Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсант»).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В РОССИИ……………………………………………………………………7
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………..……..…..27
§ 3. ВЕДУЩЕЕ ДЕЛОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ РОССИИ «КОММЕРСАНТ»………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы………………………………………………………...…….46

Работа состоит из  1 файл

гера исраилян.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    ЦК  КПСС содействовал возникновению новых  центральных и местных изданий, новых типов и видов прессы. В середине 50-60-х гг. ХХ в, вышли «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», в которых поднимались    насущные вопросы    жизни    и    страны    в    условиях   демократизации,   вызванной «оттепелью». Газеты публиковали постановочные статьи, теоретические консультации, экономические обзоры, обозрения, ответы па вопросы читателей, экономические заочные конференции и т.д. Ведущие издания — «Экономическая газета», «Сельская жизнь».

    В октябре 1965 г. был взят курс на новую  экономическую реформу, целью которой  должно было стать улучшение управления промышленностью, совершенствование  планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Идеологическим посылом экономики стал лозунг «Все во имя человека, для блага человека».

    В 1966 г. стартовала новая пятилетка, а  с ней и экономическая реформа. Реформа надолго завладела вниманием  печатных изданий. В газетах постоянное место заняли рубрики и отделы: «На экономические темы», «Проблемы технического прогресса», «Проблемы экономики сельского хозяйства», «Люди высокого долга» и т.д. На страницах  изданий размещались карты крупнейших строек. Огромные надежды возлагались в прессе на ввод и эксплуатацию БАМа, на строительство атомных и гидроэлектростанций.  В газете «Индустриальное Запорожье» в течение нескольких лет печатались статьи, вошедшие в цикл под названием «Коллективная повесть о людях нового времени». Десятки изданий — «Труд», «Экономическая газета», «Рабочая газета», «Уральский рабочий», «Ленинградская правда», «Социалистический Донбасс», «Советская Белоруссия» выступали против проявлений расточительности, бюрократизма, местничества.

            Тем не менее, иногда в публикациях  «Экономической жизни» звучали  мысли о том, что действия различных министерств не увязаны с механизмом экономической реформы. При всей сдержанности выступлений газета касалась фактов, свидетельствующих о сокращении объема производства, снижавшемся уровне производительности труда и фондоотдачи. Во всех сферах жизни нарастали негативные процессы. Публикации  «Социалистической индустрии» свидетельствовали о  теневой экономике. При этом для показа мнимых успехов в экономике и других сферах жизни страны широкое распространение получила практика произвольного манипулирования информацией. Но они не могли удержать страну от надвигавшегося экономического кризиса.

    В середине 80-х гг ХХ в. к руководству  партией пришел МС. Горбачев. По его  инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. Новое политическое мышление, ставшее возможным благодаря начавшейся демократизации жизни общества, стало пробивать дорогу новому экономическому мышлению. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других СМИ, ввел их регистрацию, в чем проявились новые принципы строительства журналистики в демократическом обществе. Вышли в свет еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением. Конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания. Среди них «Независимая газета», «КоммерсантЪ».

    Итак, экономическая печать советского периода  проявляла себя примерно так же, как и деловая пресса современности. Однако, по сути, функционирование советской экономической печати было подчинено одной лишь цели — цели экономического воспитания трудящихся и пропаганде идей плановой экономики.

    Советские издания, ориентированные на экономическую  тематику не смогли быстро построить  новую систему стандартов и принципов, необходимых прессе, востребованной в рыночных условиях. Типологическое же сходство между современной деловой периодикой и экономической печатью советского периода прослеживается на уровне специализированных, узкоспециализированных и корпоративных изданий.  
 
 

1.3. Деловая  пресса в системе современной  российской газетно-журнальной периодики. 

           «Читатель предъявляет все более  высокие требования к источникам  информации. В развитых странах  растет число качественных и  специализированных изданий и  сокращается влияние бульварной прессы».11

    Руководствуясь  подобной логикой, можно утверждать, что деловая пресса по своей природе  качественная и «специализированная» даже в силу своей функциональности, обладает огромным потенциалом для  дальнейшего развития и широчайшими перспективами.

