Технологический процесс ремонта переднего моста автомобиля ЗИЛ-130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране, способствовали развитию отечественного автомобилестроения и росту импорта иностранных автомобилей. Эти факторы, в свою очередь, обеспечили быстрый рост автомобильного парка легковых автомобилей в нашей стране (1990 г.-13227000 авт., 2002 Г.-20353017 авт.), и показатель насыщенности автомобилями на душу населения увеличился почти вдвое (1991 г.- 63,5 авт./1000 жит.; 2001 г.- 140 авт./ЮОО жит.).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 853.41 Кб (Скачать документ)

            Введение. 

Политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране, способствовали развитию отечественного автомобилестроения и росту импорта иностранных автомобилей. Эти факторы, в свою очередь, обеспечили быстрый рост автомобильного парка легковых автомобилей в нашей стране (1990 г.-13227000 авт., 2002 Г.-20353017 авт.), и показатель насыщенности автомобилями на душу населения увеличился почти вдвое (1991 г.- 63,5 авт./1000 жит.; 2001 г.- 140 авт./ЮОО жит.). Особенно высокий уровень автомобилизации имеют крупные города. Так в г. Москве за 10 лет число автомобилей увеличилось почти в 3 раза (1992 г.- 778442 авт.; 2001 г.-2113660 авт.), а насыщенность достигла 400 авт./ЮОО жит. (в Европе показатель насыщенности равен 455 авт./ЮОО жит., в США - 485 авт./ЮОО жит.). В то же время в России сохраняется очень высокий показатель аварийности по причине неудовлетворительного технического состояния эксплуатируемых автомобилей (в 2000 г. произошло 114 тыс. ДТП, в которых погибли 20 тыс. чел.; только в г. Москве в 5 тыс. ДТП погибло 1100 чел.). В большой степени это связано с тем, что в России и г. Москве средний возраст парка легковых автомобилей составляет 10 лет. Такое возрастное состояние автопарка требует усиленного внимания к его обслуживанию и ремонту. Сфера услуг в настоящее время является одной из важных отраслей народного хозяйства призванной удовлетворять индивидуальные запросы и потребности населения страны в различных видах услуг. Сфера услуг как отрасль экономической деятельности представляет собой совокупность организаций, цель которых - оказание разнообразных платных услуг по индивидуальным заказам населения. Таким образом, сфера услуг решает важнейшие социально-экономические задачи и ее значение в жизни общества неуклонно возрастает.

Одним из видов  таких услуг являются услуги автосервиса

Рост парка  автомобилей предъявил повышенные требования к функционированию и  развитию такой отраслевой группы бытовых  услуг как услуги по ремонту и  техническому обслуживанию автотранспортных средств, а также отдельных видов  услуг: шиномонтаж и т.п. Так как в соответствии с действующим на сегодня классификатором услуг населению все эти услуги относятся к разным отраслевым группам, но все направлены на удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства, на наш взгляд, целесообразно объединить их под общим названием услуги автосервиса, тем более, что данный термин широко используется в среде автовладельцев и профессионалов, оказывающих данные услуги. Быстрый рост автопарка свидетельствует о том, что резервы роста этого направления сферы услуг далеко не исчерпаны. Автосервис - одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей сферы услуг. В широком смысле, рынок автосервисных услуг - это отношения между субъектами этого рынка: автовладельцами и предприятиями системы автосервиса. С точки зрения взаимоотношения спроса и предложения под рынком автосервисных услуг следует понимать особый институциональный механизм, опосредствующий отношения по поводу купли-продажи услуг, направленных на поддержание работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации 
 
 
 

История возникновения и  развития технического автосервиса.

