Современные тенденции в развитии организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

У каждой организации есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Организации уверенно развиваются когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям или погибают, когда неспособны выполнять свои задачи.

Содержание

Введение 1¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬
Гл. 1 Общие понятия теории организации 4
1.1 Типы организации. Новое в типах организации 4
1.2 Основные требования к организации 9
1.3 Организация и рынок 12
1.4 Основные свойства современных организаций 14
1.5 Интенсивный и экстенсивный пути развития организаций 16
Гл. 2 Модели перспективных организаций 20
2.1 Сетевые организации 20
2.2 Виртуальные корпрорации 23
2.3 Гибкая организация 24
2.4 Модель самообучающейся организации 25
Заключение 27
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Т.О..doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал «Московского психолого-социального института» в г. Красноярске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине:

теория организации

 

Тема: «Современные тенденции в развитии организаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

группы МС/О 08

Шанаурова Н.Н.

 

Проверил:

к. э. н. доцент

Иванченко  Л.А.


 

 

 

 

 

 

 

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются  интересы личности и групп, стимулы  и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное  творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

 

У каждой организации  есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Организации уверенно развиваются когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям или погибают, когда неспособны выполнять свои задачи.

 

Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных  элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.

 

Особое значение приобретает теория организации  на современном этапе, т.к. рыночные отношения предъявляют новые  требования к построению и поведению  организаций: для них становиться  характерным предпринимательская активность, переход к различным формам собственности, изменяющиеся функции и методы государственного регулирования и управления.

 

Организацию можно  рассматривать как процесс и  как объект.

 

Как процесс  организация – это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.

 

Как объект организации  – это объединение элементов, на основании упорядоченной внутренней структуры.

 

Организацию можно  рассматривать с точки зрения статики организации (структурный подход) и динамики организации, (в центре исследований которой находится система отношений между людьми, действия которых направлены на достижение общих целей).

 

Организация —  это самоорганизующаяся система  на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.

 

При этом «Теория  организации» действует в системе научных дисциплин - психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических наук, юридические науки, информатика.

 

Психология вносит свой вклад в прогнозирование поведения индивидуума, изменение его поведения, выявление условий, мешающих и способствующих рациональным действиям и поступкам людей (мотивация, тренинги, тесты, удовлетворенность работой и т.д.).

 

Социология вносит свой вклад в изучение социальных систем, где индивидуумы выполняют свои роли и вступают взаимоотношения друг с другом, изучение группового поведения, рекомендации по групповой динамике, коммуникаций, статуса, власти и т.д. Особый вклад в изучении социальных конфликтов, прежде всего конфликты межличностные. Большую роль играет изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, факторов социальной активности и т.д.

 

Социальная психология объясняет почему люди себя в группах  ведут определенным образом, что  является главным ориентиром в их поведении.

 

Антропология - эта наука занимается поведением и деятельностью людей в широком контексте жизни общества, т.е. занимается функцией культуры всего общества. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций.

 

Связь с экономическими науками  определяется потребностью формировать  цели и стратегию организаций  как основу их построений, обеспечение  внутреннего и внешнего взаимодействий с учетом избранного курса. Здесь рассматриваются и отношения собственности, рыночное и государственное регулирование, макро- и микроэкономических аспектов функционирования, проблем эффективности, и ее измерения, методов экономического стимулирования и т.д.

 

Юридические науки, изучают право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право.

 

Важную роль играют современные  информационные системы, связывающие  воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика  как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.

 

Современная ситуация в  российской экономике характеризуется  крайним динамизмом. Постоянно и  трудно предсказуемо изменяются правила, по которым ведется бизнес, политическая нестабильность вносит существенную «лепту» во всеобщую сумятицу, хозяйствующие субъекты и конечные потребители изменяют стратегии своего поведение чрезвычайно быстро, резко и постоянно, усиливается конкуренция со стороны мощных западных производителей, российский рынок сужается. На все эти развития предприятие должно реагировать немедленно и адекватно. В противном случае последствия непринятия нужных решений или принятия несоответствующих решений дадут о себе знать в очень скором времени. В такой ситуации мало оптимизировать одну или несколько сторон деятельности компании. В живом организме хозяйственного предприятия действует системный принцип – все связано со всем. И сегодня это проявляется как нельзя ярко. Преуспевают только те организации, которые быстро и правильно изменяют всю свою инфраструктуру.

 

Цель настоящего курсового  исследования – провести анализ современных тенденций развития предприятия.

 

Задачи работы:

- исследовать социально  – экономические предпосылки становления организации предприятий;

- провести анализ процесса развития инфраструктуры предприятий;

- определить современные тенденции развития предприятия.

- изучить перспективное  направления развития организаций.

 

Многообразный опыт, накопленный в  разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами.

 

Представленная работа посвящена изучению современных тенденций развития организаций в настоящем и будущем времени. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях – практически любое предприятие (компания, организация) под воздействием развития со стороны внешнего хозяйственного окружения сталкивается с необходимостью развития своих структуры и функций.

