Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы………………………………………………………...…….46

Работа состоит из  1 файл

гера исраилян.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

        Очевидным является то, что большинство  биржевых изданий издавалось непродолжительное время, и только некоторые из них выходили более года. Основной формой их реализации была розничная продажа. Как правило, биржевые издания выходили на четырех страницах шестиколоночного формата. Платные публикации занимали в них не менее 50%. Несмотря на весьма скромные тиражи отдельных изданий, общий разовый тираж петербургской биржевой прессы в конце 1913 - начале 1914 г. составлял несколько десятков тысяч экземпляров. Контингент читателей, находившихся в зоне действия этих специализированных изданий, был довольно разнообразным и значительным. В период биржевого и промышленного бума общественность была взволнована разговорами о колоссальных дивидендах и слухами о большой прибыли некоторых «счастливчиков», играющих на бирже, о чем с охотой и довольно подробно сообщала деловая пресса.

    Также, следует отметить еще одну характерную  черту, присущую биржевой прессе: биржевые издания обычно «отдавали предпочтение»  определенному банку или группе банков. И часто биржевые газеты, и журналы подразделяли отечественные коммерческие банки по принципу «хороший» — «плохой», причем эти «симпатии» иногда менялись в зависимости от характера финансовых связей между конкретными кредитными учреждениями и изданиями.

           Дольше всего среди биржевых изданий просуществовала «Банковая и торговая газета»— с 1902 по 1917 г. Издание принадлежало известному издателю П.П. Сойкину, Оно помещало на своих страницах информацию исключительно осведомительного характера и, по оценке Петербургского комитета по делам печати, не имело «направления не только политического, но и экономического» . Однако данное предприятие приносило доход благодаря обилию платных публикаций российских коммерческих банков (иногда более 50% площади).

    Газета  «Биржевые известия», издававшаяся с 1906 по 1918 г., также являлась одним из наиболее влиятельных органов биржевой прессы. Ее основателем и многолетним издателем был петербургский журналист П.Ф, Левдик, который ранее сотрудничал в «С.-Петербургских ведомостях».

              Большое количество регулярно помещаемых статей и репортажей, по сути рекламных, о деятельности Санкт-Петербургского частного коммерческого банка, акционерами которого являлись руководители газеты, было характерным явлением для «Биржевых известий». Также газета содержала большое количество различных платных объявлений этого банка — публикаций прочих кредитных учреждений было значительно меньше.

                «С.-Петербургский биржевой день»  с первых же номеров начинает  критиковать деятельность трех  петербургских банков: Международного коммерческого, Частного коммерческого и Азовско-Донского коммерческого. Одновременно позитивно характеризуется деятельность Сибирского торгового и Русско-Азиатского банков, а также и ценные бумаги тех предприятий, в делах которых был заинтересован сам издатель; «Парвиайнен», «Общества заводов П.В. Барановского» и др.

    Журнал «Биржевой ежемесячник» начинал издавать в 1910г. доверенный коммерческого банка «Юнкер и К°» А.И. Зейдман. Основная масса материала, помещавшегося в журнале, состояла из котировочных таблиц и небольшого числа статей по финансовым вопросам.

     В середине 1911 г. А.И, Зейдман организовал банкирский дом и приступил к изданию второго журнала— «Биржа», который выходил раз в неделю и систематически помещал биржевое обозрение, обзор денежного рынка, отчеты акционерных предприятий и еженедельные котировочные таблицы, а «Биржевой ежемесячник» стал издаваться как его приложение. Эти два журнала можно рассматривать в качестве образца печатных изданий, которые, по сути, являлись информационным инструментом в руках их издателей.

    В этой связи особенно показательно  то, что журнал «Биржа» в течение  нескольких месяцев усиленно  рекомендовал читателям покупать  именно эти акции — «ввиду  хороших перспектив». Агитация  успеха не имела, биржевой курс акций так и не поднялся, однако этот факт наглядно свидетельствует о том, что биржевые издания подчас использовались в чисто спекулятивных целях, а их деятельность была неразрывно связана с событиями, происходившими в деловой жизни общества.

