Анализ сезонности в туризме (на примере санатория "Барнаульский")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Туризм сегодня - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На эту сферу приходится около 6% мирового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место и 11% мировых потребительских расходов. Для некоторых стран туристическая деятельность является важным, а иногда и единственным источником дохода. Кроме того, туризм предоставляет возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и ее народа. Поэтому все вопросы, связанные с туристической деятельностью актуальны.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Теоретические основы сезонности в туризме»
Сущность и классификация понятия сезонность 4
Роль сезонности в реализации туристского продукта 6
Глава 2 «Практическое исследование сезонности в туризме на примере санатория «Барнаульский»» 11
2.1Общие сведения об анализируемом объекте 14
2.2 Показатели развития, тенденции и проблемы, связанные с сезонностью, на примере санатория «Барнаульский» 17
2.3 Анализ сезонности на основе данных санатория «Барнаульский» 21
2.4 Разработка мер по решению данной проблемы 23
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике.docx

— 66.27 Кб (Скачать документ)

Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Функционирование туристского  рынка и связанных с ним  предприятий туристской индустрии  имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы:

♦ природно-климатическими (количество и качество специфических благ для развития всевозможных видов туризма);

♦ экономическими (структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения);

♦ социальными (наличие свободного времени);

♦ демографическими (дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам);

♦ психологическими (традиции, мода, подражание);

♦ материально-техническими (развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания);

♦ технологическими (комплексный подход в предоставлении качественных услуг).

Существует реальная возможность  влияния на сезонную неравномерность  спроса в туризме, если она не вызвана  природно-климатическими факторами.

Следовательно, в процессе анализа  и планирования объема реализуемых  услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев  от среднегодовых показателей. Эти  расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период. Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних. 
 
Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются: 
 
1) значительный удельный вес неполной занятости; 
2) сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; 
3) низкий удельный вес квалифицированного персонала; 
4) ограниченные возможности профессионального роста;  
5) значительный удельный вес женского труда. 
 
Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей. 
 
Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

 
Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается  на действие трех основных экономических  законов: закон стоимости, закон  спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения  формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции  выступает как механизм функционирования рынка.

Сезонность туризма  ведет к сезонному характеру  занятости работников туристской индустрии, особенностями которой являются:

♦ значительный удельный вес  неполной занятости;

♦ сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

♦ низкий удельный вес квалифицированного персонала;

♦ ограниченные возможности  профессионального роста;

♦ значительный удельный вес  женского труда.

С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный  характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей. Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий  населения как источник дополнительного  дохода.

В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные  колебания. Туристские организации  и учреждения предпринимают ряд  мер, направленных на уменьшение сезонных спадов:

♦ дифференциация цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%);

♦ многоцелевое использование – развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям: конгрессный, деловой и т. д. Чем более многофункциональны ресурсы района, тем больше вероятность успеха, так как они могут использоваться круглый год.

В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран  прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах  туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Например, Франция, Италия, Швейцария  и Австрия, обладая примерно одинаковыми  туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного  туризма. Бурно развивая контрастный  туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномерность  не за счет снижения интенсивности  туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его  удлинения. В результате чего количество обслуженных туристов за июль-август от общего годового количества составило  во Франции 28%, в Италии – 40%, в Швейцарии  – 37%, в Австрии – 45%, что является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов  услуг туризма.

Удлинение главного туристского  сезона оказывает сильное влияние  на эффективность работы туристской фирмы:

♦ «консервация» или снижение загрузки материально-технической  базы ведет к прямым убыткам в  основной деятельности туристской фирмы;

♦ обеспечивается более  полная занятость населения и  ликвидируется безработица;

♦ повышается уровень использования  основных фондов других отраслей –  транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства

и др.;

♦ сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному  использованию природных ресурсов.

Объем реализованных услуг  туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими  факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных  услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев  от среднегодовых показателей.

Эти расчеты производятся на основе коэффициентов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период.

В практике экономического анализа  используются различные методы расчета коэффициента сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей (подвижной) средней, метод У. Персонса.

Наиболее легким из них является метод простой средней, который  применяется для исчисления сезонных колебаний в тех случаях, когда  внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.

Для выявления устойчивой, а не случайной закономерности внутригодовой  динамики объема реализованных услуг  туризма в разрезе отдельных  месяцев расчеты должны производиться  за ряд лет (не менее трех последних).

Для успешного ведения туристской деятельности фирмам целесообразно  тщательно изучать механизм функционирования туристского рынка, о чем говорилось ранее.

 

Глава 2. Практическое исследование сезонности в туризме  на примере санатория «Барнаульский».

2.1. Общие сведения  об анализируемом объекте.

Учреждение Алтайского краевого Совета профсоюзов Санаторий «Барнаульский» сегодня - это современная климатобальнеогрязевая здравница на 480 мест 1-ой квалификационной категории, расположенная в нагорной части города Барнаула, на берегу реки Обь, в экологически чистой лесопарковой зоне площадью 23 га. Живописная территория, искусственные водопады, фонтаны, собственный пляж, ручные белки, живой уголок с бурыми медведями, разнообразные развлекательные мероприятия помогают в укреплении здоровья и поднимают настроение всем отдыхающим."

Лечебная и диагностическая  база санатория отвечает самым современным  требованиям. Имеют 60-летний опыт в  лечении заболеваний:

- сердечно-сосудистой системы;

- нервной системы; 
- желудочно-кишечного тракта; 
- органов дыхания и пищеварения; 
- опорно-двигательного аппарата; 
- почек, гинекологических и андрологических расстройств;

- кожные заболевания; 
- профессиональные заболевания (по всем профилям санатория); 
- оздоровление детей с 4-х до 15 лет.