Автосервис является составной частью инфраструктуры автомобильного транспорта, которая включает в себя системы торговли, поддержания работоспособности  и восстановления автомобилей, его  технической эксплуатации, снижения негативных воздействий автомобиля на окружающую среду. Значение автосервиса  для нормальной эксплуатации автомобиля трудно переоценить. С появлением первых автомобилей возникла необходимость  их технического обслуживания и ремонта. Однако основное внимание уделялось  производству автомобилей, а не организации  их обслуживания. Первые правила организации технического обслуживания и ремонта появились в 1906 г. В них были установлены порядок сдачи автомобилей на хранение и ремонт, сроки оплаты за услуги, взаимоотношения между работниками и клиентами и т. д. Однако обязательная система проведения технического обслуживания и ремонта отсутствовала, что обусловило необходимость контроля за техническим состоянием автомобилей. Владельцам автомобилей, прошедшим технический осмотр, стали выдавать свидетельство на право эксплуатации автомобиля. В- мастерских ремонт производили по инструкциям заводов-изготовителей. Основной: формой обслуживания; был текущий: ремонт по потребности, который выполнялся рабочими мастерской при участии шофера. Лишь со временем, после накопления опыта сложились общие рекомендации' по обслуживанию автомобилей. При создании гаражей и мастерских основными требованиями являлись: - пожарная безопасность на территории предприятия; - установление определенных норм площадей на 1 автомобиль; - наличие необходимых устройств для технического обслуживания и ремонта (осмотровых канав, отопления, водопровода, электрического освещения, телефона); - наличие складов топлив и масел, располагаемых вдали от мест хранения автомобилей. На начальном этапе автомобилизации в России владельцами гаражей и ремонтных мастерских были автомобильные торговые дома, автозаводы, экипажные фабрики. Стала осуществляться специализация в, торговле автомобилями, их техническом обслуживании и ремонте. Появились мастерские по ремонту шин, а позже и по восстановлению их протектора. К 1916 г. в стране были образованы гаражи и мастерские в 39 городах. Больше всего таких предприятий было в Петрограде - более 70. Кроме того, создавались фабрики и заводы по производству запасных частей к автомобилям. После Октябрьской революции в 1917 г. новыми властями стало придаваться большое значение развитию автомобилестроения и сопутствующих производств. В 1918 г. был подписан декрет СНК «О реформации автомобильного хозяйства в республике». После принятия декрета были национализированы АМО, «Русско-Балтийский завод», «Русское-Рено» и создано Главное управление государственных автозаводов. На этих заводах в годы гражданской войны производился ремонт автомобилей всех марок. Типичные автомобилеремонтные предприятия в тот период имели производственную мощность, позволяющую выполнять 150-200 капитальных ремонтов в год. В начале 20-х гг. XX в. образовалось много мелких автохозяйств, насчитывающих 2.-- 3 автомобиля. Хозяйства не имели производственной базы для проведения технического обслуживания и ремонта, ощущался дефицит запасных частей и материалов: В связи с этим отсутствовало проведение ТО! и ремонта с определенной периодичностью. Ремонт осуществлялся при возникновении неисправности, а поиск запчастей производился на автомобильных свалках. С 1924 г. авторемонтные предприятия были объединены во Всесоюзный автомобильный трест (АВТОТРЕСТ). В 1925 г. был выпущен сборник «Автомобильное хозяйство», в котором была проведена классификация автохозяйств по подвижному составу, грузоподъемности и срокам службы автомобилей. Сборник содержал также нормативы трудоемкости ремонтных работ, затрат и требуемой численности работников. Эти документы представляли новые формы ведения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. С 1926 г. началось строительство специальных помещений для хранения автомобилей и ремонтных мастерских. Первый авторемонтный завод был построен в г. Баку в 1929 г. В то же время в стране началось производство собственных автомобилей, после того как заводы в Москве и Ярославле перешли от ремонта к выпуску автомобилей. За период с 1928 по 1932 гг. выпуск автомобилей собственного производства увеличился в 28 раз (табл. 1.1). С 1930 г. на наших заводах была организована сборка автомобилей из импортных запасных частей. Если в 1928 г. доля выпуска собственных автомобилей составляла 43,5 % от общего количества новых автомобилей, то в 1932 г.-92 %. Таблица 1.2. Динамика численности импортируемых и отечественных автомобилей за период с 1928 по 1932 гг., шт. Источник поступления автомобилей Годы 1928 1929 1930 1931 1932 Импорт 1090 2226 15588 17894 2000 вт.