Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы………………………………………………………...…….46

Работа состоит из  1 файл

гера исраилян.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)
 

            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Санкт-Петербургский  Государственный

Инженерно-экономический  университет. 
 

Кафедра связей с общественностью, истории  и политологии. 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА на тему:

Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»). 
 

Выполнила:

Студентка ГФ 

Проверила:

Доц. Полякова Н.В. 
 
 

Санкт-Петербург

2008

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...3 

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7

§ 2. СОВРЕМЕННАЯ  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ДЕЛОВАЯ  ПРЕССА И  ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27

§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ  СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………….…44

Список  литературы………………………………………………………...…….46

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    В постсоветский период система средств массовой информации России претерпела ряд серьезных трансформаций, обусловленных социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими с основными государственными и общественными институтами страны. Смена общественно-экономической формации, динамичное развитие рыночных отношений породили спрос на информацию делового характера. Ответом на эту закономерную потребность в условиях рынка стала деловая пресса.

    На  сегодняшний день термин «деловая пресса»  только утверждается в теории журналистики в качестве полноценного научного понятия. Пожалуй, единственное определение  деловой прессы, существующее на сегодняшний  день, устанавливает, что «деловая пресса — это тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса»1.  Иными словами, деловая пресса — это особый вид СМИ, функции которого состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым признаком — деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета.

    Актуальность  исследования феномена деловой прессы обусловлена процессами, происходящими  в области средств массовой информации в течение последнего десятилетия. «Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. В настоящее время отмечается значительный рост интереса всех групп россиян к экономическим проблемам. Произошло изменение баланса потребления

информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации».2 Деловая проблематика занимает значительное место и в общественно-политических изданиях, но в то же время идет процесс оформления печатных изданий, позиционирующих себя на рынке исключительно в качестве деловой прессы. Актуальна сама  проблема качественных изменений в характере информационной деятельности в современных условиях, вызванных отношениями между бизнес-сообществом и СМИ.

    Комплексный характер исследования российской деловой прессы диктует необходимость обращения к трудам таких ученых, как Е.П. Прохоров, М.В. Шкондин,  Я.Н. Засурский, Е.В. Ахмадулин, И.В. Блауберг,  разрабатывающих общенаучные проблемы системного подхода, а также особенности его применения в изучении СМИ. Рассматривая деловую прессу в историческом аспекте, было обращено внимание  к основополагающим работам по истории журналистики таких исследователей, как Б.И. Есин, Р.П. Овсепян, С. М. Гуревич, Е. А. Корнилов . Непосредственно проблемы формирования, типологии и функционирования современной деловой прессы затрагивают такие авторы, как В.С. Кулев, Б.Я. Мисонжников, А.А. Грабельников, Д.А. Мурзин, Е.В. Письменная. Фрагментарно в той или иной степени некоторые аспекты выбранной темы исследования освещаются в книге «Система средств массовой информации России» под редакцией Я.Н. Засурского, где представлена картина современного информационного рынка в России, структура и типология газетно-журнальной периодики, дана краткая характеристика деловой прессы.

    Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»). 

   Выбор цели обусловил постановку следующих задач:

    - проследить историю возникновения  деловой прессы в дореволюционной  России;

    -   описать исторические условия функционирования экономической печати в советский период;

    - определить этапы становления  деловой прессы

    - раскрыть  роль и место деловой  прессы в системе современной  российской газетно-журнальной периодики;

    - исследовать типологические модели  газет и журналов в системе деловой прессы;

    -  проанализировать содержание делового  издания  «Коммерсант»;

          Материалом для исследования, наблюдения  и анализа послужили 40 разнотипных  газет и журналов. В этот перечень  вошли издания прошлых лет  (дореволюционного времени и советского периода). Из группы дореволюционных  удалось ознакомиться с такими изданиями, как «Банки и биржа», «Биржевые известия», «Деньги», «Финансовое обозрение». Из советских были рассмотрены «Экономическая газета», «Советская Россия», «Экономическая жизнь», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия», также некоторую часть материала для исследования все же составили выпуски современных изданий.

    В работе применен системный подход, позволяющий рассмотреть деловую  прессу как целостную систему, обладающую единством целей и функций, а также как масштабную подсистему общественных отношений и всей системы социальных институтов в целом. Принцип историзма позволил рассмотреть систему деловой прессы в процессе развития. Классификационно-типологический подход применялся при построении классификаций деловой прессы по целому ряду признаков: тематическое направление, целевое назначение, типоформирующие признаки.

      На сегодняшний день средства  массовой информации России тесно  связаны с освещением экономической жизни страны.  Эта тема касается всего общества в целом и каждого гражданина в отдельности. 

       § 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ.

    1.1. Возникновение и становление  деловой прессы в России конца  XIX - начала XX в.

    Деловая жизнь сформировалась в России в последнее десятилетие. И важнейшим элементом информационной структуры этой динамично развивающейся области стало особое направление в рамках системы СМИ — деловая пресса.

    Сегодня деловые издания составляют значительную часть печатной продукции. И на первый взгляд может показаться, что они представляют собой новое явление в отечественной системе СМИ. Однако российская деловая пресса имеет глубокие исторические корни.

    Это далеко не новое в истории российской печати явление. Отечественная деловая пресса появилась еще в конце XIX в. История отечественной журналистики конца XIX - начала XX в, определялась социально-экономическими и политическими  условиями развития страны.

