Генеральный план города Твери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Город Тверь основан в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.
По окончании Северной войны в 1721 году Тверь перестает служить крепостью. Город развивается в направлении четырех посадо

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная записка.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Жилой фонд западной части  Центральной планировочной зоны состоит из усадебной деревянной застройки и микрорайонов многоэтажной застройки вдоль пр. Калинина и ул. Софьи Перовской. Эта часть района требует реконструкции  как промпредприятий, так и ветхой деревянной застройки.

Южнее реки Лазури город  развивался во второй половине XX века и представлен как застройкой “сталинской эпохи”, так и микрорайонами панельного домостроения. Основная меридиональная ось – пр. Чайковского фланкируется построенным в 70-е годы железнодорожным вокзалом.

Восточная часть Центральной  планировочной зоны застроена, в  основном, микрорайонами типовой 5-12 этажной застройки и большими по площади производственными зонами: “Химволокно”, “Лазурная-1”, “Лазурная-2” и промузлами. Данные территории можно характеризовать как крайне нерационально используемые и планировочно не организованные.

Выводы. Центральная планировочная зона характеризуется следующими проблемами организации территории:

▪ практически отсутствуют свободные территории для размещения нового жилищного и общественного строительства;

▪ ограничены возможности реконструкции исторических кварталов;

▪ мозаичность селитебных и производственных территорий;

▪ отсутствие рациональной планировочной организации и неэффективное использование территории промзоны Лазурной;

▪ наличие предприятий в промзоне “Химволокно”, имеющих большие санитарно-защитные зоны, перекрывающие селитебные территории, в том числе капитальной жилой застройки;

▪ отсутствие единого каркаса озелененных и обводненных территорий;

▪ отсутствие единой системы обустроенных прибрежных территорий;

▪ отсутствие сформированного каркаса общегородского центра и подцентров планировочной зоны.

Южная планировочная  зона включает территории, ограниченные с севера железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург и с юга – городской чертой г.Твери. Западная часть южной планировочной зоны пересекается автомобильной дорогой федерального значения Москва – Санкт-Петербург и включает территорию поселка Мигалово и аэропорта “Мигалово”.

Основная планировочная  широтная ось, формирующаяся по улице  Оснабрюкская - ул. Можайского – ул. Бригадная, не получила своего завершения так же, как основные формирующиеся, не завершенные меридиональные оси: Октябрьский пр. - Бурашевское шоссе. Исключением является пр.Ленина, пересекающий всю юго-западную часть зоны. Южная планировочная зона не имеет единой взаимосвязанной планировочной структуры.

Большую по площади территорию занимает Юго-Западная (Борихино Поле) производственная зона (Пролетарский район), в районе Мамулино и Бортниково располагаются две коммунально-складские  зоны. Территория Южной планировочной зоны представлена усадебной, малоэтажной и многоэтажной секционной застройкой.

Южная планировочная  зона обладает резервными территориями для дальнейшего развития города, освоение которых на современном  этапе сдерживается  недостаточной  мощностью объектов инженерного обеспечения.

Южная планировочная  зоны характеризуется следующими проблемами организации территории:

• отсутствие сформировавшейся взаимоувязанной планировочной структуры территории;

• мозаичность селитебных и производственных территорий;

• наличие большого количества ветхого и неблагоустроенного жилья;

• отсутствие сформированного общественного центра и подцентров данной территории;

• недостаточная мощность объектов инженерного обеспечения.

В настоящее время  активно осваиваются территории вдоль автомобильной дороги федерального значения Москва – Санкт-Петербург. В основном это земли Калининского района. Вдоль трассы формируются коридоры и узлы экономической активности: коммерческие зоны, новые производственные зоны в районе сельских населенных мест Боровлево, Садыково, Неготино, Брусилово, Никулино, Пасынково.