    Очень точно охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в российской политике и экономике в последнее десятилетие  прошлого века, исследователь Овсепян. «Осень 1991г, принесла качественно новую  ситуацию, возникшую в общественно-политической жизни России. После запрета на деятельность КПСС и ее печать, после дезинтеграции Советского Союза  изменилась не только политическая карта огромной евроазиатской страны, иным стал ландшафт российской журналистики»12.

    В российской журналистике утверждались новые типы изданий, в том числе и те, которые сформировали систему деловой прессы. Периодизацию процесса становления деловой прессы в «новой» России можно сопоставить с периодами становления бизнес-среды и рыночной инфраструктуры, как это сделала Е.В. Письменная в монографии «Деловая пресса в России и бизнес», (См. приложение 1).13

          История становления современной  России деловой прессы восходит  к 1990-1993 гг.  Появились признаки  рынка, появились люди, называвшие  себя предпринимателями, появились  специфические интересы. Период с 1992 по 1997 г. явился тем временем, когда по мере развития рынка возникали новые издания. Их становилось все больше, возникла необходимость позиционироваться на рынке, искать свою нишу, аудиторию, расставлять акценты и определять приоритеты. В начале 90-х гг. на рынке закрепляются солидные общероссийские деловые издания «КоммерсантЪ» и «Финансовые известия».

    Удачным общероссийским изданием оказался совместный проект «Известий» и Financial Times (FT)— газета «Финансовые известия». В московском регионе она распространялась в качестве приложения к «Известиям», а в других регионах России— как отдельное издание. Тираж составлял 164 тыс, экз. Это было успешное предприятие для обеих сторон; «Финансовые известия» сумели стать влиятельным экономическим изданием России, а доходы газеты (до налогообложения) в 1995-1996 гг. составляли, как утверждало руководство, 4 млн долларов в год.

    В рассматриваемый период времени  издательский дом «КоммерсантЪ»  запускает «линейку» новых проектов: «Домовой», «КоммерсантЪ-Деньги», «КоммерсантЪ-Власть», «Автопилот», «Столица». Интерес к «КоммерсантЪ», который вот уже более десятка лет удерживает на рынке деловой прессы лидирующие позиции, не ослабевает и сейчас. Многие журналисты, начинавшие в нем, основали свои собственные деловые и общественно-политические издания. К слову, газета с таким же названием существовала в дореволюционной России, На первой ее полосе сообщалось, что это «самое осведомленное независимое издание, освещающее вопросы торгово-промышленной и финансовой жизни».

    Издательский  дом «КоммерсантЪ» известен своей  деловой периодикой. Его «КоммерсантЪ-Weekly», «КоммерсантЪ-Daily», а позже «КоммерсантЪ-Деньги»  послужили примером для дальнейшего  развития подобных изданий — газеты «Русский телеграф», журнала «Эксперт» и др.

    В первый период становления деловой  прессы появились также и другие издания, позиционирующие себя как  деловые. Именно в это время выходят  первые глянцевые журналы для  потребителей с высокими доходами («Эксперт», «Профиль»), Они были задуманы как универсальные издания с широким диапазоном.  В том же ряду стоят «Деловой мир», «МН-бизнес», «Век», «КоммерсантЪ-Weeklу». В это же время начинают заполняться и специализированные ниши. Например, газета «Налоги» вышла в 1993 г. Цель— разъяснение появляющихся тогда в огромном количестве налоговых правил. А журнал «Рынок ценных бумаг» ограничивался лишь изложением финансовых новостей.

    В период с 1992 по 1997 г. в России сложилась  система деловой прессы, в структуру  которой вошли кроме периодических изданий и информационные агентства, специально занимающиеся сбором и распространением экономической информации: межреспубликанское информационное агентство, агентство экономических новостей, ПАЛ-Информ-Москва, региональные и межрегиональные агентства.

    На  втором этапе становления, с 1997 г. по август 1998 г., рынок деловой прессы переживает время, которое характеризуется  активным сотрудничеством крупного российского капитала и СМИ в  целях укрепления бизнеса и влияния  на конкурентов.

