Анализ сезонности в туризме (на примере санатория "Барнаульский")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Туризм сегодня - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На эту сферу приходится около 6% мирового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место и 11% мировых потребительских расходов. Для некоторых стран туристическая деятельность является важным, а иногда и единственным источником дохода. Кроме того, туризм предоставляет возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и ее народа. Поэтому все вопросы, связанные с туристической деятельностью актуальны.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Теоретические основы сезонности в туризме»
Сущность и классификация понятия сезонность 4
Роль сезонности в реализации туристского продукта 6
Глава 2 «Практическое исследование сезонности в туризме на примере санатория «Барнаульский»» 11
2.1Общие сведения об анализируемом объекте 14
2.2 Показатели развития, тенденции и проблемы, связанные с сезонностью, на примере санатория «Барнаульский» 17
2.3 Анализ сезонности на основе данных санатория «Барнаульский» 21
2.4 Разработка мер по решению данной проблемы 23
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике.docx

— 66.27 Кб (Скачать документ)

Формирующийся платежеспособный спрос  на санаторно-курортные услуги способен вызвать перестройку традиционных рекреационных технологий, используемых в лечебно-оздоровительных учреждениях, а также существенно повлиять на изменение содержания и структуры  санаторно-курортного продукта. Улучшение  деятельности, выход из кризиса предприятий  санаторно-курортного комплекса в  современных рыночных условиях напрямую зависит от их способности изучать, прогнозировать и управлять спросом  на санаторно-курортные лечебно-оздоровительные  услуги, с целью его своевременного, качественного и полного удовлетворения.

При формировании нового механизма  управления деятельностью предприятий  данной отрасли, необходимо учитывать, что цены на их услуги, в силу сложившейся  в стране рыночной ситуации, растут быстрее, чем доходы их потенциальных  потребителей, в том числе льготных категорий граждан.

Немаловажно и то, что у миллионов  потенциальных рекреантов снизился жизненный уровень, в результате проведения пенсионной, жилищно-коммунальной и других реформ, сократилось свободное время, необходимое для оздоровительного отдыха, восстановления здоровья и трудового потенциала. Предложение отечественных санаторно-курортных лечебно-оздоровительных услуг, в силу их высокой цены, превышает потребности рынка и удовлетворяет в основном спрос наиболее обеспеченных слоев населения. По этой причине часть населения России предпочитает выезжать на курорты бывших республик СССР, в частности на Украину.

Экономические преобразования в сфере  туристско-рекреационных услуг, как  неотъемлемой составляющей всей сферы  услуг, стали частью общего процесса трансформации экономического потенциала страны при переходе от административно-командной  системы хозяйствования к рыночной экономике. Влияние туризма на развитие региональной экономики обусловлено  спецификой качественно нового механизма  функционирования современной индустрии  туризма, ее комплексным влиянием на экономику других отраслей, а также  мировыми тенденциями усиления роли сферы услуг в экономическом  развитии. В результате быстрого расширения индустрии туризма традиционные и новые места, посещаемые туристами, сталкиваются со все более серьезными проблемами в области экологии, культуры и социально-экономического развития. В настоящее время признается, что неконтролируемый рост туризма, преследующий цель быстрого получения прибыли, зачастую имеет негативные последствия, поскольку он наносит ущерб окружающей среде, местному сообществу и разрушает саму основу, на которой основывается функционирование и успешное развитие туризма.

Развитие предприятий, функционирующих  в сфере оказания лечебно- оздоровительных, санаторно-курортных, туристско-оздоровительных услуг, зависит от состояния индустрии здравоохранения, санаторно-курортного комплекса и отдыха, уровня конкуренции в этом секторе сферы, социальной заинтересованности государственных институтов в сохранении и укреплении здоровья граждан своей страны. Таким образом, социально-экономическое реформирование страны непосредственно связано с совершенствованием системы методов управления предприятиями и комплексами, действующими на рынке лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных услуг. В связи с этим представляется своевременным и актуальным теоретическое и практическое исследование наиболее значимых аспектов управления санаторно-курортными предприятиями, выявление резервов повышения эффективности их работы на основе современных методов экономического анализа, что будет способствовать скорейшему достижению необходимой для социально-рыночного государства экономической выгоды, посредством удовлетворения социально значимых потребностей населения в санаторно-курортных услугах.

Федеральная поддержка рекреационного комплекса должна носить системный  характер и включать меры, реализуемые  на общефедеральном, общерегиональном и субрегиональном (локальном) уровнях.