Таким образом, анализ современной  градостроительной ситуации, сложившейся  в городе в целом, выявил следующие  проблемы:

• в городе резко обостряется дефицит участков для промышленного и гражданского строительства в границах городского округа;

• имеются значительные ресурсы уплотнения и изменения функционального использования производственных зон;

• недостаточно сформированы функциональные взаимосвязи планировочных районов города;

• перегруженность города, особенно Центральной части, транзитным автотранспортом, что обусловлено отсутствием транспортных обходов исторического центра, низкой пропускной способностью мостов через р. Волгу.

• мозаичность функциональных зон - селитебных и производственных, особенно центральной части города и Заволжья;

• наличие ряда внеселитебных территорий (земли Министерства обороны), препятствующих полному и рациональному освоению территории;

• наличие предприятий, имеющих большие санитарно-защитные зоны, перекрывающие селитебные территории, в том числе застроенные капитальной жилой застройкой;

• наличие сибиреязвенного скотомогильника;

• наличие двух аэродромов “Мигалово” и “Змеево”, зоны подлета к которым и шумовые зоны перекрывают жилые кварталы, в том числе практически всю Центральную часть города;

• переуплотнение селитебных зон Центральной части города, снижение комфортности проживания на данных территориях;

• отсутствие в городе сформированной единой системы общегородских центров и общественных центров планировочных районов. Проблема исключительной концентрации общественных функций в исторической части города;

• незавершенность градостроительных узлов;

• отсутствие единой системы озелененных и обводненных пространств, дефицит территорий природоохранного значения и сформированных рекреационных зон;

• отсутствие в городе системы набережных рек Волги, Тверцы, Тьмаки, благоустройства прибрежных территорий, подвергающихся затоплению паводком 1% обеспеченности.

 

Направления территориального развития города

Основные решения проектного территориального развития города:

• Формирование компактной городской застройки путем освоения северных, северо-западных и северо-восточных территорий левобережной части города (Заволжье и Затверечье), южных и юго-восточных территорий вплоть до автомагистрали федерального значения Москва – Санкт-Петербург.

• В качестве основных территорий, предлагаемых для развития города, принимаются свободные от застройки территории в планировочных районах  Заволжский, Затверечский, Сахаровский, Черкасский, Южный, Бортниковский, Мигаловский.

• Сбалансированное развитие правобережной и левобережной частей города с усилением транспортно-планировочных и композиционных связей двух берегов, деконцентрацией общественной застройки и мест приложения труда.

• Формирование центральной зоны города как центра областного значения с завершением архитектурно-ландшафтного комплекса центральной части с выходом на берег р. Волги. Регенерация исторической части города с развитием каркаса общественной застройки – административных объектов, зон и узлов коммерческой и туристско-рекреационной деятельности, сопутствующих сервисных функций.

• Развитие системы районных центров, обеспечивающих структурное единство и композиционную целостность города.

• Развитие функциональных взаимосвязей планировочных районов путем совершенствования транспортной инфраструктуры.

• Дифференциация жилья по уровню комфортности (усадебная, коттеджная, блокированная застройка), увеличение доли малоэтажного строительства. Максимальное сохранение в Центральной (исторической) части города ценной историко-градостроительной среды, сохранение исторической планировочной структуры. Сохранение и частичное восстановление объектов культурного наследия. 

• Формирование природно-ландшафтного каркаса города. Архитектурно-ландшафтное оформление долин рек Волги, Тьмаки, Тверцы.

• Развитие производственных зон за счет реорганизации существующих промзон

• Формирование примагистральных многофункциональных коммерческо-производственных зон и комплексов .

• Реорганизация жилых территорий путем реконструкции кварталов 2-3-х этажных домов барачного типа (жилые кварталы в районе ул. Ротмистрова).

• Формирование спортивно-рекреационных зон на основе лесов лесопарковой части зеленой зоны, водотоков и водоемов.

Генпланом предусматривается формирование компактного пятна города с пропорциональным членением на 3 планировочные зоны: Северную, Центральную и Южную.

 

Северная планировочная  зона. Проектом предлагается:

• Формирование новых районов и кварталов капитальной многоэтажной застройки в северо-восточном и западном направлении.