 

Глава 1. общие понятия теории организации

 

1.1 организации. Новое в типах организации

 

В основу типологии организаций (прежде всего, организационных структур) положены различные критерии: способы осуществления власти, способы взаимодействия организации с внешней средой, способы взаимодействия подразделений внутри организации, размер организации, применяемые технологии, стратегия.

С позиции системного подхода выбор  организационных структур управления (ОСУ) означает необходимость изучения характера взаимодействий на уровнях: «Организация – внешняя среда»; «подразделение – подразделение»; «индивидуум – организация». Анализ взаимодействий на всех этих уровнях позволяет выбрать оптимальную структуру для организации. Основные системные характеристики организационной структуры (предложенные Дж. К. Лафтой) можно представить в виде схемы. (Рис. 1).

 

Рис. 1. Основные характеристики организационной структуры

 

По типу взаимодействия с внешней средой можно выделить: механический и органический типы. Механистические организации характеризуются экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

 

Механистические организации имеют  преимущества при следующих условиях:

 

- в организации известны общие цели и задачи;

- работа в организации может делиться на отдельные операции;

- общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнять ее на основе централизованного планирования;

- выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;

- денежное вознаграждение мотивирует работника;

- власть руководителя признается как законная.

 

Органические организации  характеризуются слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием в принятии решений низших уровней власти, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

 

Этот тип организации используется в условиях сложного и динамичного  окружения, применении не рутинных, то есть требующих творчества технологий. В отсутствии точных оценок и стандартов работником движет самомотивация (например, потребность в самовыражении) и внутренне вознаграждение, а не четко разработанная система формального контроля.

 

Типы организаций по взаимодействию подразделений. Взаимодействие между подразделениями может осуществляться с помощью традиционно применяемых организационных структур, которые основаны в основном на двух типах связей между подразделениями - линейной и функциональной.

 

Линейно-функциональные схемы (дивизиональные), также в сочетании с механическим подходом (матричные) сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной. И сейчас данные формы широко используются.

 

Различный характер взаимодействий между  организацией и индивидуумом порождает  два основных типа организаций: корпоративного и индивидуалистского.

 

Корпоративная организация (корпорация) как социальный тип организации представляет собой группу людей, объединенных единой целью, с максимальной централизацией и авторитарностью руководства, защищающих свои узкокорпоративные интересы. В корпоративной организации ярко выражен приоритет интересов корпорации над интересами индивидуума, послушание и исполнительность.

 

Индивидуалистская организация как социальный тип также представляет собой группу людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность, отличие от корпорации – их объединение, добровольное и открытое. Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Не организация отвечает за человека, а человек отвечает сам за себя. Сравнительные характеристики корпоративной и индивидуалистской организаций представлены в табл.1.

 

Таблица 1 - Сравнительные характеристики корпоративной и индивидуалистской организаций

Корпоративная организация

Индивидуалистская организация

Доминирование иерархических  властных структур

Свободное, открытое и добровольное объединение людей

Поддержка слабых и ограничение  сильных, стандартизация в деятельности организации и тенденции к  уравниловке

Сочетание конкуренции  и кооперации в деятельности членов и групп организации

Интересы организации  согласовываются только ее лидерами, без участия коллектива

Согласование интересов  членов организации с интересами самой организации

Централизованное распределение  ресурсов

Дополнительный поиск  ресурсов и резервов членами организации

Единица управления —  рабочая группа, коллектив, организация

Единица управления —  личность

Суверенитет организации, свобода организации, коллективная ответственность

Суверенитет личности, свобода  для личности, индивидуальная ответственность

Принцип большинства  или старшинства при принятии решений

Принцип меньшинства  или право вето в принятии решений

Интересы производства доминируют над интересами человека

Интересы производства согласовываются с интересами человека

Двойная мораль: личности и организации

Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении

Приветствуются послушание и исполнительность

Лояльность к различным  убеждениям членов организации

Человек для работы

Работа для человека


 

Определяя роль и предстоящие перемены в управлении, важно исходить из реально складывающихся факторов его развития в России при становлении рыночной экономики. Главной чертой переходного периода является создание принципиально новых институциональных условий рыночных отношений и на этой основе – новых моделей поведения предприятий. Опыт последних лет показывает, что осуществить либерализацию цен и приватизацию легче, чем добиться реальных, ощутимых и долговременных изменений в поведении предприятий (3, с 203). В этот период, который может занять десятилетия, ни объем производства, ни прибыль, никакой иной показатель или сфера деятельности сами по себе не могут служить конечным показателем результативности управления. В равной степени важным является и положение на рынке, и инвестиционная активность, и производительность, и развитие человеческих ресурсов, и качество труда и финансовые результаты. Приходится затрачивать немалые средства на установление новых производственных связей. Контроль за всеми этими параметрами непосредственно зависит от управления.

Информация о работе Современные тенденции в развитии организаций