Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
исследовать теоретико-методологические аспекты проблем эффективного развития экономики регионов;
провести анализ транспортного комплекса Хабаровского края, в том числе по видам транспорты и выявить перспективные направления и проблемы развития;
разработать проект развития транспортного комплекса и инфраструктуры региона на основе расширения инвестиционной активности в транспортном комплексе.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………..……………………………………
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ …………………………..……………………………………...


7
1.1 Параметры эффективной модели регионального развития:
общие характеристики ……………………………………………..

7
1.2 Методика комплексной оценки уровня социально-
экономического развития регионов России: сущность,
параметры, возможность совершенствования …………………….


11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ …………………………..…………………………………………..


18
2.1 Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского
края…………………………..…………………………………………...

18
2.2 Анализ уровня развития и проблем транспортного комплекса
Хабаровского края по видам транспорта …………………………..

23
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …...


34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Регональная экономика и управление (курсовая) трансп инфраструктура Хаб. край.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Географическое положение  Хабаровского края как одного из периферийных районов обусловило развитие специфического транспортного комплекса, который представлен в настоящее время исключительно автомобильным транспортом с соответствующей инфрастуктурой. Этот вид транспорта в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Настоящее связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. Поэтому хозяйствам региона с большими расстояниями между поставщиками и потребителями всех видов продукции и материалов характерна высокая доля транспортных затрат. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от «двери к двери» без дополнительных затрат  и др.на перегрузку.

В приведенной таблице отражена динамика пассажироперевозок различным видами транспорта в Хабаровском крае (Приложение 1).

В значительном объеме на территории края  функционирует  воздушный транспорт. Этот вид транспорта, как и автомобильный, является одним из самых дешевых для перевозки пассажиров. Он используется в народном хозяйстве для транспортировки срочных грузов, выполнения работ при строительстве трубопроводов, мостов, линий электропередач, участвует при проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно - технического потенциала страны, региона. В связи с этим следует отметить, что роль воздушного транспорта на территории Хабаровского края  неуклонно растет. В связи с этим за период реформирования экономики Хабаровского края  темпы развития воздушного транспорта зримо возросли, это привело к тому, что авиатранспорт стал  рентабельным и не прекратил свое существование.

Еще одним важным показателем развития транспорта в крае  является обеспеченность территории автодорогами с твердым  покрытием. Общая протяженность дорожной сети в Хабаровском крае составляет 3639 километров. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 33,5 километров путей на 1 тысячу километров квадратных площади. Для сравнения: этот показатель в Пермской области составляет 58, а в Курской, Новгородской областях - 176 километров дорог на 1 тысячу километров квадратных площади территории, что больше, чем среднероссийский показатель в пять раз. Удельный вес дорог с твердым покрытием (гравийным, щебеночным, шлаковым, булыжниковым) составляет 84,5% (протяженностью 2,9 тысячи километров), в том числе с усовершенствованным асфальтобетонным покрытием 35,8% (протяженностью 1,2 тысячи километров). Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет 33%.

Только 94 из 243 населенных пунктов  Хабаровского края  сегодня  имеют  пассажирское сообщение транспортом  общего пользования, что составляет 39%. В целом по России этот показатель находиться на уровне 60%.  
В целом единая автодорожная сеть края  окончательно не сформировалась и слабовато  связана с транспортной системой России. Уровень отсталости транспортной инфраструктуры Хабаровского края  выше уровня европейской части страны. Особенно плохо развиты дороги в южных районах края. Причин этого несколько: край удален от железной дороги, путевое строительство затруднено ввиду практически полного отсутствия низких перевальных точек. Кроме того, параметры дорог (малые радиусы закругления, деревья на обочинах, прохождение транзитных путей через населенные пункты) не отвечают предъявляемым современным требованиям. Эти обстоятельства во многом препятствуют реализации богатого потенциала, который заложен в выгодном положении Хабаровского края, сдерживают развитие промышленности в крае  в целом.