ч. сборка на советских заводах -- 5185 17395 1526 Собственное производство 839 1748 3340 3182 23886 Развитие пассажирских перевозок автобусами также обусловило необходимость создания гаражей и ремонтных мастерских. Постепенно в автохозяйствах стали внедряться элементы планирования ТО и ремонта. Были установлены нормативы пробега автомобилей, а также нормативы годовых расходов на поддержание автомобилей в исправном состоянии. Обязательным требованием при проектировании и строительстве автомастерских стало наличие механического, кузнечно-сварочного, рессорного, электротехнического, вулканизациоиного, малярного и других участков. В- 1929 г. инженер Л.Н. Давидович заложил основы планово-предупредительной системы ремонта автомобилей. Вместе с тем, рост численности автопарка значительно опережал развитие производственной базы. Поэтому простои автомобилей в ТО и ремонте были велики, и их организация была неудовлетворительной. В 1933 г. Цудортранс утвердил систему планово-предупредительных ремонтов, которая должна была внедряться во всех автохозяйствах. Однако из-за больших финансовых и трудовых затрат система не получила распространения. Авто предприятия не представляли автомобили на станции технического обслуживания из-за высоких цен на работы по обслуживанию. В 1934 г. в СССР появился первый учебник по ремонту автомобилей «Авторемонтное производство», автором которого был В.Э. Вейрих. В этом учебнике описывались основные принципы авторемонтного производства, методы, системы и виды ремонта, была дана методика проектирования авторемонтного предприятия. B 1940 г. было утверждено единое для всех автопредприятий «Положение о профилактическом, обслуживании и ремонте автотранспорта». В нем приводилась единая классификация ремонтов автомобилей, а также другая организационно-нормативная документация, определявшая конкретные формы авто-предприятий; станций технического обслуживания (СТО) и авторемонтных заводов (АРЗ). Во время Великой Отечественной войны была усовершенствована система технического обслуживания и ремонта. Это, в первую очередь, было связано с применением агрегатного метода ремонта автомобилей, который получил широкое распространение к концу войны. Централизованное восстановление деталей было организовано как передвижными, так и стационарными авторемонтными мастерскими, После окончания войны начался процесс специализации авторемонтных заводов и мастерских по маркам автомобилей и видам выполняемых работ. В 1959 г. была принята система ремонта машин, при которой средний и капитальный ремонты планировались согласно установленным нормам межремонтных пробегов. Фактическая потребность в ремонте определялась по результатам технического осмотра автомобиля. Лишь в 70-х годах прошлого столетия после выпуска Волжским автозаводом первых автомобилей ВАЗ значительно увеличилось количество СТО, обслуживающих граждан. Были приняты стандарты, определяющие требования: к техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Стандарты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в СССР, введенные в 1970 -- 1980-х гг. ГОСТ Дата введения № Наименование 18505-73 Автомобили и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта. Комплектность. 01.01.1974 13377-75 Надежность в технике. Термины и определения 01.07Д975 18506-73 Общие технические требования 01.01.1978 22581-77 Автомобили и их составные части 01.07.1978 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. 01.07.1979 18322-73 Система технического обслуживания и ремонта техники 01.01.1980 18322-78 Термины и определения 01.01.1980 Требования к автотранспортным средствам при всей их общности имеют специфику по качественным и количественным характеристикам в соответствии с функциональным назначением и классификацией автотранспортных средств. С развитием автомобильной техники и процессов ТО и ремонта в нашей стране был принят основной, нормативный документ «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (1983 г.). В это время стало применяться более современное гаражное оборудование; диагностическая аппаратура, средства автоматизации. Были образованы базы централизованного технического обслуживания автомобилей и крупные СТО. В результате этого снизилась трудоемкость обслуживания и ремонтных работ, была достигнута экономия запасных частей, улучшились экологические показатели автомобилей [75]. В начале 80-х гг. XX в. в СССР основное количество автотранспортных средств - автобусы, грузовые автомобили, таксомоторы -- были сосредоточены в крупных государственных комплексных автотранспортных предприятиях различных ведомств. Их технический сервис осуществлялся