Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
исследовать теоретико-методологические аспекты проблем эффективного развития экономики регионов;
провести анализ транспортного комплекса Хабаровского края, в том числе по видам транспорты и выявить перспективные направления и проблемы развития;
разработать проект развития транспортного комплекса и инфраструктуры региона на основе расширения инвестиционной активности в транспортном комплексе.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………..……………………………………
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ …………………………..……………………………………...


7
1.1 Параметры эффективной модели регионального развития:
общие характеристики ……………………………………………..

7
1.2 Методика комплексной оценки уровня социально-
экономического развития регионов России: сущность,
параметры, возможность совершенствования …………………….


11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ …………………………..…………………………………………..


18
2.1 Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского
края…………………………..…………………………………………...

18
2.2 Анализ уровня развития и проблем транспортного комплекса
Хабаровского края по видам транспорта …………………………..

23
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …...


34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Регональная экономика и управление (курсовая) трансп инфраструктура Хаб. край.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

На протяжении ряда лет  Правительством Хабаровского края проводится работа по развитию Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла (ВСГТПУ) - крупного транспортно-промышленного узла, который предусматривает взаимоувязанное развитие портовых мощностей портов Ванино и Советская Гавань, припортовой и железнодорожной инфраструктуры, энергетической и социальной инфраструктуры, строительство автомобильных дорог, создание новых промышленных производств.

В Ванинском муниципальном  районе реализуется целый комплекс инвестиционных проектов по развитию портовых мощностей крупными компаниями.

Так, в порту Ванино в бухте Мучке ОАО «СУЭК» ОАО «СУЭК» продолжает работы по наращиванию введенных в 2008 году мощностей угольного перегрузочного комплекса «Ванинский балкерный терминал (бухта Мучке)», с 3 до проектных 12 млн. тонн угля в год.

Проводятся подготовительные работы для строительства дополнительных перегрузочных портовых комплексов компаниями: ОАО «Мечел» мощностью 25 млн. тонн угля в год, ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» мощностью 18,8 млн. тонн угля, железорудного концентрата и пиломатериалов в год, а также ООО «Причал», ООО «Дальневосточный Ванинский порт», ООО СП «Аркаим».

Одним из путей, которым  будет решаться комплексное развитие ВСГТПУ, является создание портовой особой экономической зоны на базе морского порта Советская Гавань.

Создание ПОЭЗ «Советская Гавань» предусматривает формирование международного многопрофильного портового  центра, судоремонтного и судостроительного  центра, строительство контейнерных терминалов, а также развитие переработки водно-биологических ресурсов. Общая площадь земельных участков, включаемых в границы первой очереди ПОЭЗ, составляет 2,9 кв. км. с возможностью последующего увеличения территории до 4,5 кв. км.

Воздушный транспорт

Хабаровский край находится  на пересечении международных воздушных  транспортных коридоров. На территории края эксплуатируется 17 аэродромов различных  классов, из них 12 являются аэропортами  общего пользования, а 5 используются только для корпоративных перевозок.  
 
Международный аэропорт в г. Хабаровске – Хабаровск (Новый), относится к классу «А», является крупнейшим на Дальнем Востоке и находится на пересечении мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Европу с Японией, странами АТР и Северной Америкой. В составе аэродромного комплекса – две параллельные взлетно-посадочные полосы протяженностью 3,5 и 4 км, более 70 стоянок для дальних и средних магистральных самолетов. Аэропорт может обслуживать все типы пассажирских и грузовых воздушных судов, вплоть до «Боинг-747» и «АН-124». Аэропорт способен принимать воздушные суда в любые погодные условия, имеет уникальную систему заправки, железнодорожные и автомобильные подходы.

Правительством края совместно с ЗАО «Альянс-Пром» прорабатываются вопросы по созданию Дальневосточного авиатранспортного узла (ХАБа) на базе аэропорта Хабаровск

Предприятия местных  воздушных линий ОАО «Авиакомпания «Восток» и КГУП «Хабаровские авиалинии» предоставляют весь спектр авиационных услуг, в том числе: регулярные перевозки пассажиров, почты, грузов, транспортно-связные полеты в различных регионах Дальнего Востока, охрана лесов от пожаров, медицинская эвакуация из труднодоступных районов, поисковые и аварийно-спасательные работы на суше и на море, обслуживание нефтяных компаний и другие работы.

