Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
исследовать теоретико-методологические аспекты проблем эффективного развития экономики регионов;
провести анализ транспортного комплекса Хабаровского края, в том числе по видам транспорты и выявить перспективные направления и проблемы развития;
разработать проект развития транспортного комплекса и инфраструктуры региона на основе расширения инвестиционной активности в транспортном комплексе.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………..……………………………………
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ …………………………..……………………………………...


7
1.1 Параметры эффективной модели регионального развития:
общие характеристики ……………………………………………..

7
1.2 Методика комплексной оценки уровня социально-
экономического развития регионов России: сущность,
параметры, возможность совершенствования …………………….


11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ …………………………..…………………………………………..


18
2.1 Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского
края…………………………..…………………………………………...

18
2.2 Анализ уровня развития и проблем транспортного комплекса
Хабаровского края по видам транспорта …………………………..

23
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …...


34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Регональная экономика и управление (курсовая) трансп инфраструктура Хаб. край.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Стабилизация экономического положения предприятий создает основу не только для самостоятельного обеспечения социально-экономического положения основного костяка трудящихся и членов их семей, но и всего населения, так как обеспечивает экономическое развитие всех остальных производственных (коммунально-бытовых), жилищных и социальных сфер деятельности региона. Повышение экономического положения трудящихся и их семей объективно (автоматически) приведет к росту сфер обслуживания, торговли, коммунально-бытового обслуживания, создаст устойчивую надежную налогооблагаемую базу для формирования фондов социального обеспечения (причем включая и государственный сектор: оборону, содержание правительства и т.д.).

Пассивная позиция органов  власти всех уровней по отношению к формированию устойчивого развития промышленных предприятий (промышленной политики), составляющих основу производительных сил и являющихся источником материального благополучия населения, приводит к возрастанию пассивной потребительской нагрузки на социальное обеспечение, прежде всего, за счет социальных фондов федерального бюджета, который в свою очередь формируется именно за счет индустриальных производственных предприятий регионов. Именно создание научно-технического, промышленно-транспортного ядра экономики региона создает основу и финансовые источники социально-экономического развития всех сфер его жизнедеятельности.

Таким образом, формирование целевых приоритетов и эффективной обоснованной стратегии производственного и экономического развития регионов должно производиться в соответствии и на основании сформированной стратегической политики государства. В то же время, вследствие специфики деятельности социальных территориальных систем, значительная часть бюджета административно-территориальных образований - субъектов Федерации - формируется за счет производственной деятельности. Взаимозависимость и взаимообусловленность доходной и расходной части бюджета субъектов Федерации от социально-экономического состояния и развития городов данного административно-территориального образования требует разработки стратегических программ развития региональных и урбанизированных образований в тесной итеративной взаимоувязке.3

Еще раз подчеркнем, что  благосостояние населения региона  прежде всего обусловливается уровнем производственно-хозяйственного развития. Именно он определяет возможности и уровень социально-экономического развития территории. Более того, стратегические цели регионального развития предопределяются специфическими особенностями развития регионов. Таким образом, народнохозяйственный комплекс территории, по сути, предопределяет цели, экономику и стратегию развития промышленного производства региональных административно-территориальных образований, а в некоторых случаях и государства в целом.

 

 

1.2 Методика  комплексной оценки уровня социально-

      экономического развития регионов  России: сущность,

      параметры, возможность совершенствования

Методика комплексной  оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ разработана  и является приложением к Федеральной целевой Программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010гг и до 2015г.)». В соответствии с методикой определяется  порядок софинансирования инвестиционных проектов из средств фондов регионального развития и алгоритм оценки необходимого объема федеральной финансовой помощи субъекта РФ.4

Показатели, используемые в официальной методике характеризуют  качество жизни населения, текущее  состояние социально-экономического развития и степень развитости инфраструктуры региональных групп и отдельных субъектов РФ.     

Используемые показатели собраны в три блока – производственный, ресурсно-инфраструктурный и социальный. Приведем перечень показателей:5

  • валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения, тыс. руб.;
  • объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб.;
  • объем внешнеторгового оборота на душу населения, тыс. долл.;
  •   финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения, тыс. руб.;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера);
  • уровень зарегистрированной безработицы, в процентах к экономически активному населению;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в процентах к общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения, тыс. руб.;
  • основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости с учетом  удорожания капитальных затрат) на душу населения, тыс. руб.;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля);
  • сводный показатель уровня развития отраслей инфраструктуры, рассчитываемый на основе  следующих четырех первичных индикаторов:
  1. обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (количество мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);
  1. выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (количество человек на 10 тыс. человек);
  2. обеспеченность населения амбулаторными поликлиническими учреждениями (число посещений в смену на 10 тыс. человек населения);
  3. обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (количество человек на 10 тыс. человек).

При формировании модели эффективного социально-экономического развития необходимо выделить две взаимосвязанные  и взаимодополняющие подсистемы – донорную и акцепторную. Донорная подсистема формирует инфраструктуру для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства регионального совокупного общественного продукта. Акцепторная подсистема (Сфера нематериального производства) формирует условия для развития инфраструктуры обеспечивающей качество жизни человеческого общества, а также обеспечивает условия для развития донорной подсистемы.6

Для определения приоритетных направления социально-экономического развития регионов, а также выработки  практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности развития регионов необходимо использовать комплексный подход. Данный подход позволяет создать условия для организационного развития донорной и акцепторной подсистем. Обеспечение эффективности социально-экономического развития региона можно структурировать в четырехуровневую модель. 