В санатории имеются специализированные отделения для больных, перенесших инфаркт миокарда и операции на сердце и сосудах, а также больных, перенесших инсульт. Предлагаются путевки «Красота и здоровье», включающий уникальные омолаживающие процедуры. Функционируют Центры вертеброневрологический, гинекологический и по реабилитации больных с профессиональными заболеваниями. К услугам отдыхающих предоставляются благоустроенные 2-х, 1-местные номера, Люксы, Апартаменты. Все номера оснащены холодильником, телевизором. Питание отдыхающих по заказной системе, в том числе и в ресторане.

Категории проживания:  

 

1, 2 – местные  номера - одна или две 1-спальные кровати, тумбочка, шкаф, телевизор, холодильник, посуда. Туалетная комната: душ, WC, раковина. 1(2) осн. места + 1 доп. место (раскладушка). 

 

Люкс – двухкомнатный номер. В спальне: 2-спальная кровать, туалетный столик, пуфик, тумба, шкаф. В гостиной: мягкая мебель, стол, стулья, телевизор, шкаф с посудой, холодильник. Туалетная комната: ванна, WC, биде, раковина. 2 осн. места + 2 доп. места. (диван). 

 

Апартаменты – двухкомнатный номер. В спальне: 2-спальная кровать, туалетный столик, пуфик, тумба, шкаф. В гостиной: мягкая мебель, стол, стулья, телевизор, шкаф с посудой, холодильник. Туалетная комната: ванна, WC, биде, раковина. 2 осн.места + 2 доп. места. (диван). 

 

Питание: в столовой организовано в 4-х залах по 14- ти лечебным диетам: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 15, гипоаллергенная диета для перенесших инфаркт и инсульт, вегетарианская диета, низкокалорийная по профильной путевке «Красота и здоровье». 

 

Специализация: заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, заболевания почек и мочевыводящих путей, гинекология и сексуальные дисфункции у мужчин. 

 

Лечение: Лечебное отделение имеет в составе 2 бальнеолечебницы на 16 ванн, в т.ч. сероводородная лечебница, зал углекислых ванн, газовых и минеральных ванн, кабинеты гидромассажа и гидропатии (души восходящий, циркулярный, Шарко) физиоотделение, спелеолечебницу на 15 мест площадью 70 м2 с видеонаблюдением и современной технологией подготовки воздуха, грязелечебницу на 18 процедурных мест площадью 570 м2, крупнейшую на Алтае с грязехранилищем на 45 тонн, комплекс термотерапии с финской сауной, турецкой и русской баней, плавательным и кипящим бассейнами, 2 зала ЛФК, зал тренажеров, спортплощадки, маршруты дозированной ходьбы.  
 
Функционирует Психотерапевтический Центр (в составе гипнотарий, кабинеты психоэмоциональной разгрузки, психолокационной терапии, БОС-терапии). Центр обеспечен программами для психотерапевтического компьютерного тестирования.  
 
Имеется отделение озонотерапии (газация конечностей в пластиковых мешках, инъекции, кишечные инсуфляции, ингаляции, озоновый бювет), кабинеты гирудотерапии, мануальной терапии, иглорефлексотерапии, андрологический кабинет, косметический салон, фитобар, аптека, ЦСО (Централизированное стерилизационное отделение), кабинет централизованной выдачи медикаментов, ПИТ (палата интенсивной терапии).  

 

Инфраструктура: тренажерный зал, конференц зал, открытый бассейн, спортивные площадки, для проведения свободного времени предоставляются бесплатно: лыжи, шахматы, шашки, теннисный стол, бильярд, дартс, бадминтон, мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные.

 
Достижения санатория

  • В г. Москве по результатам конкурса, проводимого Международной Академией Реальной Экономики (МАРЭ), санаторию присвоено звание и вручен дипломом «Лидер региональной экономики» в номинации «Внедрение новейших технологий в области курортологии и климатотерапии».
  • Санаторий награжден кубком Гранд-при Эффи в г. Париже международного комитета по программе «Партнерство ради прогресса» в числе 48 медицинских учреждений России, ставших лауреатами программы.
  • Санаторию «Барнаульский» присвоено звание «Лидер регионального бизнеса» в номинации «Использование передовых технологий в лечении и реабилитации».
  • Выдан Диплом международной финансово-исследовательской Академии бизнеса.
  • Присвоено звание «Предприятие года». Директору санатория - «Человек года».
  • "Барнаульский" – победитель открытого смотра-конкурса «Медаль» Алтайской ярмарки» в номинации «Индустрия красоты» за разработку и внедрение программы «Красота и здоровье».
  • Санаторий "Барнаульский" – награждается дипломом за участие в выставке ТУРСИБ в конкурсе «Золотая медаль Сибирской Ярмарки» за профессиональное продвижение туристического продукта.
  • Победитель 8-ой специализированной выставки-ярмарки "Сибдача", "Спорт.Отдых.Туризм", признан лучшим экспонатом с присвоением медали "Кузбасской Ярмарки" и дипломом 1 степени.

 

2.2 Показатели  развития, тенденции и проблемы, связанные с сезонностью на  примере санатория «Барнаульский»

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного  состояния к новому качественному, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Несмотря на сохраняющееся воздействие  ряда отрицательных факторов внутреннего  и внешнего плана, в сфере санаторно-курортной  индустрии страны на рубеже XX - XXI веков  обозначились положительные тенденции. В частности это связано с  формированием относительно устойчивого  платежеспособного спроса различных  групп населения на санаторно-курортные  лечебно-оздоровительные услуги. По мере улучшения условий жизнедеятельности, потребителями этих услуг становятся новые слои, группы населения, которые  обозначились в результате дифференциации населения по доходам, как средний  класс, лица с высокими доходами.

Информация о работе Анализ сезонности в туризме (на примере санатория "Барнаульский")