Краевое государственное  унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» на самолетах Як-40, АН-24 и  Ан-26-100, вертолетах Ми-8 обслуживает северную часть Хабаровского края на семи местных авиалиниях края, в которую входят 6 районов: Николаевский, Ульчский, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский и Охотский. Доля КГУП «Хабаровские авиалинии» на рынке транспортных услуг местных воздушных линий края составляет более 70%.

В состав авиакомпании «Восток» входят: аэропорт Хабаровск МВЛ –  базовый, приписной аэропорт им. П.Осипенко и посадочная площадка Троицкое. Аэропорт Хабаровск МВЛ имеет искусственную  взлетно-посадочную полосу размером 970х30 метров и грунтовую взлетно-посадочную полосу размером 1050х60 метров. Аэропорт П.Осипенко является транзитным аэропортом при выполнении авиационных перевозок в северные аэропорты края и имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу размером 1200х50 метров. Оба аэропорта сертифицированы по видам деятельности и имеют лицензию на обеспечение всего комплекса работ по приему и выпуску воздушных судов.

Автодорожное хозяйство

В общем объеме перевозок  всеми видами транспорта в крае на долю автомобильного транспорта приходится 65% грузовых и 81% пассажирских перевозок

Протяженность автомобильных  дорог общего пользования по городам  и районам Хабаровского края составляет 5768 км. Сформировавшаяся к настоящему времени сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в крае имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью.

Вся сеть региональных и  межмуниципальных дорог края находится  в оперативном управлении КГУ «Хабаровскуправтодор», которое исполняет функции единого заказчика по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Федеральная сеть автодорог  на территории Хабаровского края представлена «Амур» (Чита-Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск-Владивосток), «Восток» (Хабаровск-Находка), связывающими сеть автодорог России с портами Дальнего Востока.

Крупнейшими автодорогами регионального значения являются строящиеся автодороги:

  • «Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре», имеющая федеральное значение, обеспечивает выход сети российских автодорог к крупнейшим административным центрам края г.Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также к портам Хабаровского края Ванино и Советская Гавань. Сооружение этой трассы протяженностью 329 километров должно быть завершено к 2013 году.
  • «Селихино–Николаевск-на-Амуре», которая проходит по территории трех районов и является единственной наземной транспортной связью столицы края и Комсомольска-на-Амуре с населенными пунктами в нижнем течении р.Амур, морскими портами Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.

«Комсомольск-на-Амуре  – Березовый – Амгунь – Могды  – Чегдомын», которая обеспечит  связь краевого центра и Комсомольска-на-Амуре  с муниципальными центрами Верхнебуреинского  района и района им. Полины Осипенко.

Развитие транспортного  комплекса края, направлено на комплексное  взаимоувязанное развитие всех видов  транспорта, способствующее росту доли России в международных перевозках, повышению транспортной доступности  северных районов края, созданию эффективной маршрутной сети для полного удовлетворения населения и предприятий в транспортных услугах.

Приоритетными проектами  развития транспортного комплекса  являются:

Железнодорожный транспорт – увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали для обеспечения развития Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла и портовой особой экономической зоны «Советская Гавань».

  1. Водный транспорт – создание Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла на основе реализации инвестиционных проектов строительства новых морских перегрузочных терминалов частными инвесторами. Создание на базе порта Советская Гавань портовой особой экономической зоны предусматривает формирование многопрофильного портового, судоремонтного и судостроительного центра, строительство контейнерных терминалов, а также переработки водно-биологических ресурсов.
  2. Воздушный транспорт – создание международного узлового аэропорта –хаба, на базе аэропорта Хабаровск (Новый), который позволит обеспечить координацию и взаимодействие всех видов транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного), расширить географию полетов авиакомпаний, увеличить объемы транзитных авиаперевозок. Создание на базе северных аэропортов края (Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Чумикан и Богородское) федерального казенного предприятия по аэропортовой деятельности «Аэропорты Хабаровского края».
  3. Автодорожное хозяйство - расширение автодорожной сети, повышение категорийности автомобильных дорог края, развитие автомобильных транзитных перевозок, создание нового международного транспортного коридора «Париж – Берлин - Москва - Чита – Хабаровск – Лидога – Ванино – Холмск - Южно-Сахалинск – Корсаков - о. Хоккайдо», в т.ч. за счет доведения до соответствующей категорийности федеральной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск) и завершения строительства автодороги «Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре».