1 уровень обеспечения  эффективного социально-экономического  развития региона состоит из  независимо структурированных предприятий  (доноров) и социальной сферы  (акцепторов) как базовых элементов многоуровневой системы.7

Здесь формируется локальный  процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона  за счет оптимизации системных взаимосвязей донора – производителя продукции-товара, с учетом базовых параметров группировки  (по географическому сегменту рынка, изделию, с учетом вида производственной структуры и специфики структуризации; процессу и акцептору – социальной сфере как подсистемы обеспечивающей базовые условия для жизнедеятельности населения.

Процесс обеспечения эффективного развития донорной подсистемы рассматривается как целевая ориентация на внутреннюю организацию предприятий и эффективное рыночное поведение, на основе моделей организационной эффективности – целевой модели Перроу (1961г.), системно-ресурсной модели Юхтмана и Сишора (1967г.) и противоречивой модели Холла.

Эффективность управления затратами в социальной сфере  должно достигаться путем согласования и действий донорной подсистемы региона. Проблема согласования должна быть отнесена к управленческой проблеме локального уровня и, как правило, имеет важное значение в условиях развития регионального рынка.

2 уровень обеспечения  эффективного социально-экономического  развития региона формируется  из структурированных по отраслевому  признаку предприятий с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов (доноров) и качественно нового уровня социальной сферы, а также нарастающей потребности в формировании инвестиционной привлекательности (среды, климата и т.д.) региона (акцепторной подсистемы). В отличии от первого уровня системообразующие предприятия структурируются с учетом максимального использования региональных природных и трудовых ресурсов, тем самым способствуя их развитию и минимизации внешних заимствований.8

3 уровень обуславливается интегрированием целей и задач группы ведущих отраслей региона, объединяемых на партнерских отношениях для достижения взаимоудовлетворяющих результатов на региональном уровне, с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры.9

Спектр акцепторной  подсистемы расширяется и включает в себя социальную сферу 3-го уровня (как синтез 1-го и 2-го уровней), инвестиционный и инновационный потенциал. Для  придания процессу ориентации организационного развития всей донорно-акцепторной подсистемы региона необходимо выделить приоритетные направления и определить государственные рычаги стимулирования данного процесса.

В рамках акцепторной  подсистемы особое значение на этом уровне приобретает инновационное развитие территории региона. По мнению многих исследователей, в рамках региональной инновационной политик необходимо разработать  комплекс мер по стимулированию инновационной деятельности и увязать это с другими направлениями государственной политики. Помимо этого, особое внимание следует уделять комплексному развитию отраслей производства, сохраняя их целостность. Таким образом, 3-ий уровень затрагивает как региональные, так и федеральные организационно-правовые и политико-правовые условия развития донорной и акцепторной подсистем региона, тем самым обеспечивая их системное развитие.

4 уровень необходимо  рассматривать в статусе региональной  конфедерации. В данном случае  регион рассматривается как новая  социально-экономическая форма,  способная не только к саморазвитию, но и к формированию полностью независимых территориальных образований – конфедераций.10

Очевидно, что региональную конфедерацию нужно рассматривать  как возможность образования  на территории федеративного государства  регионов, полностью сохраняющих  свою независимость, имеющих собственные органы власти и управления, а специально объединяемые органы создаются только для координации действий в определенных целях, т.е. регионы полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

В современных условиях учет региональных интересов в деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности регионов являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом. Между тем, необоснованное увлечение в использовании этих принципов в реальной деятельности органов управления разных уровней может привести к развитию таких явлений как региональная автаркизация и региональный монополизм.

Как правило, потребность  в формировании 4-го уровня может  быть обусловлена неспособностью федеративного государства обеспечить  выполнения минимальных своих функций в рамках государственной региональной политики.

Четырех уровневая подсистема формируется как объединение  всех элементов процесса обеспечения  эффективного социально-экономического развития региона в единую систему посредством прямых и обратных связей: снизу-вверх – вложение локальных процессов в более сложные процессы верхних уровней, и сверху вниз – создания верхними уровнями условий и предпосылок нормального протекания процесса на более низких, локальных уровнях.

Таким образом, в рамках теоретико-методологической главы  проекта автором были проведены  исследования моделей эффективного экономического развития регионов и  представлена методика оценки эффективного экономического развития субъектов  РФ.

На основе изученных теоретических аспектов проблемы автор может логически подойти к аналитической и проектной частям исследования, посвященным анализу эффективного экономического развития отдельной отрасли экономики конкретного региона РФ – транспортной инфраструктуры Хабаровского края и предложить проектные мероприятия по повышению устойчивости и эффективности развития транспортной системы анализируемого субъекта РФ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И  ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ 

   ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО

   КРАЯ

2.1 Общая характеристика  транспортной отрасли Хабаровского 

      края

В зависимости от вида, транспорт различают: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему Хабаровского края. По занимаемому транспортно - географическому положению каждый из регионов России может быть отнесен к определенной группе пограничных, столичных, центральных, внутренних, периферийных, тупиковых, «пустых» регионов.

Информация о работе Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)