Сущность основных этапов разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Цель – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.

Задачи:

1. Изучить понятие и сущность экскурсии

2. Изучить технологию подготовки экскурсии

3. Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Работа состоит из  1 файл

Классификация экскурсий.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

                                                    Введение

Со словом экскурсия  у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят  на экскурсии в зоопарк для  знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей  природы и собрать опавшие  листья для гербария. В школе ученики  посещают музеи, предприятия, участвуют  в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас  экскурсии, на которых можно повстречаться  с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь  просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю  жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий  незыблемое познавательное правило: лучше  один раз увидеть, чем сто раз  услышать.

Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это  сложный творческий процесс, успех  которого зависит от глубины краеведческих  знаний экскурсовода и от того, владеет  ли он отточенной информацией ведения  экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Цель – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.

Задачи:

1. Изучить понятие  и сущность экскурсии

2. Изучить технологию подготовки экскурсии

3. Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих "туристического продукта" является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она  составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление  от страны, в которую мы приезжаем.

В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии - ее должен проводить высококвалифицированный  гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время  становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут  заказать индивидуальные экскурсии. Программа  для таких экскурсий составляется "под заказ клиента", предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение  русскоговорящего гида.

Следовательно, экскурсионное  обслуживание является как самостоятельной  деятельностью, так и частью комплекса  туристских услуг. Экскурсии это  реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа.

Существует мнение, что экскурсии - это маленькие  диссертации. Действительно, экскурсия  может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его  перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория  дает оценку экскурсии - диссертации, достоин  ли автор признания, то есть присуждения  ему своеобразной ученой степени. Так, из признания аудиторией успешных экскурсий  создается общепризнанное значение и влияние экскурсовода, другими  словами его авторитет. Указанный  авторитет способен быть для экскурсовода прочной связью между плодотворной педагогической деятельностью и  авторскими экскурсиями.

За разработку темы экскурсии может браться человек, имеющий образование и собственный  взгляд на окружающий мир. Создавая новую  экскурсию согласно определенным условиям, человек с помощью исследования приобретает и наращивает опыт. Имея идею или тему экскурсии, человек  ведет поиск, необходимых сведений среди множества повествований, исследует каждое из них. Исследование опирается на некоторую систему  знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным.

В зависимости от темы экскурсии научное исследование может быть коротким или продолжительным, требовать большого количества литературы, написанной на разных языках разными  авторами. Для подготовки экскурсии  могут потребоваться малые и  большие иногда дорогостоящие экспедиции, которые естественным образом, органично  дополняют кабинетную часть научных  исследований. Определенным мерилом  в исследовании является гармония характеров, сочетание эмоционального настроя  авторов повествований и создателя  экскурсии. Поэтому каждый человек  проводит свое научное исследование индивидуально и экскурсия у  каждого своя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретическая часть

  Классификация экскурсий. 

Классификация –  это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается  в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

Вопрос о классификации  экскурсий всегда находился в  центре внимания ученых-экскурсионистов. Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Наиболее актуальной нам представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

  1. по содержанию;
  2. по составу участников;
  3. по месту проведения;
  4. по способу передвижения;
  5. по продолжительности;
  6. форме проведения.

По содержанию экскурсии  делятся на: обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Практически  все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько под тем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных под тем – сложная задача для экскурсовода. Отличия городских обзорных экскурсий обусловлены особенностями культурно-исторического развития города. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем под темам, которые определяют «лицо» города, а одна из под тем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.

Еще одна особенность  обзорных экскурсий заключается  в том, что любая ее под тема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические).

Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы городских  обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на:

  • историко-краеведческие;
  • археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок);
  • этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов;
  • военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;
  • историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей);
  • экскурсии в исторические музеи.

Архитектурно-градостроительные  экскурсии делятся на:

  • экскурсии с показом архитектурного облика данного города;
  • экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
  • экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора;
  • экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
  • экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
  • экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие  экскурсии имеют следующие под темы:

  • историко-театральные,
  • историко-музыкальные,
  • по местам бытования народных художественных промыслов,
  • по местам жизни деятелей искусства,
  • экскурсии в картинные галереи,
  • выставочные залы,
  • искусствоведческие музеи,
  • в мастерские художников и скульпторов.
 

Литературные экскурсии подразделяются на:

  • литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга);
  • историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы);
  • литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

Природоведческие  экскурсии делятся на:

  • ботанические,
  • зоологические,
  • гидрологические,
  • геологические,
  • экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные  экскурсии могут быть:

  • производственно-историческими,
  • производственно-экономическими,
  • производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Следует отметить, что  тематические экскурсии того или  иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы  между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.  

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

В качестве особого  контингента, требующего специальных  приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных»  подростков.

В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность  вносятся изменения. Такой подход к  подготовке и проведению экскурсии  в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.

По месту проведения экскурсии бывают:

  • городские,
  • загородные,
  • музейные,
  • комплексные,
  • сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
 

 

По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа.  Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных  объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ  в пути, чаще всего связанный с  характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают  экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться  при проведении экскурсии. К ним  относятся правила дорожного  движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.

Информация о работе Сущность основных этапов разработки экскурсионной программы