Особо остро в транспортном комплексе Хабаровского края стоят  инвестиционные проблемы. В общем их можно выразить следующими постулатами:

  1. Железнодорожный транспорт – наибольший прирост грузооборота транспортного комплекса края планируется достичь за счет увеличения грузопотоков Байкало-Амурской магистрали в направлении Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Необходимо утвердить проект «Стратегическая программа развития БАМа на перспективу до 2020 года», предусматривающий увеличение пропускной способности до 92,8 млн.тонн грузов в год к 2020 году и определить источник его финансирования.
  2. Водный транспорт – развитие портовой деятельности будет обеспечено наращиванием мощностей Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Для развития порта Советская Гавань, как многопрофильного портового и судоремонтного и судостроительного центра с учетом развития воднобиологических ресурсов, проводится работа по созданию портовой особой экономической зоны (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1185).
  3. Воздушный транспорт – наиболее острой является проблема сохранения и развития местных воздушных авиалиний с реконструкцией и строительством взлетно-посадочных полос и современных аэропортовых комплексов для чего необходимо реализовать мероприятия по программе «Модернизация региональных воздушных перевозок», создать федеральное казенное предприятие по аэропортовой деятельности «Аэропорты Хабаровского края» на базе северных аэропортов края. Для формирования фидерной сети и создания международного авиатранспортного узла (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый) необходимо разработать генеральный план развития аэропорта на долгосрочную перспективу.
  4. Автодорожное хозяйство – требуется строительство второй очереди автодорожной части мостового перехода через реку Амур у г.Хабаровска и передача в федеральную собственность автодороги «Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре».

Таким образом, во второй главе исследования автором была дана общая характеристика транспортного комплекса Хабаровского края и проанализированы перспективы и уровень его развития по видам транспорта, а также выявлены наиболее острые и актуальные проблемы развития траснпортной инфраструктуры. Одной из таких проблем автор называет инвестиционную проблему, что позволяет определить направление дальнейшего проектирования по развитию транспортной инфраструктуры региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ 

   СОВРЕМЕННОЙ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ  

   ТРАНСПОРТНОГО  КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Итак, изложенные нами в  предыдущем разделе результаты анализа  состояния транспортной инфраструктуры Хабаровского края и основных факторов, препятствующих эффективному комплекса  позволяют нам заострить внимание на проблеме инвестиционной привлекательности региона и предложить проект инвестиционной стратегии транспортного комплекса Хабаровского края.

Для начала, автор хотел  бы отметить, что инвестиционная деятельности регионального транспортного комплекса (РТК) – это объективный процесс, имеющий свою логику, развивающийся в соответствии с присущими ему закономерностями и играющий важную роль в хозяйственной деятельности, поскольку по своей экономической природе инвестиции представляют собой отказ от текущего потребления ради получения дохода в будущем.

 Инвестиционный процесс   начинается с формирования инвестиционной  стратегии, выбор которой зависит  от ряда факторов, которые мы  для наглядности представим в  виде схемы:

Рисунок 3.1 – Условия формирования инвестиционной стратегии РТК


 



 


 

 

Под инвестиционной стратегией РТК понимается комплекс долгосрочных целей и выбор наиболее эффективных  путей их достижения. Формирование инвестиционной стратегии РТК представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии развития, согласовывается с ней по целям, этапам и срокам реализации. Главной целью стратегии развития является поддержание в актуальном состоянии всех ресурсов транспортного комплекса и инфраструктуры на долгосрочный период.

Сторонами, обеспечивающими  этапы инвестиционной деятельности являются инвесторы, инвестиционные посредники; РТК, государство и его отдельные региона (в нашем случае – транспортный комплекс Хабаровского края, органы власти и управления Российской Федерации и края). Перечисленные стороны действуют на различных этапах инвестиционного процесса, преследуя различающиеся цели и отражающие собственные специфические интересы, что обуславливает многомерность инвестиционной стратегии.

Информация о работе Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)