели с согласия британского правительства оснастить атомными бомбами свои бомбардировщики на американских базах на Британских островах, а в июле 1949 г. – приняли решение увеличить запасы атомных бомб в США с 50 до 300 к 1950 г. Кроме того, после информации о ядерном испытании в СССР в Вашингтоне решили форсировать атомные программы, чтобы в короткий срок получить возможность обеспечивать оборону рубежей стран НАТО по Рейну при помощи тактического ядерного оружия. Одновременно Г.Трумэн санкционировал программу разработки «супероружия» – водородной бомбы. И все же осенью 1949 г. США лишились прежней свободы действий на международной арене. Можно было полагать, что изменится и внешнеполитическое поведение СССР, а в 1953 и 1955 годах произошли испытания советских водородных бомб.

Доминировавший  после окончания Второй мировой  войны в Европе в военном отношении  Советский Союз считался угрозой для западных стран, и было принято решение интенсивно наращивать ядерные силы для возможного крупного удара по СССР. Президент США Дуайт Эйзенхауэр назвал этот подход «массированным возмездием» (англ. massive retaliation). Однако вскоре развитие арсенала и способов его доставки по обе стороны достигли такого предела, что потребовалась новая доктрина.

Новая доктрина США появилась в результате исследований Джона Нэша и Томаса Шеллинга в области теории игр, сотрудничества и конфликта. В 60-х годах министр обороны США Роберт Макнамара употребил термин «гарантированное уничтожение» — по его словам, способность США нанести значительный вред СССР после первого ядерного удара. Впоследствии появились термины «взаимное гарантированное уничтожение» (англ. mutual assured destruction), а также «ядерное сдерживание» (англ. nuclear deterrence), обозначающие ключевой момент стратегии: зная, что даже после успешного первого удара разрушительный ответный удар неизбежен, разумные противники не пойдут на конфликт.

Данный подход, принятый обеими сторонами, успешно  предотвратил ядерную войну и  большинство ядерных конфликтов в XX веке. Недостатки подхода проявились во время Карибского кризиса, произошедшего во времена значительного перевеса ядерных сил США, а также ряда случаев ложного срабатывания СПРН.

В конце холодной войны был принят и выполнен ряд  соглашений о количественном сокращении ядерных сил, однако до последнего времени их у США и России по-прежнему хватало для взаимного уничтожения.

 

Провозглашение  КНР. Международные аспекты.

Интересы Советского Союза в Китае были обширны – обеспечение приграничного пояса безопасности за счет сфер влияния в Синьцзяне, Монголии и Маньчжурии; создание в зоне Порт-Артура и Дайрена плацдарма сдерживания против Японии; укрепление экономической базы советского Дальнего Востока через интенсивное хозяйственное взаимодействие с Маньчжурией. Как и США, СССР был заинтересован в дружественном Китае, но в силу увязки устремлений Москвы с преобладанием в определенных окраинных зонах китайского государства Кремль менее Соединенных Штатов был заинтересован в сильном центральном китайском правительстве. Хотя СССР оказывал помощь китайским коммунистам, напор КПК, сумевшей еще в годы войны создать подконтрольные ей районы, вызывал настороженность Сталина. Продолжая сотрудничество с коммунистами, советское правительство отдавало приоритет развитию отношений с Чан Кайши, правительство которого было юридическим гарантом выгодного Советскому Союзу советско-китайского договора 1945 г.

Для региональной стабильности могли иметь значение четыре варианта политики Китая: «буферный», просоветский, проамериканский и националистический. И СССР, и США изначально тяготели к первому, понимая, что не могут целиком включить Китай в {?} сферу своего доминирования. Опыт Японии, неудачно пытавшейся установить контроль над всем Китаем, отвращал от соблазна ему следовать. Державы склонялись к промежуточному варианту. США были озабочены укреплением позиций при центральном правительстве, а СССР – в важных для него приграничных провинциях. Компромисс был возможен. Однако борьба КПК с Чан Кайши провоцировала советско-американское соперничество. «Буферный» вариант, приемлемый для СССР и США, имел мало шансов на успех.

1 октября 1949 г. победившие коммунисты провозгласили  создание Китайской Народной  Республики.

Это событие  не было сразу воспринято в США  как поражение, поскольку с 1945 г. до весны 1949 г. между американскими  представителями и КПК происходили  контакты, в ходе которых Мао Цзэ-дун  высказывал желание установить нормальные отношения с Вашингтоном. Низкий моральный авторитет Чан Кайши были слишком очевиден, чтобы США отказывались от контактов с другим китайским правительством.

В ноябре 1949 –  январе 1950 г. в США обсуждался вопрос о дипломатическом признании  КНР. Имелось мнение о необходимости  пожертвовать Тайванем для улучшения отношений с Китаем. Сенатор Джозеф Маккарти, возглавивший антикоммунистическую кампанию, обвинил госдепартамент в «потере Китая» и терпимости к «коммунистической агентуре» в правительственных учреждениях.

Между тем, с  ноября 1949 г. в Москве проходили советско-китайские переговоры о заключении нового союзного договора, и 14 февраля 1950 г. он был подписан. Советско-китайский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи СССР с КНР, в сущности, развивал идеи, заложенные в договоре 1945 г. между Советским Союзом и правительством Чан Кайши. Правда, он продвигал отношения между двумя странами существенно дальше, поскольку прямо предусматривал обязательство сторон оказывать вооруженную поддержку друг другу в случае возникновения войны.

 

Договор с Японией

Сан-Францисский  договор 1951 года — мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан-Франциско. Был предварительно подготовлен  правительством США до начала работы конференции с целью не допустить  изменения текста договора в пользу СССР непосредственно в ходе заседаний. Китай, Монголия и Демократическая Республика Вьетнам не получили приглашения на конференцию. Индия и Бирма отказались в ней участвовать.