       Определенные исторические условия  уже в дореволюционной России обусловили появление деловой прессы. Прежде всего, этому способствовали темпы промышленного роста в России, которые были одними из самых высоких в мире. Капитализация стала толчком к развитию разнообразных потребностей населения и вызвала к жизни новый класс — буржуазию. Благодаря капитализации различные слои населения включались в производственный процесс. Шло становление сферы услуг и числа занятых в ней, расширялся процесс урбанизации. Появлялись новые разновидности изданий, более оперативные, приспособленные к вкусам новой аудитории, несущие разнообразную информацию, «Особую аудиторию представляли читатели специализированных газет. Так, «Биржевые ведомости» были рассчитаны на представителей делового мира»3.

Произошел процесс специализации периодической печати, «Создавшиеся тогда условия привели к росту специализированной, отраслевой журналистики: появлялись технические, статистические, научные, экономические журналы, издания этого же типа переводной литературы. Обычно это были печатные органы университетов, научных обществ, организации комитетов и т.д.: «Записки историко-филологическогофакультета императорского Санкт-Петербургского университета», «Известия Русского географического общества», «Известия Геологического комитета», «Юридический вестник», «Юридическая летопись», «Экономический журнал», правительственный «Вестник финансов, промышленности и торговли» и др.».4

    Развитие  отдельных видов предпринимательской  деятельности обусловило появление  периодических изданий, которые  обслуживали нужды той или иной отрасли хозяйства. Во второй половине XIX в, начали выходить газеты и журналы: «Нефтяное дело», «Горно-заводской листок», «Железнодорожное дело», «Золото и платина», «Лесопромышленник», «Вестник мукомольной промышленности» и др., которые издавались или частными предпринимателями, или отраслевыми организациями.

            Первые попытки выпускать периодические  издания, посвященные делам на  фондовых биржах, относились к  60-70 гг. XIX в. Тогда и появились  издания «Акционер», «Биржевые ведомости», «Биржевая газета» и др. Однако в силу ограниченности финансовых операций с ценными бумагами произошло перенасыщение рынка деловой прессы. Одни биржевые органы быстро исчезали, другие отходили от финансово-экономической тематики и в борьбе за аудиторию начинали уделять большее внимание другим темам, не имеющим ничего общего с деловой проблематикой.

    Позитивный  пример развития деловой прессы в  рассматриваемый период продемонстрировала лишь газета «Биржевые ведомости». Так, «Биржевые ведомости» в 1880 г. выходили четыре раза в неделю, в 1883 г. — пять раз, с 1885 г. перешли на ежедневный выпуск.

    В результате предвоенного промышленного  подъема Россия достигла той степени  экономического развития, когда биржа  стала центром хозяйственной  жизни. Она давала направление промышленному развитию страны, определяла и, по сути, осуществляла его. Пик развития биржевой печати приходится на 1912-1913 гг.  «Для России эта печать новинка», а несколько ранее  тоже констатировали и «Биржевые ведомости»5.

    Развитие  капиталистических предприятий, увеличение их финансовых оборотов и углубление процесса аккумулирования капиталов превратили фондовые биржи в своеобразный эпицентр хозяйственной жизни России. Ведь именно в то время средоточием финансовой и журналистской активности деловых и издательских кругов России являлась петербургская фондовая биржа.

                В 1912 г. - первой половине 1914 г.  в столичном Петербурге выходило  несколько десятков газет и  журналов, целиком посвященных акционерно-биржсвым  делам. Среди столичной биржевой  периодики превалировали еженедельники. Они представлены такими изданиями, как «Банки и биржа» (январь 1912- октябрь 1915 г,), «Банки и акционерное дело» (июнь-июль 1913 г.), «Банковая и торговая газета» (1902-1917 гг.), «Биржа» (июль 1911 -июнь 1914 г.), «Биржа за неделю» (июнь 1914 г. - 1917 г.), «Биржевая спекуляция и акционерное дело» (октябрь 1913 - июнь 1914 г.), «Биржевые и банковые новости» (октябрь 1912- январь 1913 г.), «Деловой Петербург» (1909-1910 гг.), «Русская промышленность» (с января 1914 г.— «Биржа и русская промышленность») (ноябрь 1913 - январь 1916 г,), «Торгово-промышленная жизнь и биржа» (август 1912 - январь 1913 г.), «Финансовая жизнь» (март 1914 г.- 1917 г.), «Финансовое обозрение» (1910-1917 гг.), «Экономист России» (с 1912 г. — «Новый экономист») (1910-1916 гг.) и т.д. Среди еженедельников наиболее влиятельным и мощным изданием с самым большим тиражом (4,5 тыс. экз.) был журнал «Финансовое обозрение».

    Наличие ежедневных изданий также являлось необходимым условием создания полноценной  коммуникационной среды. Без ежедневных газет финансовый анализ фондового рынка, изменения на котором, как известно, происходят каждый день, представлялся бы просто невозможным.

    В дореволюционный период в сегменте столичной биржевой прессы ежедневную периодику составляли «Банковая и торговая жизнь» (октябрь-ноябрь 1912 г.), «Биржевая газета» (декабрь 1912- февраль 1913 г.), «Биржевая и финансовая газета» (сентябрь-октябрь 1913 г.), «Биржевые известия» (1906-1914 тт.), «Биржевые новости» (февраль 1914 - февраль 1916 г.), «Биржевой день» (январь 1913 г.), «Газета биржевика» (март-май 1913 г.), «Деньги» (ноябрь 1913-июнь 1914г.), «Маленький финансист» (ноябрь 1913- 19 апрель 1914 г.), «Финансовый курьер» (январь 1907 г.).

Информация о работе Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)