На общефедеральном уровне необходимо, в частности, обеспечить переход от преимущественно финансовой поддержки рекреационных территорий к обеспечению экономических и правовых условий для развития рекреации. Целесообразны усилия по дополнительному стимулированию платёжеспособного спроса на рекреационный продукт России (регулирование транспортно-тарифной политики перевозчиков, развитие транспортной инфраструктуры, частичное государственное датирование санаторно-курортных путёвок в «межсезонье»), меры по упорядочению отношений собственности в санаторно-курортном комплексе, коррекцию бюджетно-налоговых механизмов для дополнительного инвестирования в реконструкцию материально-технической базы и др.

На общерегиональном уровне приоритетной государственной поддержки требует:

  1. Проведение инвентаризации и сертификации курортно-рекреационных предприятий и формирование на этой основе интегрированных в единую информационную систему баз данных о ресурсном потенциале курортов, наличии мест, ценовых предложениях и др.;
  2. Инвентаризация сложившихся институциональных условий для развития туризма в различных регионах России и на этой основе формирование и реализация общерегиональной стратегии коррекции действующей нормативно-правовой базы в интересах повышения туристско-рекреационной и инвестиционной привлекательности курортных территорий;
  3. Становление общерегиональной инфраструктуры развития рекреации (специализированные ярмарки и биржи, инвестиционные и инновационные компании, целевые фонды, ассоциации курортных территорий и предприятий туристско-рекреационной сферы и др.);
  4. Реализация системных, координируемых на общерегиональном уровне мероприятий по продвижению формируемого в России туристско-рекреационного продукта на внутренний и внешний рынки (выставочная, рекламная, информационная деятельность и др.);
  5. Создание действенного многоаспектного (координация действий силовых структур, усиление «рекреационной составляющей» в деятельности природоохранных ведомств, страхование и др.) механизма обеспечения безопасности туристов и туристско-рекреационных объектов в регионе;
  6. Модернизация сложившейся в регионе системы подготовки кадров в интересах преодоления дефицита в специалистах туристско-рекреационного профиля, общего повышения культуры «индустрии гостеприимства»;
  7. Разработка концепции и программы развития рекреационного комплекса России (детализированной по отдельным субъектам Российской Федерации и основным курортам) с особым акцентом на рыночный механизм её реализации.

Вышеназванные мероприятия должны рассматриваться в качестве первоочередных и получить приоритетную государственную поддержку.

На локальном уровне (для отдельных курортов) основные усилия должны быть направлены на стимулирование создания новых (на перспективных - для развития рекреации территориях) туристских объектов размещения (преимущественно за счёт малых гостиниц и пансионатов) и модернизацию традиционных курортных комплексов. Для этого необходимо сочетание общих усилий по улучшению инвестиционного климата на рекреационных территориях с адресным государственным воздействием на узловые (для каждого курортного субрегиона) проблемные ситуации и потенциальные «точки роста». Значимым инструментом подобного воздействия в интересах эффективной реструктуризации рекреационного комплекса призвано стать и участие Российской Федерации (на бюджетной и внебюджетной основе) в финансировании приоритетных инвестиционных проектов (преимущественно инфраструктурной направленности).

 

    1. Анализ сезонности на основе данных санатория «Барнаульского»

Год

Сумма выручки в месяц (тыс. руб.)

Итог

Янв

Февр

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент

Окт

Нояб

Дек

2007

140

86

32,1

20

38,2

115

89,1

305,5

157,1

45,2

16,2

32,1

3083,5

2008

136

45

55,3

24,1

47,3

78

201,1

200,1

245,1

40,1

15

45,8

3140,9

2009

98

78

45,1

27,5

29,1

101

158,3

367,3

289,3

25,1

18,3

40,3

3286,3

Итог

374

209

133,5

71,6

114,6

294

448,5

872,9

691,5

110,4

49,5

118,2

3460,7

Ср. уровень

125

69,7

44,5

23,9

38,2

98

149,5

291

230,5

36,8

16,5

39,4

1162,7

Кс

389

217,5

138,9

74,5

119,3

305,9

466,7

908,3

719,6

114,9

51,5

123

3518,6


 

Эти данные получены непосредственно от бухгалтерии санатория. По данным таблицы можно сделать вывод, что коэффициент сезонности показывает, что наименьшее  отклонение от среднего уровня объёма  реализованных услуг наблюдается в апреле (74,5%) и ноябре (51,5%), а наибольшая в августе (908,3%). 