на производственной базе этих автохозяйств. К 1985 г, только в системе бывшего Минтранса РСФСР техническое обслуживание: и текущий ремонт автомобилей проводились в более чем 2,5 тыс. автопредприятий. Каждое автотранспортное предприятие обслуживало только свои автомобили. В последующий период, вплоть до начала реформирования транспортно-дорожного комплекса, в регионах России этим министерством создавались крупные централизованные производства по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, агрегатов, восстановлению и изготовлению деталей в интересах автопредприятий этих регионов. Подобные системы создавались и параллельно функционировали также в других ведомствах (бывшей Россельхозтехнике, в строительной, нефтяной отраслях и т. п.). Одновременно в каждом ведомстве развивалась система мощных авторемонтных заводов по полнокомплектному, а позднее агрегатному ремонту автомобилей. В России к 1985 г. существовало около 1000 таких авторемонтных заводов и мастерских различной подчиненности. Вся эта сервисная индустрия была громоздка и плохо управляема. Но главный недостаток этой системы заключался в отсутствии экономических механизмов, стимулирующих ее развитие и совершенствование. Средства на покрытие затрат, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, относились на общую себестоимость перевозок. Для; авторемонтных и других самостоятельных централизованных производств источники и размеры возмещения расходов устанавливались вышестоящими организациями по сути директивно, покрывались за счет целевых средств на капитальный ремонт и относились на себестоимость перевозок. В условиях полного отсутствия конкуренции в предоставлении услуг по техническому сервису затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей в автотранспортных предприятиях разных ведомств составляли до 30 -40 % от общих затрат на перевозки. Эти затраты автопредприятия компенсировали за счет приписок объемов невыполненных работ по перевозкам, а также огромных дотаций государства. Приписки широко практиковались ранее, особенно на грузовом автотранспорте. Все это ложилось тяжелым бременем на клиента, пользующегося услугами автотранспорта. Общепринятая в мире система: фирменного сервисного обслуживания грузовых автомобилей, автобусов и таксомоторов вообще не развивалась. Некоторые попытки КАМАЗа создать такую систему привели лишь к формированию несовершенной и дорогой системы поставки запасных частей, производимых этим объединением; Система технического сервиса для индивидуальных владельцев легковых автомобилей формировалась в стране по двум направлениям: - развитие фирменного автосервиса (система крупных технических центров и станций ВАЗа, в меньшей степени - АЗЛК); - создание сети станций техобслуживания, в основном небольших, универсального типа в системе Минавтотранса Российской Федерации. Несмотря на низкий уровень обеспеченности населения легковыми автомобилями (на 1 января 1990 г. на 1000 жителей РСФСР приходилось всего 72 автомобиля, что в десятки раз меньше, чем в развитых странах Запада), потребности в техническом сервисе практически не обеспечивались. В России на более чем 10,5 млн. автотранспортных средств, принадлежавших гражданам (в т. ч. более 8,5 млн. легковых автомобилей), в 1990 -- 1991 гг. приходилось 455 станций, центров и мастерских по техническому обслуживанию и ремонту с количеством рабочих постов около 4860 ед, В 90-е гг. XX в., в период становления рыночных отношений в транспортно-дорожном комплексе страны, когда шли активные процессы разгосударствления автотранспортных предприятий, их разукрупнения и массовой приватизации автомобилей (только к концу 1993 г. в частном владении находилось более 300 тыс. грузовых автомобилей и автобусов), созданная ранее в России инфраструктура технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств стала реформироваться в рыночные структуры. Сейчас наблюдается активный процесс развития предпринимательства в сфере услуг автосервиса путем создания новых производств, выделения из состава крупных автотранспортных предприятий производств по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, преобразования бывших специализированных ремонтных предприятий в частные и акционерные фирмы. В порядке индивидуальной трудовой деятельности в автосервис пришло значительное количество специалистов и работников. В связи с поступлением на транспортный рынок страны большого количества автомобилей иностранного производства в России организуются станции и центры фирменного ремонта, в том числе с участием иностранного капитала, по фирменному ремонту и обслуживанию автомобилей производства Японии, США, Германии, Франции, Кореи и других стран.

