Сущность основных этапов разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Цель – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.

Задачи:

1. Изучить понятие и сущность экскурсии

2. Изучить технологию подготовки экскурсии

3. Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Работа состоит из  1 файл

Классификация экскурсий.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.

Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии  может доходить до одних суток. А. В. Святославский такие длинные экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию. Более подробно остановимся на последнем элементе дальних экскурсий.

Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, следующем к объектам, значительно  удаленным от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей–усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая  информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме  этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15 – 20-минутные перерывы для отдыха  экскурсантов и экскурсовода.

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

В 60 - 80-е гг. ХХ века проводились экскурсии–массовки, участники  которых одновременно передвигаются  по маршруту на 10 - 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В  такие экскурсии, кроме осмотра  объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками  исторических событий, выступление  участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия–концерт посвящается музыкальной теме с  прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней  экскурсии.  

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может  рассматриваться как форма учебной  деятельности для различных групп  экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

  • экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
  • экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;
  • пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

Цель показательной  экскурсии – продемонстрировать образец того или иного методологического приема (показа, рассказа, логического перехода от одной под темы к другой) на конкретном объекте,  раскрыть определенную под тему  и т. д.

В заключении отметим, что деление экскурсий на четко  определенные группы на практике носит  условный характер, однако необходимо, так как имеет большое значение для деятельности экскурсионных  учреждений. Классификация экскурсий  обеспечивает условия для эффективной  подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп  экскурсантов. 

  1.2. Объект (объекты) экскурсии

Каждая экскурсия  строится на определенной теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает, «то, что положено в основу».

Тема связана с  понятиями «цель» и «идея» и предусматривает  изложение не только определенного  материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная  мысль.

Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что  она тесно связана с объектами  показа и с тем экскурсионным  материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал дается в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами  при показе объектов.

Некоторые объекты  могут быть как частью обзорных экскурсий, так и собственно темой одной  тематической экскурсии. И в каждой их таких тем об одном и том  же объекте дается разный объем информации, в рассказах объект освещается в  различных ракурсах.

В практических целях  для проведения экскурсии необходимо создание карточек (паспортов) экскурсионных  объектов с их краткой характеристикой. В такой карточке должны быть отражены следующие характеристики: вид памятника, его наименование, если известен автор  – дата, событие, с которым он связан, местонахождение, краткое описание, источники сведений об объекте, сохранность, охраняется ли памятник государством.

По возможности  карточка составляется на каждый экскурсионный  объект. Путем комбинации карточек объектов разрабатываются новые  экскурсионные маршруты.

Особое внимание при составлении карточек следует  уделять описанию объекта и, соответственно, источникам сведений о нем, поскольку  информация об объекте должна быть не только истинной, но и максимально  приближенной к тематике экскурсии. Вся информация из материалов экскурсии: справок, копий документов, книг, статей, брошюр, тщательно выверяется и систематически пополняется. 
 

  1.3. Методическая разработка экскурсии 

Методическая разработка – это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как  лучше организовать показ памятников, какую методику и каким образом  следует применить для того, чтобы  экскурсия прошла более эффективно. Экскурсовод должен найти в методической разработке советы по структуре мероприятия; в какой последовательности вести рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно лучше продемонстрировать. Здесь же содержатся рекомендации по технике проведения экскурсии – расположение экскурсионной группы около объектов, темпу движения экскурсантов по маршруту, пути следования от объекта к объекту и т.п.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: подсказывать экскурсоводу пути полного  и правильного раскрытия темы, вооружить наиболее эффективными методическими  приемами показа и рассказа, содержать  четкие рекомендации по вопросам организации  экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять показ  и рассказ в одно целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии.

Цель и задачи экскурсии излагаются до вступительной  части. Затем следуют общие организационные  и методические указания.

В общих методических указаниях экскурсоводу напоминается о закономерностях методики проведения экскурсии, даются советы, как более  эффективно использовать методические приемы.

Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.