Договор состоит  из 7 глав (27 статей): мир, территория, безопасность, политические и экономические постановления, претензии и собственность, разрешение споров, заключительные постановления. Советская делегация отметила на конференции, что американо-английский проект договора неудовлетворителен, так как не обеспечивает мира, безопасности и демократического развития Японии, и предложила поправки, а также 8 новых статей.

В советских  предложениях предусматривалось:

признание Японией  суверенитета КНР над Маньчжурией, а также Тайванем и рядом других островных территорий;

признание суверенитета СССР над Южным Сахалином и  Курильскими островами;

признание суверенитета Японии над островами Рюкю, Бонин  и другими островами;

вывод вооруженных  сил союзных держав из Японии в  течение 90 дней после подписания договора;

справедливое решение проблемы репараций;

демократизация  политической и общественной жизни  Японии и гарантии против возрождения  японского милитаризма.

Советские предложения  были поддержаны в целом Польшей  и Чехословакией, а по ряду пунктов и другими участниками конференции. Однако эти предложения не были поставлены на обсуждение.

Ввиду серьёзных недостатков  Сан-Францисского договора представители  СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать. Договор не был также подписан не представленными на конференции Бирмой, ДРВ, Индией, КНДР, КНР и МНР. Через несколько часов после официальной церемонии подписания Сан-Францисского договора был подписан японо-американский «Пакт безопасности», предоставивший США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии или вблизи неё.

Возникновение биполярности

Ялтинско-Потсдамская система  МО базировалась на новом соотношении  сил, сложившемся в результате Второй мировой войны. Наиболее характерным  было усиление международных позиций  США и СССР. Комитет начальников  штабов США в своих рекомендациях государственному департаменту еще в августе 1944 г. отметил: «После разгрома Японии только США и СССР останутся первоклассными военными державами, что объясняется сочетанием географического положения и огромного военного потенциала».

Определяющее влияние  СССР и США на всю Ялтинско-Потсдамскую  систему МО придавало ей биполярный характер. Позднее СССР и США стали  называть двумя сверхдержавами послевоенного  мира. Они являлись гарантами новой  системы МО.

Биполярность Ялтинско-Потсдамской системы обеспечивала ей определенную стабильность. Два полюса, гаранты системы, уравновешивали друг друга, поддерживали ее общее равновесие, контролировали союзников, в той или иной степени регулировали возникавшие конфликты. Обе державы при всех глубочайших противоречиях были заинтересованы в сохранении «правил игры», присущих сложившейся системе.

Характерной чертой Ялтинско-Потсдамской  системы МО стало негласное взаимное признание сверхдержавами сфер их влияния. Точнее, речь шла о признании Западом сферы влияния СССР, ибо вне ее в той или иной форме преобладало влияние Запада. Сложнее обстояло дело в «третьем мире», в странах промежуточной зоны. Именно антиколониализм в сочетании со стремлением СССР утвердить свое влияние в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки породил ряд серьезных международных конфликтов с середины 50-х годов.

Важную роль в Ялтинско-Потсдамской  системе МО играл ядерный фактор. Первыми обладателями ядерного оружия стали США. В июле 1945 г. они произвели первое успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа того же года сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. (К другим применениям ядерного оружия, к счастью, не прибегала ни одна страна). Советский Союз стал обладателем атомной бомбы в августе 1949 г., объявлено об этом было в сентябре. Членами «атомного клуба» стали также Великобритания — 1952 г., Франция — I960 г., Китайская Народная Республика — 1964 год.

Таким образом, США обладали атомной монополией с 1945 по 1949 год. Но даже в этот период американское атомное оружие в сочетании с имевшимися средствами его доставки (стратегическими бомбардировщиками) не создавало реальной возможности для победы США в новой мировой войне. Поэтому и тогда атомная бомба скорее подкрепляла американскую внешнюю политику, делала ее более жесткой и напористой. Вместе с тем сталинское руководство стремилось продемонстрировать отсутствие излишней уступчивости перед американским атомным нажимом, что делало и советскую внешнюю политику менее склонной к компромиссам. Атомное оружие внесло свой вклад в генезис противостояния США и СССР, в формирование биполярной системы МО. Развернулась гонка стратегических вооружений, ставшая неотъемлемым элементом послевоенного международного порядка.

Ядерное оружие внесло качественно  новые элементы в международные отношения. Его применение грозило уничтожением громадного числа людей и колоссальными разрушениями.

 

Ялтинско-Потсдамская  система.

Международным отношениям после  Второй мировой войны были присущи  некоторые качественно новые характеристики.

В послевоенном мире в громадной  степени усилилась взаимосвязанность  стран и регионов. Система международных  отношений стала подлинно всеобъемлющей, всемирной. Появление новых средств  коммуникаций сжало время и пространство — земной шар как бы уменьшился.

Институциональным выражением возросшей взаимозависимости самых  разных государств стало создание и  существование универсальной Организации  Объединенных Наций (ООН). Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., вступил в силу 24 октября тою же года. Членами-учредителями ООН стали 50 стран, в том числе СССР, Украина и Белоруссия. ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, принявших на себя обязательства разрешать международные споры мирными средствами, воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности была возложена на Совет Безопасности, который получал право действовать от имени всех членов ООН. До 1 января 1966 г. Совет Безопасности состоял из 11 членов, включая 5 постоянных: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Решения по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если против них не голосовал ни один постоянный член Совета Безопасности (право вето). (с.5)

Информация о работе История международных отношений