Современные тенденции развития гостиничного хозяйства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:27, дипломная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ состояния рынка гостиничного хозяйства в России, и перспектив его развития.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
изучить состояние гостиничного хозяйства России на современном этапе;
выявить проблемы развития гостиничного хозяйства России;
дать анализ современных тенденций и перспектив развития гостиничного хозяйства в России.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Развитие и современное состояние гостиничного хозяйства в России.
Проблемы развития гостиничного хозяйства в России.

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ.

2.1. Углубление специализации гостиничного предложения.

2.2. Образование международных гостиничных и ресторанных цепей.

2.3. Внедрение компьютерных технологий в гостиничное хозяйство.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

ДР Козлова В..docx

— 59.19 Кб (Скачать документ)

       Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 тыс. мест.

       К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической  и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х  гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.

       В целом по России в городской местности  находится 60% гостиниц и в сельской местности — 34%.

       Наиболее  крупные по размерам номерного фонда  гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге.

       Рынок гостиничных услуг, предоставляемых  на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных  цепей в России до того времени  не было. Раньше существовало четыре ведомства, занимавшихся гостиничным хозяйством: Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждой структуры были свои ведомственные критерии и принципы аттестации. Большая часть дохода шла, конечно же, от гостиниц сети «Интурист», а гостиницы для российских граждан были планово-убыточными. Сегодня эти предприятия столкнулись с большими трудностями при переходе на новый уровень обслуживания своих клиентов.

       Согласно  данным Госкомстата РФ, в 1997 г. в России насчитывалось более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. - гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров  на 78 мест.

       Наибольшее  число гостиниц расположено в  центральной части России, немалую  долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге - 203 номера на 375 мест каждая. За последние  годы получила широкое распространение  практика сдачи общей площади  в аренду.

       В целом в России от общего числа  гостиниц в городской местности  находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, - это предприятия, принадлежащие  местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности  в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев.

       Коэффициент загрузки по России в целом находится  на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы – 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная Америка - 65 %, Азия и Австралия-70%

       С 1992 г. наблюдается сокращение числа  гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция  убыточности гостиничного хозяйства  в большинстве регионов России.

       Развитие  рекреационной сети  всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.

       До 1995 г. в России не существовало единой системы классификации средств  размещения. Каждое ведомство разрабатывало  собственные стандарты для подчиненных  ему предприятий. Московское городское  объединение гостиниц определяло категорию  отеля по прейскуранту К-05, разработанному Министерством жилищно-коммунального  хозяйства РСФСР.

       Попытка ввести единую систему классификации  размещения была реализована правительством Москвы в 1993 г.

       Действующие сегодня на территории РФ стандарты  были введены в 1995 г. Существующая система  распространяется только на гостиницы  и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.

       Объективно  в России насчитывается не более 20% высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство  отелей, входящих в международные  гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся  в гостиничном совладении иностранных  компаний или полностью управляются  ими. Около 40% российских отелей соответствуют  категории 3-4 звезды. На сегодняшний  день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.

 

       1.2.Проблемы  развития гостиничного хозяйства  в России.

       Гостиницы подразделяются на гостиничные сети и несетевые гостиницы. Гостиничные  сети имеют большое преимущество в продуктивности производственной деятельности перед несетевыми гостиницами. Такие большие различия связаны, прежде всего, с возможностью сетевых  гостиниц использовать типовые формы  организации труда с экономией средств за счет масштаба деятельности в этих областях (включая рекламирование торгового бренда, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала).

       Несетевые российские гостиницы не могут конкурировать  с гостиничными сетями из-за небольшого количества предоставляемых услуг, не всегда высокого их качества, низкого уровня жизни населения и т. д.

       Еще одним фактором, тормозящим развитие гостиничной индустрии, является нахождение большой части гостиничного бизнеса  в государственной собственности (47 %номерного фонда гостиниц находится  в муниципальной собственности; 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей).В США в отличие от нашего государства очень распространены вознаграждения менеджерам, прописанные в трудовом контракте, за их активную работу. В России такая система отсутствует, что лишает управляющих всякого стимула трудиться и, как следствие, приводит к избыточности штата и отсутствию эффективной организации труда.

       Еще одной серьезной преградой на пути развития отечественного туризма  является нехватка квалифицированных кадров, что, в частности, объясняет неэффективную организацию труда. В США такая проблема решается с помощью привлечения резервных подготовленных работников. В России такой возможности нет. Наряду со всем этим у нас отсутствуют квалифицированные подготовительные центры, из-за чего возникают большие денежные потери. Несмотря на все проблемы, в России все-таки имеется очень много международных сетей, но они все преимущественно четырех– и пятизвездочные отели, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге.

       В настоящий момент отечественные  гостиницы не могут соревноваться  в качестве с зарубежными конкурентами, так как из 4000 гостиниц 70 % по качеству обслуживания не подпадают ни под одну из ныне существующих категорий. Очень мало городов, на территории которых располагаются гостиницы, которые могли бы удовлетворить высокие потребности граждан, привыкших к комфорту.

       Как ни прискорбно, но в России очень  мало гостиниц, которые соответствовали  бы трем звездам. Формально, конечно, такие гостиницы существуют, но реально им далеко до трехзвездочных европейских гостиниц. Для того чтобы дать толчок российскому гостиничному бизнесу, необходимо наладить взаимодействие между гостиницами и туроператорами. В настоящий момент между ними очень много разногласий и взаимных претензий, в основном по поводу договорной дисциплины.