Таким образом, для современного транспорта Хабаровского края наиболее характерны следующие тенденции. Сокращается объем перевозок грузов автомобильным транспортом, транспортировки грузов и пассажиров воздушным транспортом сведены к минимуму, что фактически привело к тому, что регион превратился их периферийного в "тупиковый" район с точки зрения транспортно - географического положения. При этом отмечается крайне незначительный рост тарифов на транспортные услуги. Год от года растет число неплатежеспособных предприятий. Кроме того, сам Хабаровский край  является мало привлекательным  для внешних инвесторов, так как относится к депрессивным регионам со слабо развитой промышленностью и инфраструктурой, не продуманной законодательной базой.

Одновременно с негативными  моментами существуют и положительные процессы. Увеличивается годность основных фондов транспорта, которая по сравнению с остальными отраслями экономики очень высока. Существуют предпосылки для роста пассажироперевозок, особенно в пригородном и межрайонном сообщениях, в связи с увеличением протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Не смотря на то, что в настоящее время отрасль не является рентабельной, она имеет ряд неоспоримых конкурентных преимуществ: доминирующее положение автомобильного транспорта (в силу географических особенностей), отсутствие необходимости в складских помещениях для готовой продукции (поскольку перевозки являются услугами), быстрый оборот денежных средств. Кроме того, приграничное положение Хабровского кая  таит в себе мощный потенциал для развития внешнеэкономических торговых связей, может способствовать выходу региона из состояния практически полной изолированности.

Поэтому для привлечения инвестиций в предприятия транспорта Хабаровского края  требуется в самые краткие сроки совместными усилиями с местной администрацией разработать программу реформирования отрасли. Для выбора наиболее выгодного объекта капиталовложений в транспорт необходимо оценить инвестиционную привлекательность конкретного предприятия. Эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких как вид груза, его массовость, расстояние перевозок, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и так далее.

Структура транспортной системы Хабаровского края условно представлена ниже на схеме:

 

 



 

 





 









 

 



 


 

 

Рисунок 1.2.1 - Структура  транспортной системы Хабаровского края  в 2004 году

 

 

2.2 Анализ уровня развития  и проблем транспортного комплекса 

      Хабаровского края по видам транспорта

Транспортный комплекс Хабаровского края представлен всеми  видами транспорта и занимает ключевые позиции в единой транспортной системе  Дальнего Востока. По объему грузооборота (экономическому показателю работы транспорта, равному произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки) транспортный комплекс Хабаровского края находится на первом месте в Дальневосточном Федеральном округе (ДФО).

Железнодорожный транспорт 

По территории Хабаровского края (проходят две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выход сети железных дорог России к портам Хабаровского и Приморского краев, являются мощным международным транспортным коридором «Запад - Восток», который связывает Европу и Центральные районы России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Железнодорожный транспорт Хабаровского края обеспечивает около 40% от грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 94% - от грузооборота всех видов транспорта Хабаровского края и 31% - от грузооборота всего транспортного комплекса ДФО.

Одной из главных задач  развития транспортного комплекса  Хабаровского края на долгосрочную перспективу  является развитие Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, в том числе создание ПОЭЗ «Советская Гавань», и увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали.

ОАО «РЖД» в целях обеспечения пропуска перспективных грузопотоков к портам Ванино (3) и Советская Гавань (4) с 2008 года реализуется на основе государственно-частного партнерства проект «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань».

16 декабря 2009 года на  месте строительства нового Кузнецовского тоннеля завершилась проходка транспортно-дренажной штольни и началась проходка в рабочем режиме основного тоннеля. По состоянию на 01.04.2011 года с начала строительства пройдено свыше 3200 м основной штольни тоннеля.

В целях увеличения пропускной способности  Транссибирской магистрали Дальневосточной  железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД» в ноябре 2009 года введена в эксплуатацию вторая очередь мостового перехода через реку Амур у г.Хабаровска, что позволило увеличить пропускную способность железной дороги в 1,5 раза, с существующей 95 до 153 пар поездов в сутки

Продолжаются мероприятия по реконструкции  вокзального комплекса станции  Хабаровск-1, предусматривающие реконструкцию  подземного тоннеля вокзала и  пассажирских посадочных платформ с  устройством павильонов выхода из тоннеля.