С появлением первых автомобилей, возникла необходимость  в их ремонте и обслуживании, но специализированных организаций по ремонту ещё не существовало. Ремонт осуществлял владелец, либо его шофер: вышедшие из строя детали изготавливались  собственными силами, а проколы ликвидировались  прямо на дороге. Лишь в начале XX века увеличение количества автомобилей  послужило толчком к организации  авторемонтного дела. На основе мастерских по ремонту сельхозтехники или велосипедов  стали появляться первые автомастерские. Располагались они ближе к  людям, которым автомобиль был необходим  по роду их деятельности (например, врачи). Здесь же продавался бензин, который  с помощью насоса подавался из подземного бака.

В России начало развитию отечественного авторемонтного производства положило Московское автомобильное  предприятие П.П. Ильина. Для поступивших  на ремонт автомобилей предприятие  Ильина самостоятельно изготавливало  отдельные агрегаты, коробки передач, передние оси и т.п., что послужило  зарождению агрегатного метода ремонта  автомобилей.

Бурное развитие авторемонтных предприятий пришлось на период индустриализации. После  распада СССР количество авторемонтных  предприятий значительно сократилось. В настоящее время наиболее распространены военные авторемонтные заводы для  обслуживания и ремонта военной  техники с воинских частей и полигонов; а также небольшие мастерские, имеющие от 3 до 10 постов, которые  могут быстро реагировать на изменения  парка автомобилей, перестраиваться  на новые виды ремонтных работ  и не имеют большого складского хозяйства.

      Виды  услуг, оказываемые автосервисом.

- расконсервация

- регулировка  узлов и агрегатов поддержанию  работоспособности и восстановлению  автомобиля:

- диагностика

- техническое  обслуживание (гарантийное, регламентное, сезонное)

- текущий ремонт, замена отдельных узлов и деталей

- капитальный  ремонт обеспечению условий технической  эксплуатации автомобиля:

- шиномонтаж (в части замены и перебортирования колес)

- балансировка  колес

- антикоррозийная  обработка обеспечению условий  использования автомобиля

- установка дополнительного  оборудования

- индивидуальная  доводка автомобиля (тюнинг)

- химическая  чистка салона и мойка автомобиля  обеспечению экологической безопасности:

- диагностика  и регулировка СО-СН и т.п.

- утилизация  автомобилей

-продажа запасных  частей, материалов

Система технического обслуживания автомобильного транспорта является планово-предупредительной, и все работы, предусмотренные  для каждого обслуживания, являются обязательными к выполнению в полном объеме. Эта система способствует постоянному поддержанию автомобилей и прицепов в работоспособном виде, уменьшению интенсивности износа деталей, предупреждению отказов и неисправностей, снижению расхода топлива и смазочных материалов, повышению надежности и безопасности эксплуатации и увеличению пробега автомобилей до ремонта.

Крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и уборочно-моечные работы, проводимые в предусмотренные техническим  обслуживанием сроки, позволяют  обеспечить нормальные условия работы всех систем и механизмов автомобиля.

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги  или время работы подвижного состава. Периодичность технического обслуживания устанавливается по фактически выполненному пробегу в километрах с учетом условий эксплуатации. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принята для легковых автомобилей, затем - автобусов и  грузовых автомобилей.