• Формирование инновационного парка западном направлении.

• Формирование рекреационных зон и комплексов - северная лесопарковая зона, водно-спортивная зона «Карьеры».

• Формирование нового общественного центра – центра Заволжской планировочной зоны на территории “Химбазы”.

• Формирование системы набережных рек Волги и Тверцы с организацией общественных комплексов на прибрежных территориях.

Центральная планировочная  зона. Основные проектные предложения:

• Регенерация исторического центра в соответствии с предложениями по охране объектов культурного наследия, сохранением исторической структуры, сохранением и восстановлением элементов исторического ландшафта, благоустройством долин рек Тьмаки и Лазури.

• Реконструкция жилого района между пр. Чайковского и ул. Пролетарская, с выносом коммунальных предприятий.

• Реконструкция жилого образования Красная Слобода с выносом коммунальных организаций и промпредприятий, находящихся в прибрежных территориях р. Волги.

• Формирование системы набережных реки Волги с организацией общественных комплексов на прибрежных территориях.

• Реорганизация производственных зон  “Химволокно”, Лазурная–1, Лазурная–2, “Химинститут

• Формирование спортивно-рекреационных зон в Затьмачье и вдоль берега Волги.

Южная планировочная  зона:

• Формирование новых жилых районов и кварталов многоэтажной застройки в центральной части южной планировочной зоны в продолжении районов Южный, Южный “Д” и Мамулино.

• Реконструкция и упорядочение жилых кварталов Пролетарского района (жилые образования Первомайский и Кировский) с выносом промпредприятий и коммунально-складских организаций из прибрежных и водоохранных зон с организацией системы озелененных набережных рек Волги и Тьмаки.

• Реконструкция районов ветхой усадебной застройки в районе от ул. Западной до Октябрьского проспекта, южнее железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

• Упорядочение существующей и частично строительство новой усадебной застройки в районе п. Крупской и Бортниково с организацией спортивно-рекреационных зон, подцентров общественной застройки и системы озелененных территорий.

• Формирование нового общественного центра и подцентров жилых районов Южной планировочной зоны в продолжении главной планировочной оси пр. Чайковского (меридионального направления) и ул. Оснабрюкской (широтного направления).

• Формирование единой системы озеленения Южной планировочной зоны путем создания бульваров, скверов, парков, спортивно-рекреационных зон, озеленения долины реки Тьмаки. 

• Реорганизация производственной зоны «Борихино» и производственных зон Мигалово,  Кольцово, “Пасынково”.

• Формирование примагистральных многофункциональных коммерческо-производственных зон и комплексов вдоль автодороги федерального значения (южный обход) Москва – Санкт-Петербург на пересечениях с вылетными магистралями на Тургино, Волоколамск, Старицу в районе деревень Неготино, Никольское, Глазково.

• Формирование перспективы для комплекса международного аэродрома совместного базирования с организацией коммерческо-производственных зон и комплекса пассажирского аэропорта. 

• Организация на пересечении Старицкого шоссе и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург коммерческо-производственного комплекса с железнодорожным вокзалом  Тверь–2.

 

Предложения (за расчётный срок) по изменению границы  муниципального образования

 

Проблема дефицита территорий в муниципальных границах для  развития городских населенных пунктов  свойственна всем регионам РФ, но в  условиях города Твери является одной  из наиболее острых.

Предложения генплана по изменению границы МО «Город Тверь» основываются на гипотезе компактного  развития городской застройки, в  то же время не предусматривают поглощение городским округом локальных  узлов развития селитебных либо производственных функций. Расширение территории города Твери намечено за счет земель к северо-западу от Заволжского района, в районе населенных пунктов Глазково и Змеево, вдоль Сахаровского шоссе (для устранения эксклавности пос. Сахарово), а также в южной части города до обходной автодороги и в юго-западном направлении (резерв для перспективного развития аэропорта Мигалово и смежной производственной зоны).

Информация о работе Генеральный план города Твери