    Вместе  с развитием рыночных структур и стремлением их к более цивилизованным методам работы, первоначальный спрос на деловую информацию начал трансформироваться в осмысленную потребность. Постепенно на российский рынок стало приходить все больше иностранных компаний, которые в российском сознании автоматически причислялись к элите бизнеса вследствие своего более стабильного существования, развитого состояния бизнеса, отличного от нашего. С другой стороны, российские компании, история существования которых насчитывала пять-семь лет, также пытались причислить себя к этой категории. Таким образом, наступил период, когда начала создаваться и формироваться элита российского бизнеса, а значит, возникла потребность в изданиях, способных обслуживать данную категорию людей. К этому следует добавить то, что возникла и необходимость в более четком формировании изданий, предназначенных для так называемого «среднего класса» — свободных предпринимателей, среднего управленческого персонала и т.д.

    В связи с этим больше внимания стало уделяться аналитическим материалам. Функции деловой прессы заключаются сегодня не только в том, чтобы рассказать о рынке, но и в том, чтобы его обслуживать. Речь, таким образом, идет о поставке информации, способствующей принятию предпринимателями продуманных решений,  таким образом,  информация, предлагаемая деловыми изданиями читательской аудитории, должна быть достоверной, лаконичной и вполне применимой на практике.

    Постсоветские годы российской истории часто делят  на два периода: «до кризиса» и  «после кризиса». Дефолт стал исторической вехой, знаменующей начало третьего этапа становления деловой прессы, который длится и по сей день.

    После кризиса 1998 г. российские «олигархи» прекратили «накачивание» сектора деловых  печатных СМИ деньгами. Количество деловых изданий в начале третьего этапа становления системы деловой периодики (август 1998 г.— наши дни) резко сократилось. Оставшиеся и вновь появляющиеся издания пытались проводить политику независимости от большого бизнеса. Наиболее ярким примером такой политики является газета «Ведомости», она стала выходить в сентябре 1999 г.

    «На этот раз был привлечен иностранный  опыт. Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух качественных газет предприняли крупнейшие западные финансово-экономические и издательские концерны — американский «Доу Джонс» и английский «Пирсон». Учредитель и издатель «Ведомостей» ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» демонстрировал, что газета делается по зарубежным образцам качественной прессы— респектабельной британской газеты «Financial Times» и американской «Wall Street Journal»14.

  Физически «Ведомости», следуя западным традициям качественных изданий, сформированы из двух «тетрадей»: первая печатается на белой бумаге и посвящена проблемам макроэкономики и политэкономии; вторая — на розовой бумаге (элемент фирменного стиля «FT») и освещает вопросы рынков, отраслей и положения компаний в них.

   В 90-х гг, прошлого века российская журналистика претерпела серьезные изменения. В ее структуре выделились особые типы изданий, ключевой темой для которых стала экономика, а главным действующим лицом— предприниматель: промышленник, банкир, коммерсант. Название «деловая пресса» объединило десятки печатных изданий самых разных оттенков — от рекламного листка до иллюстрированного журнала. Резко отличаясь друг от друга по форме и содержанию, новые издания преследуют общую цель — помочь деловому человеку в его бизнесе.

         Существующая система деловой  прессы занимает особое место  в структуре отечественной периодической  печати. В газетно-журнальном мире  России она представлена разветвленной  сетью изданий, различных по  формату, периодичности, тиражам, аудиторной направленности, способу финансирования. В структуре деловой прессы — газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.

        Сегодняшний поворотный момент  в истории служит своеобразной  характеризующей чертой перехода, образно говоря, от журналистики «прошлого» к журналистике «будущего».

           Таким образом, нельзя преуменьшать  значение деловой прессы в  развитии средств массовой информации  вообще, так как в данный момент  она занимает наиболее твердые  позиции на рынке прессы в силу своей включенности    в    бизнес.    Это    ощущается    по    содержанию    многих периодических изданий: практически во всех них содержится информация делового характера.

Очевидна  огромная позитивная роль деловой прессы, прежде всего, формирование общественного мнения, рыночного сознания у аудитории, способствование становлению нормальных, развитых рыночных отношений. Период, в котором сейчас пребывает Россия, полон противоречий, и особенно важным и актуальным является создание надежного фундамента, базы для появления нового, цивилизованного общества со своими законами, развитыми рыночными отношениями и, безусловно, наличием соответствующего информационного пространства, способного обслуживать это общество. 
§ 2. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ДЕЛОВАЯ  ПРЕССА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ.

Информация о работе Деловая пресса России (на примере газеты «Коммерсант»)