       Большое количество убытков возникает из-за того, что туроператоры бронируют  места для своих групп, но не всегда потом их выкупают. Чтобы снизить потери, возникающие из-за недобросовестности туроператоров, гостиницы вынуждены прописывать в договоре различные положения о предварительной оплате и залогах. Такие меры являются распространенными во всех странах мира, так как помогают снизить потери от срывов предварительных финансовых планов.

       Гостиницы часто не подтверждают заявки на бронирование в сроки, оговоренные в контрактах, чем нарушают работу туроператоров. Такие случаи характерны в основном в преддверии праздников, в моменты высокого спроса на услуги размещения. Туроператорам приходится терпеть такое положение, так как отелей, которые принимают иностранные туристические группы, очень мало.

       Существуют  гостиницы, которые сознательно  мешают развитию группового туризма.

       Для достижения своих целей они предлагают для туристических групп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагают размещение без скидок.

       В условиях превышения спроса над предложением туроператорам очень сложно защитить свои интересы.

       Сейчас  сетевой подход к организации  гостиничного хозяйства в России только начинает зарождаться. Такая  отсталость связана, прежде всего, с  отсутствием опыта у наших бизнесменов, большим риском, возникающим из-за отсутствия необходимой нормативной базы, и сложностью бюрократических процедур лицензирования и сертификации.

       Для преодоления существующих проблем  в области гостиничного бизнеса  необходимы экономические изменения, иначе все будет по-прежнему. Лучшее, что может произойти в таком  случае, – это ситуация, если западные сети пойдут на расширение своего присутствия на российском рынке в основном для удовлетворения высокого спроса на трехзвездочные гостиницы.

 

       

       Глава 2. Тенденции развития гостиничного хозяйства в России.

       2.1.  Углубление специализации гостиничного  предложения.

       К тенденциям развития предприятий индустрии  гостеприимства, получившим развитие  в последние десятилетия, следует  отнести:

       1. Углубление специализации гостиничного  и ресторанного предложения.

       2. Образование международных гостиничных  и ресторанных цепей.

       3. Внедрение в индустрию гостеприимства  новых компьютерных технологий.

       В последнее время наряду с традиционными  полно сервисными отелями и ресторанами все больше стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором предлагаемых услуг. Специализация предприятий бывает самой разнообразной. Гостиницы могут ориентироваться на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка: например, на клиентов, посвящающих свой отпуск игре в гольф, катанию на лыжах, конным турам и т.д., туристов, выезжающих на конгрессы, выставки, ярмарки и т. п. Углубление специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнейшей тенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания. Тенденция образования гостиничных цепей и объединений наблюдается и в России в последние годы. В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская гостиничная цепь — «Норд-отель», представляющая собой добровольное объединение из двенадцати гостиничных предприятий различных организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как «Алтай, «Байкал», «Восток», «Заря», «Звездная», «Золотой Колос», ММК «Молодежный», «Останкино», «Саяны», «Турист», «Ярославская», ГАО «Москва» (25% гостиничных мест Москвы). С начала 90-х годов в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами России также принимают участие международные гостиничные цепи.

 

        2.2. Образование международных гостиничных  и ресторанных цепей.

       Углубление  специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важнейшей  тенденцией, как образование международных  цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких  стандартов обслуживания.

       Говоря  о цепи, обычно подразумевают группу предприятий, которые осуществляют коллективный бизнес и находятся  под непосредственным контролем  руководства цепи. Цепь может иметь  собственные здания или арендовать их. Руководство цепи имеет преимущества при разделе прибыли, но в то же время несёт ответственность  за все потери, возможные при любых (в частности финансовых) операциях.

       Большинство из того, что сейчас считается «стандартом  в производстве», либо имело своё начало, либо получило поддержку в  гостиничных цепях. «Холидей Инн» была первой гостиничной цепью, которая активно использовала телеконференцию. Гостиницы корпорации «Хайятт» всегда будут ассоциироваться с большим фойе с элементами планировки атриума и стеклянными лифтами.

       К середине 90-х годов под контролем  крупнейших гостиничных объединений  и цепей находилось более 30% всего  мирового гостиничного фонда. Как и  многие другие тенденции, образование  гостиничных цепей получило своё начало в США. Каждый тип гостиницы, входящий в гостиничную цепь, имеет  сою марку. Преимуществом тех  компаний, которые строго придерживаются своих фирменных наименований, является то, что потребители, пользующиеся услугами одной гостиничной цепи, достаточно чётко представляют качество обслуживания и размещения на предприятии, принадлежащем  этой цепи, независимо от его месторасположения. Это позволяет гостиничным цепям  задолго до открытия новой гостиницы  проводить её рекламу и бронирование, будучи уверенными, что постоянные клиенты предпочтут новую гостиницу  известной марки случайному выбору, сделанному во время поездки. 

       Количественный  рост гостиничных цепей, их слияние  и объединение создают ошибочное  мнение о снижении многообразия предложения  и отдыха. Однако на практике наблюдается  обратная тенденция: распространение  цепей (из-за некоторой обезличности, стандартизованности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что готовит почву для развития малых независимых гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно такие гостиницы специалисты считают прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные, построенные в сельском стиле и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие всё необходимое для работы и отдыха, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малой гостиницы является главным инструментом рыночной политики.

Информация о работе Современные тенденции развития гостиничного хозяйства в России