Ремонт подвижного состава автомобильного транспорта предназначен для регламентированного  восстановления и поддержания работоспособности  автомобилей и прицепов, устранения отказов и неисправностей, возникших  в работе или выявленных при техническом  обслуживании. Ремонтные работы выполняют  как по потребности (после появления  соответствующего отказа или неисправности), так и по плану через определенный пробег или время работы подвижного состава.

Существует два  вида ремонта: капитальный и текущий. Последний, в свою очередь, делится на средний, малый, и текущее (межремонтное) обслуживание.

Капитальный ремонт, как правило, выполняют на специализированных ремонтных предприятиях, текущий - на автотранспортных предприятиях или  на станциях технического обслуживания.

Капитальный ремонт включает контрольно-диагностические, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, обойные, электротехнические, шинoремонтные, малярные и другие работы. Ремонтные работы могут выполняться по определенным агрегатам узлам, а также по подвижному составу в целом. При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, выявляют дефекты, восстанавливают или заменяют отдельные детали, затем собирают, регулируют и испытывают. Если капитальному ремонту подлежит весь автомобиль, то его тоже полностью разбирают, все детали дефектуют, восстанавливают и заменяют, собирают, а узлы и агрегаты регулируют и испытывают.

Текущим ремонтом считается такой, при котором  агрегат разбирается лишь частично, а восстанавливаются и заменяются только те части, срок службы которых  равен межремонтному периоду. Текущий  ремонт обычно осуществляется без снятия агрегата с фундамента. При этом средний текущий ремонт отличается от малого лишь объемом ремонтных  работ. Текущее (межремонтное) обслуживание сводится к повседневному наблюдению за состоянием оборудования и устранению мелких неисправностей.

Учет ремонта  транспортных средств следует вести  по его видам: капитальный и текущий  с разделением на средний, малый и межремонтное обслуживание. В арсенале у предпринимателя имеется современное диагностическое оборудование для диагностики всех систем автомобиля, впечатляет техническая библиотека, сам автосервис спланирован очень технологично, обеспечен необходимым оборудованием и оснасткой, чувствуется «рука» специалиста своего дела, фаната. Впечатляют и дополнительные услуги- это консультации при покупке автомобиля, аренда автомобилей, проверка контрактных двигателей на стенде и т.д..

- рынок технического  обслуживания и ремонта автотранспортных  средств в городе растет быстрыми темпами. Доминирующее положение на рынке автосервисных услуг занимают субъекты малого предпринимательства. Ежегодно увеличивается парк автомобилей, которое ведет к увеличению числа потребителей, следовательно - увеличению числа автосервисных предприятий, в том числе непрофессиональных и незарегистрированных мастерских. Актуальной остается проблема квалификации персонала. Около 60% производственных рабочих не имеют специального образования. Во многих мастерских организация приема заказа не соответствует правилам предоставления автосервисных услуг. Неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг, является основной проблемой в данной сфере услуг, которая требует кардинального решения.

На региональном рынке автосервисных услуг работают не только крупные предприятия, но и много мелких. В условиях рынка ведущей функцией управления является маркетинг, который определяет не только рыночную, но и всю политику предприятия. Анализ структур управления маркетинговой деятельностью является важной составной частью работы каждого предприятия. Однако в них порой отсутствуют достаточно квалифицированные специалисты-маркетологи, поэтому, зачастую, не проводятся и маркетинговые исследования. Вследствие этого маркетинговая стратегия компании формируется эмпирически. Должностные инструкции не соответствуют новым условиям хозяйствования и требуют коренного пересмотра. Анализ структуры затрат автосервисных предприятий показывает, что наибольший удельный вес имеют затраты на материалы и запчасти, а также затраты на оплату труда, наблюдается их рост.

Информация о работе Технологический процесс ремонта переднего моста автомобиля ЗИЛ-130