Таможенные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении теоретического и практического материала, посвященного определению специфики преступлений в сфере таможенной деятельности.
Для достижения указанной выше цели ставятся следующие задачи:
- исследование системы таможенных преступлений,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с перемещением товаров,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с неуплатой таможенных платежей,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5
1.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 5
1.2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 16
2.1. НЕЗАКОННЫЕ ЭКСПОРТ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ПЕРЕДАЧА СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕЗАКОННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ), КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (189 УК РФ) 16
2.2. НЕВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (СТ.190 УК РФ) 20
2.3. УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.193 УК РФ) 21
2.4.УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ. 193 УК РФ) 23
2.5 СОВЕРШЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕВОДУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЧЕТА НЕРЕЗИДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДЛОЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ (СТ. 193.1.) 25
2.6 УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВЗИМАЕМЫХ С ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (СТ.194 УК РФ) 26
2.7 КОНТРАБАНДА СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ, ЯДОВИТЫХ, ОТРАВЛЯЮЩИХ, ВЗРЫВЧАТЫХ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ИЛИ ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, БОЕПРИПАСОВ, ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ, ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ИНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ, ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ИНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, А РАВНО СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ИЛИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИБО ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (СТ. 226.1) 27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

таможенные преступления.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Большинство из указанных  факторов, объективно устранимы за счет возможностей использования достижений науки и техники в ходе выявления  и расследования преступлений, которые традиционно связываются с возможностями использования специальных знаний для этих целей.

Учитывая, что таможенные преступления в основной своей части  связаны с товарами, в частности  контрабандой и недостоверным декларированием  товаров, должностные лица таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и дознание по уголовным делам, достаточно часто привлекают сотрудников экспертно-криминалистических служб ФТС РФ в качестве специалистов и экспертов [9].

В новых экономических  условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана накопив значительный эмпирический материал, и кардинально поменяв законодательную базу, возникла необходимость в обобщении, анализе и научной систематизации современного состояния использования специальных знаний при расследовании таможенных преступлений.

Тем не менее, правоприменительная  практика свидетельствует, что при  рассмотрении понятия и сущности специальных знаний необходимо исходить из того, что Они должны толковаться  как в широком, так и узком  смысле. В широком смысле специальные знания могут потребоваться в самых различных ситуациях поиска истины, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Они нужны при расследовании налоговых преступлений, востребованы в таможенном деле. Всюду, где нормоприменяющий субъект обнаруживает, что его познания, во-первых, недостаточны, во-вторых, и что главное, его суждения не могут быть положены в основу принятия решения, поскольку соответствующие правила, инструкции, подзаконные акты, законы требуют квалифицированного мнения именно специалиста в данной конкретной области знания. В узком смысле знания наиболее востребованы в раскрытии и расследовании преступлений [10 C. 7].

Основной целью использования  специальных знаний в следственных действиях, как это следует из содержания ст. 58 УПК РФ, определяющей понятие специалиста, является содействие следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов которое осуществляется, прежде всего, путем применения необходимых технических средств и способов (ч. 6 ст. 164 УПК РФ) [10 C. 15]. Таким образом, общей целью использования специальных знаний является получение доказательств по уголовным делам [11], которое достигается специалистом путем оказания содействия следователю в применении экспертно-криминалистических методов и средств при собирании, изучении (исследовании), проверке, оценке и использовании судебных доказательств [12].

Исходя из законодательно закрепленных положений, специальные  познания в ходе раскрытия и расследования  преступлений могут применяться  для: 1) производство судебной экспертизы и дача заключения (ст. 57 УПК РФ); 2) участие специалиста в процессуальных действиях (ст. 58 УПК РФ), в том числе:

а) оказания содействия в  обнаружении, закреплении и изъятии  предметов и документов;

б) оказания содействия в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела;

в) постановки вопросов эксперту;

г) разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста.

Так, применительно к  расследованию, осуществляемому таможенными органами, нерешенными являются вопросы правовых основ и форм использования специальных познаний на стадии возбуждения уголовного дела: допустимости производства судебных экспертиз, возможностей использования заключений экспертов, полученных в рамках таможенного контроля, административного расследования, оперативно-розыскной деятельности [8 С.4, 5].

Учитывая подследственность  преступлений, по которым таможенные органы в настоящее время уполномочены выполнять неотложные следственные действия, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 189 УК РФ, должны передаваться для производства предварительного следствия следователям органов Федеральной службы безопасности РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 190, 193, 226.1 УК РФ - следователям органов внутренних дел РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ - следователям Следственного комитета РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 229.1 - следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.

Если среди участников указанных преступлений будет установлено лицо, указанное в пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, т.е. должностное лицо органов исполнительной власти, военнослужащий или гражданское лицо персонала Вооруженных сил РФ и других воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей, то после выполнения неотложных следственных действий такие уголовные дела должны быть переданы для продолжения расследования следователям Следственного комитета РФ.

Ввиду рассмотренных  изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, полномочия таможенных органов как органа дознания, существенно сократились, но их и в настоящее время вполне достаточно для выявления и пресечения преступлений в таможенной сфере и влияния на соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза [13].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преступность не имеет  ни национальности, ни административно-территориальных  границ, и проблемы борьбы с нею  не только близки и понятны всем, но и требуют принятия комплексных мер, направленных на установление над нею социально-правового и уголовно-правового контроля.