Вступление состоит  из двух частей: организационной и информационной.

Организационная часть  заключается в следующем. Прежде всего, необходимо познакомиться с  группой, назвать фамилию и имя  экскурсовода, гида и водителя, ненавязчиво  напомнить экскурсантам правила  поведения в автобусе и на месте  нахождения объекта.

В информационной части  необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность  экскурсии, но желательно это сделать  так, чтобы вызвать интерес к  теме, привлечь внимание экскурсантов, то есть эта часть выступления  должна быть яркой, эмоциональной.

Основная часть  состоит из материалов, как правило, объединенных в семь граф:

      - маршрут экскурсии;

      - остановки;

      - объекты показа;

      - продолжительность экскурсии;

      - наименование под тем и перечень основных вопросов;

      - организационные указания;

      - методические указания.

Эффективность методической разработки зависит от правильности заполнения всех семи граф. Они должны содержать требуемые для успешного  проведения экскурсии сведения, изложенные в краткой форме. Этим определяется и небольшой размер разработки –  он не должен превышать 6-12 страниц машинописного  текста.

«Маршрут  экскурсии». В этой графе называются те улицы, переулки, бульвары, площади, по которым проезжает (проходит) экскурсионная группа. Здесь же называются те пункты, между которыми пролегают отрезки маршрута. Сначала называется та часть территории, где дается введение. Затем называется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или же предполагается осмотр экскурсионного объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов из транспорта.

В графе «Объекты показа» должны быть перечислены те места, основные и дополнительные объекты-памятники истории и культуры, которые показываются группе на данной остановке, в ходе переезда или передвижения пешеходной группы к следующей остановке.

Время, обозначенное в графе «Продолжительность экскурсии», представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту до следующей остановки. Здесь же необходимо учитывать время, затраченное на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектов.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении экскурсионной группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах, культовых сооружениях, у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила пожарной безопасности.

В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» записи носят краткий характер. Не следует здесь излагать содержание рассказа. В первую очередь называется подтема,

И, наконец, графа  «Методические указания» определяет направление всего документа. Здесь находит свое отражение работа методической группы по выбору методических приемов показа и рассказа, формируются основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются конкретные указания по использованию методических приемов.

В этой графе излагается содержание логического перехода к  следующей под теме, даются рекомендации по показу наглядных материалов, сюда же включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема, который необходим в ходе наблюдения объектов которая рассказывается на данной остановке или при показе данного объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть

Карточка  экскурсии

«Обзорная экскурсия по Фурштатской  улице»
Объекты, адрес 1. Дом № 1. Особняк  княгини Долгорукой

2. Дом №7/9. Лютеранская  церковь Святой Анны

3. Дом № 20

4. Дом № 21. Здание  полкового обоза Преображенского  полка

5. Дом № 23

6. Дом № 24. Дом  Кочубея

7. Дом № 27. Дом  купца Елисеева

8. Дом № 33

9. Дом № 52. Дворец  бракосочетания

10. Дом № 58. Дворец  торжественной регистрации новорожденных  «Малютка»

Содержание Тематическая

Историческая, архитектурно-градостроительная

Форма проведения Экскурсия-демонстрация
Способ  передвижения Пешеходная
Продолжительность 3 часа
Состав  и количество участников Взрослые, 10-25 человек
Экскурсоводы (Ф.И.О.) Комашко Анна Сергеевна
 
 
 
 

  2.1. Карточки объектов экскурсии 

Карточка  объекта

Дом № 1. Особняк княгини  Долгорукой

Место нахождения Санкт-Петербург, на углу Литейного проспекта и Фурштатской ул.
Время создания В XVIII - начале XIX века
Авторы Архитектор-А. Низовцев
Краткое описание Построен в стиле позднего классицизма по проекту архитектора А. Низовцева.
Событие, с  которым он связан В начале XX века здесь  бывал едва ли не весь сановный Петербург
Источники информации об объекте  

Информация о работе Сущность основных этапов разработки экскурсионной программы