   Одним из крупнейших биржевых изданий в дореволюционные годы являлся журнал «Финансовое обозрение», редактором и издателем которого был Н.А, Нотович. «Финансовое обозрение» делилось на несколько больших разделов: редакционная статья, деятельность правительственных учреждений в области промышленности и финансов, страховое дело, железные дороги и таблицы котировок, а с 1914 г. значительное место стало отводиться и рекламе.

    Определяя цель издания, Н.А. Нотович писал, что  «Финансовое обозрение» ставит задачу «сближения русского капитала с наиболее выгодными русскими же предприятиями. Наш девиз — искренность, самостоятельность, беспартийность»6.

             Журнал «Экономист России» под  редакцией Г.П. Сазонова появился  в конце 1909 г. В журнале часто  помещали свои статьи известные профессора-экономисты: М.И. Туган-Барановский, И.Х. Озеров, И.М. Гольдштейн и др.  «Экономист России» занимал особое место среди биржевых изданий — в нем главный упор делался на теоретические статьи, и предназначался он, главным образом, для обсуждения (а в основном — для осуждения) деятельности кредитной канцелярии и всего Министерства финансов. Параллельно с изданием журнала его издатели начали пропагандировать идею создания Хлебного банка, организация которого должна была помочь устранить залежи зерна на станциях железных дорог. Однако министр СЮ, Витте, который был чувствительным к такой критике, принял меры, чтобы нападки эти прекратились, что выразилось в назначении «Экономисту» субсидий, в виде объявлений.

    Биржевая  пресса составляла значительную часть деловой печати в дореволюционный период истории России в начале XX в. Зародившись во время бурного индустриального развития страны, биржевая печать стала отражением процесса развития финансового капитала.

    Первая  мировая война внесла, однако, свои коррективы в динамичное развитие деловой прессы. Она несколько приостановила этот процесс, в целом снизив уровень деловой активности. В дальнейшем Октябрьская революция, оказавшая огромное влияние на весь ход мировой истории, положила начало качественно новому этапу в развитии России и отечественной журналистики. «Переход страны от демократического пути развития к диктатуре пролетариата и установлению однопартийной системы коренным образом изменил систему прессы России»7.

     Любая коммерческая активность, которой своим существованием была обязана дореволюционная деловая пресса, и в особенности биржевая, прекратилась. В этих условиях у деловой прессы сохранялась ее экономическая проблематика, но кардинально изменился состав функций.

        Высокая степень распространенности биржевых изданий говорит о существовании в рассматриваемый период определенной «биржевой» доминанты в деловой жизни. Именно эта доминанта предопределила господствующее положение финансовой печати как типа в качестве деловой прессы России в начале XX в.

             Кроме того, типологически биржевую  печать в системе деловой прессы  можно идентифицировать на основании  двух ключевых признаков. Во-первых, данное образование выделилось  чисто тематически, охватывая  одну, пусть и доминирующую в экономике, сферу деятельности. Во-вторых, издатель  обладал для биржевой прессы основополагающим значением. Банковские круги и близкий к ним контингент по мере развития финансовой составляющей экономики дореволюционного периода изначально предопределили появление рассматриваемого нами явления внутри феномена деловой прессы.

1.2. Исторические  условия функционирования экономической  печати в СССР.

    «Нельзя отрицать наличия советских газет  и журналов делового профиля. Такого рода периодика появилась на заре советской власти и в рамках жесткой политической системы играла отведенную ей роль».8 И это неудивительно, поскольку советская система диктовала совершенно новые условия существования журналистики.  Для полноценного функционирования деловой прессы и журналистики не было главного условия: в советской системе отсутствовала сфера бизнеса в ее современном понимании, не было социального слоя предпринимателей и ценностей деловой жизни. Именно поэтому угол зрения экономической журналистики был смещен в сторону изучения производственных отношений.

           Господствовавшая в России с  1917 по 1991 г. общественно-экономическая  формация породила явление несколько  иного толка. В системе     советской    печати    деловая     пресса    трансформировалась     в  экономическую печать с воспитательной и контрольно-организаторской функциями. Ленин видел в новой на тот момент системе журналистики, прежде всего, «орудие социалистического строительства», «орган экономического воспитания масс населения», а не просто «аппарат для сообщения политических новостей».