Проведение экономических  реформ, структурная перестройка  народного хозяйства и связанная с ней либерализация внешнеэкономической деятельности повлекли за собой утрату со стороны компетентных органов контроля внешнеэкономических связей, а упрощение въезда и выезда, прозрачность границ создали благоприятные условия для совершения ряда экономических преступлений, приносящих дельцам теневого бизнеса огромные прибыли.

В то же время судебная практика по вступившим в законную силу приговорам суда свидетельствует, что за преступления, наносящие экономике страны наибольший ущерб, - контрабанду товаров народного потребления, сельхозтехники, автотранспорта, спиртосодержащей жидкости лица, их совершившие, в основном, несут лишь условную меру наказания.

 Высокая доходность  контрабандных операций стимулирует  рост хищений и иных противоправных деяний. Анализ раскрытых преступлений свидетельствует о непрекращающихся хищениях с предприятий края стратегических ресурсов (цветных металлов, нефтепродуктов, леса и лесопродукции и т.д.) с целью их вывоза за границу.

Необходимо отметить, что до недавнего времени понятие  таможенного преступления в науке уголовного права вообще не рассматривалось. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. предусматривался лишь один состав преступления, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме - контрабанда (ст. 78).

Однако, как верно утверждают А.И. Чучаев и С.Ю. Иванова, со временем изменение функций и роли таможни в государстве повлекло расширение юридической базы, что создало необходимые предпосылки для интегрирования в самостоятельную группу уголовно-правовых норм, направленных на охрану однородных общественных отношений в сфере функционирования таможенной системы России.

Правильность этих суждений подтверждает и уголовно-процессуальное законодательство, обязывающее таможенные органы проводить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), и неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ).

В исследованиях, посвященных  таможенным преступлениям, последние определяются как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и ввоза на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Одной из характерных  особенностей таможенных преступлений является то, что все рассматриваемые нормы являются бланкетными, в силу чего необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов. В первую очередь это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др.

По статистическим данным и информации, имеющейся в различных, в том числе и диссертационных  исследованиях, посвященных рассматриваемой теме, в общем количестве возбуждаемых в пределах календарного года уголовных возбуждается по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), совсем незначительное количество - по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Завершают этот своеобразный рейтинг единичные случаи уголовных дел, возбуждаемых за незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

Правоохранительная деятельность таможенных органов является, одной из важнейших форм государственного контроля. 

Таможни Российской Федерации, являясь правоохранительными органами, компетентны решать все вопросы, касающиеся осуществления 

таможенного дела на своей территории. Как и региональные управления, таможни осуществляют проведение на своей территории 

таможенной политики независимо от того, идет ли речь о перемещении через таможенную границу или о борьбе с контрабандой или иными 

преступлениями в этой сфере. Таможенные посты - неотъемлемая часть единой системы таможенных органов. Основная задача их состоит 

в реализации мер по обеспечению экономической безопасности.

Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями призвана определять не только основные направления, цели и средства борьбы с противоправными посягательствами, но и ее формы и методы, роль и место органов, занимающихся правоприменительной практикой.

Борьба с преступлениями, совершаемыми в таможенной сфере, с  учетом их большой общественной опасности, должна вестись всеми предусмотренными законом средствами и, разумеется, только в рамках закона.

Проведенное исследование в данной работе позволяет сделать вывод о необходимости научной доработки понятий и содержаний таможенных преступлений, вновь введенных в Уголовный Кодекс РФ, так как недостаточно четкая формулировка их составов в практике правоохранительных органов нередко приводит к ошибкам при квалификации преступлений и назначении наказаний.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации / Принят Государственной Думой 24 мая 1996 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1996г. - №32. - Ст.3301.(с изм и доп. от 06.04.2013)
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6615
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями по состоянию на апрель 2010 г.)
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ
  6. ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года,N 311-ФЗ.
  7. Федеральный закон от 14.04.1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
  8. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право. Учебник, М.: Магистр, 2012.
  9. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб. – 2-е издание, перраб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
  10. Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Ч. 2. - М.: Академия управления МВД России, 2013, С. 320 - 327.
  11. Завражных М.Л. Таможенное право России: учеб. пособие, 3-е изд., испр. – м.: Омега-Л, 2013 – 207 с.
  12. Иванова С.Ю., Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России / Иванова С.Ю. // Ульяновск, 2012.
  13. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практическое пособие / А.М. Зинин. - М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон» 2013.
  14. Ларечев В.Д., Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / Ларечев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. // Экзамен, Москва, 2012.
  15. Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России. / Жбанков В.А., Огнева А.О. / К вопросу о сущности и криминалистической характеристике таможенных преступлений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voenprav.ru/doc-3586-6.htm.
  16. Нестеров А.В. Актуальные вопросы современной сыскной теории и практики // Оперативник (сыщик). № 1 (26) январь 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/org/persons/68747.
  17. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по декабрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 годом [Электронный ресурс] Режим доступа: http://customs.ivs/index.php?option=com_content&view=article&id=15537:-2011-2010-&catid=55:2011-01-24-16-40-26.
  18. Cнетков В.А. Применение экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений // Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений. - М., 2011. С. 5.
  19. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. - М., 2012.      С. 47.
  20. Сучков Ю.И., Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации/ Экономика, Москва, 2012.
  21. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В. Тимошенко - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
  22. Таможенная преступность / Долгова А.И., Криминология: учебник под редакцией А.И. Долговой 4-е издание переработанное и дополненное // НОРМА ИНФРА-М, Москва, 2013.
  23. Сайт Федеральной таможенной службы - О компетенции таможенных органов как органов дознания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/view/mind/858-o-kompetencii-tamozhennyh-organov-kak-organov-doznaniya.html.

Информация о работе Таможенные преступления