Водный транспорт

Внутренний водный транспорт  является одним из важных элементов  транспортного комплекса Хабаровского края и занимает особое место в  жизнеобеспечении северных районов, осуществляет основные объемы перевозок социально-значимых грузов и пассажиров.

Внутренний водный транспорт Хабаровского края, представленный ОАО «Амурское пароходство» и ОАО «Николаевский морской торговый порт», обеспечивает выход грузо- и пассажиропотоков через сеть водных путей в южном направлении в северо-восточные провинции КНР, в северном - в Татарский пролив и страны АТР. Крупнейшие речные порты расположены в г.Хабаровск и г.Комсомольск-на-Амуре.

Внутренним водным транспортом  осуществляются основные объемы перевозок  социально-значимых грузов в северные районы края. Для доставки угля ОАО «Амурское пароходство» и ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» используют буксиры-толкачи и баржебуксирные составы, суммарной грузоподъемностью более 20 тыс. тонн. Для поставок нефтепродуктов танкеры типа ТН 600, общей грузоподъемностью 3600 тонн. На линии Николаевск-на-Амуре – Охотск используются т/х «Морской-14», танкеры «Лена-нефть» и «Волганефть – 301».

Для организации пассажирских перевозок водным транспортом открыта  скоростная транзитная линия Хабаровск  – Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск, протяженностью 933 км. Ее обслуживают суда на подводных крыльях типа «Метеор», принадлежащие ОАО «Амурское пароходство» и ООО «Амурпорт»

На территории края расположены  крупные морские международные  порты Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри. 
Порт Ванино - крупнейший транспортный узел региона, который перерабатывает свыше 60% объема грузов всех морских портов Хабаровского края.

Причалы порта расположены  в четырех бухтах: Ванина, Мучке, Малая Ванина и Чум.

Порт имеет обширные транспортные связи. Он является конечной точкой Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С краевым центром порт связан автомобильной дорогой «Хабаровск - Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре». Постоянно действующая морская железнодорожно-автомобильная паромная переправа Ванино - Холмск связывает материк и остров Сахалин.

На территории порта  осуществляют деятельность стивидорные  компании ОАО «Ванинский морской  торговый порт», ЗАО «Трансбункер-Ванино»  и ЗАО «Дальтрансуголь».

Порт Советская Гавань расположен в естественных глубоководных бухтах залива Советская Гавань. Глубина фарватера залива до 23 метров. Основные глубины в заливе Советская Гавань позволяют заходить в акваторию бухты судам дедвейтом до 50 000 тонн при существующей портовой инфраструктуре и до 300 000 тонн при соответствующем развитии портовой инфраструктуры.

На территории порта  осуществляют деятельность стивидорные  компании ОАО СП «Совгавань-Порт», ООО  «Причал-Трейдинг», ООО «Совгаванская  СРК» и ЗАО «Гавань-Бункер», ООО «Терминал-Совгавань».

Порт является морским рыбным и торговым портом, который обладает высоким потенциалом для ремонта и переоснастки морских судов, имеющий развитый транспортный узел: железнодорожная ветка имеет выход на БАМ, автодорога связывает город с краевым центром.

У берегов залива Чихачева в бухте Сомон расположен морской  торговый порт Де-Кастри, специализирующийся на отгрузке лесных грузов и нефти  на экспорт.

В порту действует  нефтепровод и нефтеналивной  терминал компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», которые позволяют осуществлять отгрузку нефти на экспорт в объеме 12 млн. тонн в год..

Автомобильное сообщение  с портом осуществляется по автодороге «Селихино-Николаевск-на-Амуре».

На территории портов действуют Ванинская таможня, пункты пограничного контроля, посты миграционного контроля и службы капитана портов, Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», осуществляющий функции надзора за безопасностью мореплавания, выполнением международных договоров, конвенций и российского законодательства в области судоходства.

Информация о работе Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)