    6 ноября 1918 г. вышел в свет орган  Высшего совета народного хозяйства  и экономических наркоматов —  ежедневная газета «Экономическая  жизнь». Материалы таких рубрик  и разделов, как «В президиуме  ВСНХ», «Официальный отдел», «Продовольствие», «Топливо», «Транспорт», «Финансы» и др. позволяют достаточно полно представить цели и задачи «Экономической жизни». «Экономическая жизнь» была призвана стать важным инструментом в разработке и осуществлении хозяйственной политики РКГТ(б) и советского государства, изданием нового типа.  «В.И. Ленин, по инициативе которого была создана газета, хотел видеть в ней «орган, регулярно публикующий материалы по экономике, содействующий улучшению работы всех отраслей народного хозяйства».  Однако «Экономическая жизнь» не оправдала надежд Ленина: выступления ее авторов характеризовались как «пустейшее говорение», «литературщина», по этому газета не оказывала на ход социалистического строительства должного влияния.

   После окончания гражданской войны в стране сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Глубокие перемены требовались во всех сферах общественной жизни. Начало новой экономической политике (НЭП) положил X съезд партии в марте 1921 г. Пропаганда нового курса, разъяснение его основных задач были поставлены в качестве приоритетных направлений деятельности журналистики. Но пресса оказалась не готовой к выполнению такого серьезного задания. Ситуация осложнялась слабостью материально-технической базы и низким профессиональным уровнем журналистских кадров. . В 1922 г. вышли журналы «Экономист», «Экономическое возрождение». Возрождающимся типом деловой газеты стал «Листок объявлений», финансируемый группой московских нэпманов. Однако предвзятое отношение властей приводило к закрытию небольшевистских изданий.  В начале 20-х гг. возникло и такое новое явление в отечественной журналистике, как фабрично-заводская печать, которая впоследствии стала именоваться многотиражной.

    В 1926 г.. начался новый период в жизни  советской страны, связанный с  реконструкцией народного хозяйства. Реконструкция народного хозяйства требовала освещения в печати конкретных тем индустриального строительства. На страницах газет реализовывалось все многообразие подходов прессы к освещению вопросов повышения производительности труда, рационализации производства, режима экономии средств, сырья, материалов, снижения себестоимости выпускаемой продукции. К этим проблемам внимание читателей привлекалось с помощью постоянного отдела «За режим экономии», появившегося в газетах в конце апреля 1926 г.

    В 30-е гг. в стране выпускаются газеты для рабочих различных отраслей народного хозяйства. В их числе: «Торгово-промышленная газета», «Строительная  газета», «Легкая индустрия», «Лесная  промышленность», «Советская торговля» (до 1934 г. — под названием «Кооперативная жизнь»), «Водный транспорт», «Уголь», «Машиностроение» и т.д.  

    «Развитие системы журналистики в 20-30-х гг. осуществлялось под непосредственным руководством и постоянным контролем  со стороны партии. Типология созданной  в довоенные годы системы периодики (в том числе и экономической печати) в основном оставалась неизменной вплоть до начала 90-х гг»9.

    Довольно  сложно говорить о наличие полноценной  экономической прессы в период Великой  Отечественной войны. По сути,  освещение  экономической тематики реализовывало себя на качественно ином уровне— уровне пропаганды подвига тыла в контексте военной экономики. Такой подход был вполне закономерен в создавшихся условиях.  В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из тридцати девяти осталось восемнадцать. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность» и др. «Пресса писала о тяжелой обстановке, в которой приходилось проводить передислокацию предприятий на Восток, идейно и организационно сплачивала трудовые коллективы на досрочное завершение строительных работ и быстрейшее наращивание темпов выпуска военной продукции».10

    К маю 1945 г, структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанную на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только ее реорганизации, но и направления усилий на решение проблем хозяйственного строительства.

      Обнародовав Закон о пятилетнем плане на 1946-1950 гг., печать развернула большую работу по его разъяснению. В выступлениях печати конца 40-х — первой половины 50-х гг. сообщалось о новых успехах в развитии отраслей тяжелой индустрии, в электрификации страны. В восторженных тонах рассказывалось о «сталинских стройках коммунизма» и грандиозных победах человека над природой. Довольно продолжительный отрезок советской истории, наступивший сразу после смерти Сталина, во второй половине 50-х, и продолжавшийся вплоть до середины 80-х гг. характеризуется относительной устойчивостью типологической структуры советской печати.

Информация о работе Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)