Это связано со следующими факторами:

    • Первичные: Природно-климатические. Погода в Алтайском крае очень переменчивая, поэтому летний сезон начинается только в июне, а может и в июле. Также и зимний сезон, может сдвинуться на ноябрь либо вообще начаться в январе.
    • Вторичные: Экономические. Именно с 2007 по 2009 наблюдается резкий спад, это связано с уменьшение уровня дохода населения и мировым финансовым кризисом.
    • Материально-технические. Также спад можно объяснить тем, что за 2005-2008 года в Горном Алтае было построено множество новых и современных туристических баз. Их доступность и новизна привлекает туристов больше, чем отдых и лечение в санатории.  

 

Также мной был составлен  график, отражающий коэффициент сезонности:

По графику четко видно, что сезон «пик» - с июля по август, высокий сезон – с апреля по июль и в ноябре-декабре, низкий сезон  – с января по апрель, а «мертвый» - в апреле и ноябре.

 

    1. Разработка мер по решению данной проблемы

 

Для сглаживания факторов сезонности в санатории «Барнаульский», мною был разработан план мероприятий.  Он включает в себя 6 пунктов, которые будут  реализовываться, и использоваться по мере доходности и заинтересованности предприятия.     

  1. Для того  чтобы преодолеть самый низкий коэффициент сезонности в ноябре и апреле, я предлагаю разработать специальный заезд для школьников, который будет в себя включать  различные развлекательные мероприятия, дискотеки, а также комплекс оздоровительных и профилактических процедур для школьников.
  2. В эти же месяца территорию санатория можно предоставлять крупным организациям для проведения различных форумов, заседания и мероприятий. Для этого нужно непосредственная работа с крупными Алтайскими предприятиями, а также с предприятиями других регионов.
  3. Развитие несезонных форм отдыха и обслуживания. Это может быть организация хобби-туров в осенний и весенний периоды; использование материальной базы для проведения фестивалей, съездов, конгрессов, симпозиумов; организация познавательных маршрутных туров по курортным местам с осмотром достопримечательностей и т. п.
  4. Устанавливать такой уровень цен, который обеспечил бы хороший спрос и соответствующую рентабельность производства. Например,  введение скидок на путевки в выходные дни или скидки для постоянных клиентов.
  5. Также для увеличения посещаемости можно использовать различные  развлекательные средства. В зимнее время Обь замерзает, поэтому на берегу на расстояние 10-30 метров можно сделать каток. Либо организовать катание на лошадях с санями.
  6. Непосредственная разработка заездов на выходные в зимнее для студентов и молодежных компаний и введение для них системы скидок.

 Все это позволяет  загружать материальную базу  вне сезона, активизировать деятельность  агентско-операторских компаний и сглаживать экономические проблемы рентабельности в разные сезоны года.

 

 

Заключение

Сезонные колебания - периодические  колебания, которые имеют определенный и постоянный период, равный годовому промежутку.   Изучение сезонности позволяет влиять на неравномерность спроса в туризме. В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.           Очевидно, что поток туристов в течение календарного года не может быть равномерным, он подвержен сезонным колебаниям. Для уменьшения степени неопределенности и риска туристическое предприятие должно располагать надежной, объемной и своевременной информацией, которая обеспечивается проведением маркетинговых исследований. Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет туристическому предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.         Изучение сезонности в туризме позволяет определить степень влияния природно-климатических условий на формирование тур потока, установить продолжительность туристского сезона, раскрыть факторы, обуславливающие сезонность в туризме. Оперируя этой информацией можно разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов, определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы. Временной фактор очень важно учитывать при планировании работ по продвижению, поскольку начинать их лучше за несколько месяцев до наступления "высокого" сезона.  В ходе данной курсовой работы мы рассмотрели часть приемов, позволяющих оценить величину сезонных колебаний. Для этого использовали коэффициент сезонности. Мы постарались спрогнозировать объёмы продажи туристских услуг методом экстраполяции данных прошлых периодов. Мы применили методы средних переменных.    Таким образом, мы выяснили, что фактор сезонности является весьма значительным явлением в сфере туризма, который всегда должен учитываться грамотным менеджером в работе.

 

Список литературы:

1. Аспарин А.С., Мымрикова Л.С., Рябушкин Б.Т. Платные услуги населению в сфере туризма в системе макроэкономических показателей // Вопросы статистики. - 2008. - №4.

Информация о работе Анализ сезонности в туризме (на примере санатория "Барнаульский")